/
Результат поиска


Рязанова С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 144-150. — Рец. на кн.: Белякова Н. А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-1980-е гг.: Исследование и источники. Индрик, 2015
PDF
Рязанова Светлана Владимировна
Клюева В. П., Рязанова С. В. Молитвенные практики в пятидесятнической среде: религиозная коммуникация ≪по вертикали≫ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 90-102. DOI: 10.15382/sturI201664.90-102
В статье анализируются основные тенденции в эволюции протестантизма с учетом многообразия его течений: индивидуализация личного религиозного опыта, высокая интенсивность религиозной жизни, актуальная включенность в жизнь сообщества верующих, усиление мистической ориентированности культовой практики. Определяются факторы увеличения прозелитического потенциала протестантизма. Уточняется понятие религиозной коммуникации как двусторонней связи между человеком и Богом на примере молитвенных практик российских пятидесятников в общинах классических и новых пятидесятников Урала, Тюменской области и ХМАО-Югры. Определяются основные векторы религиозной коммуникации. Устанавливается соотношение молитв, чтения Биб лии и прославления. Выделяется специфика пятидесятнических молитв, с учетом наличия апеллятивной (молитвы об исцелении и благословения) и экспликативной (молитва на языках, глоссолалия) частей. Производится классификация молитвенных практик по формам (индивидуальные и коллективные) и видам (общие/абстрактные или целевые). Особо анализируется специфика и соотношение индивидуальной и коллективной молитв. Специально уделяется внимание глоссолалии как специфической черте пятидесятнического движения, как классической, так и харизматической разновидности. Исследуется частотность произнесения молитв разной целевой направленности. Определяются основные формулы для молитв благословений и благодарности. Выделяется специфический характер молитвы об исцелении в пятидесятнической среде. Рассматривается роль мистического обращения к Богу как единственно возможной эмоции для данного вида коммуникации, дающей возможность личного общения с сакральным. Отмечается, что участие в молитвенных практиках осуществляет адаптирующую функцию, реализуя потребность верующего в осуществлении религиозного опыта в рамках сообщества верующих, и компенсаторную, ликвидируя состояние психологического дискомфорта.
эволюция религии, современный протестантизм, пятидесятники, харизматические церкви, молитва, классификация молитв, религиозная коммуникация, глоссолалия.
1. Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий, или Измененные формы сознания (URL: http://www.religare.ru/2_19172.html (дата обращения: 12. 09. 2015)).
2. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоградский государственный педагогический университет, 2007.
3. Бобырева Е. В. Сферы функционирования и особенности религиозного дискурса // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 296–298.
4. Воронаев И. Е. О молитве // Евангелист. 1928. № 3–4. С. 3–8.
5. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Особенности религиозной коммуникации в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1–2 (61). С. 198–202.
6. Дьячкова Н. А. Религиозный и светский дискурс: Проблемы коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). С. 34–36.
7. Еленский В. Христианство в XX веке: Уроки выживания (URL: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=25&otv=230 (дата обращения: 12. 09. 2015)).
8. Ермакова Е. Исцеление в среде христиан веры евангельской // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 31–39.
9. Желновакова М. Ф. Система внешних религиозных коммуникаций в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 406.
10. Ickovich T. V. 2014 “Raznojazychie v sfere religioznoj kommunikacii” (Different Languages in Sphere of Religious Communication), in Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, 2014, vol. 16, pp. 185–188.
11. Kljueva V. P., Poplavskij R. O., Bobrov I. V. Pjatidesjatniki v Jugre (na primere obshhin RO CHVE HMAO) (Pentecostarians in Jugra (on Example of RO CHVE HMAO Communities)), Saint-Petersburg, 2013.
12. Lunkin R. 2009 “Protestantizm i globalizacija na prostorah Evrazii” (Protestantism and Globalization in Eurasian Space), in Religija i globalizacija na prostorah Evrazii, Moscow, 2009, pp. 91–125.
13. Mitrohin L. N. Baptisty v sovetskom obshhestve (Baptists in Soviet Society), in http://gn.h1.ru/lib/germ/lm.html (Date: 12.09.2015)).
14. Rjazanova S. V., Mihaleva A. V. Fenomen zhenskoj religioznosti v postsovetskom prostranstve (regional'nyj srez) (Phenomenon of Women Religiosity in Post-Soviet Space (Regional Cut)), Perm, 2011.
15. Fedorova M. V. 2014 “Religioznaja kommunikacija: sushhnost' i specifika sovremennogo sostojanija” (Religious Communication: Essence and Specifics of Modern State), in Science Time, 2014, vol. 4/4, pp. 230–240.
16. Fallding H. 1978 “Mainline Protestantism in Canada and The United States of America: An Overview”, in The Canadian Journal of Sociology, 1978, vol. 3/2, pp. 141–160.
17. Gross T. 2003 “Protestantism and Modernity: The Implications of Religious Change in Contemporary Rural Oaxaca”, in Sociology of Religion, 2003, vol. 64/4, pp. 479–498.
18. Leach W. H. 1922 “The Weakness of Protestantism in American Cities”, in The Journal of Religion, 1922, vol 2/6, pp. 616–623.
19. McNeill J. Th. 1926 “The Interpretation of Protestantism during the Past-Quarter Century”, in The Journal of Religion, 1926, vol. 6/5, pp. 504–525.
20. Means R. L. 1966 “Protestantism and American Sociology: Problems of Analysis”, in Sociological Analysis, 1966, vol. 27/3, pp. 128–137.
Клюева Вера Павловна
Рязанова Светлана Владимировна
Рязанова С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 142-146. — Рец. на кн.: Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. Маска, 2015
PDF
Рязанова Светлана Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН;
Электронный адрес: email: svet-ryazanova@yandex.ru.
Рязанова С. В. Выбор Православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 76. С. 130-144. DOI: 10.15382/sturI201876.130-144
Религиозный выбор как часть процесса обращения является границей, за ко- торой происходит изменение мировоззрения индивида. В социальном плане это приводит к изменению религиозной идентичности и аффилиации по отно- шению к религиозному институту. Стимулом для осуществления религиозного выбора могут выступать прозелитическая деятельность и личностные факторы. Обращение к религии как часть процесса самоконструирования личности яв- ляется одной из ступеней в конструировании собственной религиозности. Этот акт может быть растянутым во времени и совершаться под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов. При этом факт осуществления религиозного выбора выступает той точкой, которая позволяет зафиксировать смену миро- восприятия. В условиях религиозного плюрализма на постсоветском простран- стве выбор укорененной в традиции религии должен быть обусловлен набором объективных и субъективных факторов. Для достижения цели исследования использованы методы качественной социологии, включающей в себя объясне- ние мотивов действий и намерений через коммуникативное взаимодействие с субъектом. Анализ серии интервью стал основанием для определения иерархии мотивов и стимулов для осуществления религиозного выбора. Для православия таковыми оказались сложившийся образ жизни, наличие семейных традиций, тенденции моды, стереотипы обыденного сознания, указывающие на традици- онность религиозного сознания.
религия, православие, современная религиозность, индивидуализм, конверсия, религиозный выбор, верующие, Пермский край
  1. Ардашева Л. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. 2013. Т. 2. С. 150–161.
  2. Буланова И. Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии // Вестник ЛГУ. 2014. № 5. С. 146–155.
  3. Игнатьев А. Пять базовых концептов социологии религии // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13/3. С. 155–170.
  4. Ипатова Л. Теории религиозного обращения // Религиоведение. 2006. № 4. С. 88–101.
  5. Любимова А. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник РХГА. 2009. Т. 10. № 1. С. 70–74.
  6. Островская Е. А. Множественные современности ортодоксального еврейства Санкт-Петербурга // СОЦИС. 2017. № 5. С. 93–102.
  7. Фолиева Т. А. Рациональный/интеллектуальный типы религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М., 2015. С. 121–136.
  8. Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // A reader in the anthropology of religion / M. Lambek, ed. Malden, 2006. Р. 110–126.
  9. Baer M. D. Honored by the Glory of Islam: Conversion and Conquest in Ottoman Europe. N. Y., 2008.
  10. Borovik I. Institutional and private religion in Poland // New religious phenomena in Central and Eastern Europe. Krakow, 1997. P. 235–255.
  11. Buckser A., Glazier St. D. The Anthropology of Religious Conversion. Lanham (MD), 2003.
  12. Bulliet W. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative History. Cambridge (MA), 1979.
  13. Cleary E. L. The Catholic Charismatic Renewal: Revitalization Movements and Conversion // Conversion of a Continent: Religious Change in Latin America. New Brunswick (NJ), 2008. C. 153–173.
  14. Conversion to Christianity: Historical and Anthropological Perspectives on a GreatTransformation / R. Hefner, ed. Berkeley; Los Angeles, 1993.
  15. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. B., 2004. Vol. 2. P. 229–253.
  16. Farhadian Ch. E. Conversion // Encyclopedia of Religion / J. Lindsay, ed. Detroit (MI), 2005. Vol. 3. Р. 15–24.
  17. Gooren G. Religious Conversion and Disaffi liation: Tracing Patterns of Change in Faith Practices. N. Y., 2010.
  18. Heredia R. K. Interrogations from the Margins: Conversion as Critique // History and Sociology of South Asia. 2011. Vol. 5/2. Р. 83–102.
  19. Kisala R. Urbanization and religion // New Approaches to the Study of Religion. B., 2004. Vol. 2. P. 255– 274.
  20. Köse A. Conversion to Islam: A Study of Native British Converts. L., 1996.
  21. Köse A., Loewenthal K. M. Conversion Motifs among British Converts to Islam // International Journal for the Psychology of Religion. 2000. Vol. 2. Р. 101– 110.
  22. Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. Р. 862–875.
  23. McGinty A. M. Becoming Muslim: Western Women’s Conversion to Islam. N. Y., 2006.
  24. Rambo L. R. Conversion: Toward a Holistic Model of Religious Change // Pastoral Psychology. 1989. Vol. 38. P. 47–63.
  25. Rambo L. R. Current Research on Religious Conversion // Religious Studies Review. 1982. Vol. 8/2. Р. 146–159.
  26. Rambo L. R. Theories of Conversion // Social Compass. 1999. Vol. 46/3. Р. 259–271.
  27. Rambo L. R. Understanding Religious Conversion. New Haven, 1993.
  28. The Emergence of Conversion in a Hindu-Buddhist Polytropy: The Kathmandu Valley, Nepal, c. 1600‒1995 // Comparative Studies in Society and History. 2005. Vol. 47/4. Р. 755–780.
  29. The Oxford Handbook of Religious Conversion / L. R. Rambo, Ch. E. Farhadian, eds. N. Y., 2014.
Рязанова Светлана Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН, Пермский национальный исследовательский университет; Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0001-5387-9387;
Электронный адрес: svet-ryazanova@yandex.ru.
Рязанова С. В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 96. С. 119-135. DOI: 10.15382/sturI202196.119-135
Исследование посвящено феномену современных религиозных сообществ, которые в ходе эволюции приобретают форму изолированных по отношению к окружающему миру. Состояние изолированности рассматривается как результат воздействия совокупности внешних и внутренних факторов. Особое внимание уделяется личности лидера религиозной группы как носителя харизматических качеств и консолидирующего начала. Объектами исследовательского внимания являются две религиозные организации, существующие в течение 30 лет на территории Пермского края («Церковь Семья Божия» и Покровская обитель). Группы представляют собой два принципиально разных способа интерпретации христианского учения и две различающиеся стратегии существования в социальном пространстве. В то же время они схожи по способам развертывания религиозной жизни и принципам воздействия на последователей учения. Целью исследования стало определение механизма складывания изолированных религиозных сообществ в современном социуме. Для этого были выделены основные этапы эволюции религиозных доктрин обеих организаций, обосновывающие противостояние окружающему миру; установлены специфические черты культовой практики, закрепляющие происходящие в общинах изменения; выявлен набор внешних факторов, способных стимулировать геттоизацию группы. В качестве полевых материалов были использованы несколько видов источников информации. Для организации «Церковь Семья Божия» были использованы данные лонгитюдного проекта (1996–2019), охватывающие материалы включенных наблюдений (1996–1997, 2007–2008), результаты анкетного опроса (2007), данные интервью с руководителями и членами группы (2007, 2018–2019), издаваемая церковью литература и уставные документы организации. Для реконструкции и анализа ситуации в Покровской обители были привлечены материалы серии интервью с одним из основателей общины и покинувшими ее верующими. В качестве дополнительных и верифицирующих были использованы материалы закрытой группы в социальной сети и данные журналистских расследований (2016–2019), аудиозаписи семинаров общины и рабочие тетради группы.
современная религиозность, закрытые религиозные сообщества, Церковь Семья Божия, Покровская обитель
  1. Асауленко О. Под покровом тьмы // Территория Пермь. 2016. 11 июля.
  2. Асауленко О. Гражданский суд // Территория Пермь. 2017. 14 марта.
  3. Асауленко О. «По делам узнаете их…» // Территория Пермь. 2019. 22 июля.
  4. Афанасенко Я. А. Социально-философский анализ становления новой религии: дис. … канд. филос. наук. Пермь, 2000.
  5. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
  6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ. М.: ИФРАН, 1999.
  7. Баркер А. В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997.
  8. Белла Р. Религия как символическая модель // Религия и право. 1997. Вып. 2–3. С. 52–53.
  9. Белодед В. К. Слово Матери Божией о великом и славном деянии Божественной Премудрости… Вып. 48. Пермь: О-во духовного просвещения, 1997.
  10. Владимир Константинович Белодед. Духовный отец. URL: https://vk.com/belodedvladimir (дата обращения: 20.10.2016).
  11. Григорьева Л. И. Религии «Нового века». Красноярск: Наука, 2002.
  12. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.
  13. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие. М., 2000.
  14. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России: Религиоведческий анализ. М., 2006.
  15. Кириченко О. В. Женское православное старчество в России // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 171–188.
  16. Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации // Трансформация идентификационных структур в современной России / ред. Т. Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. C. 82–105.
  17. Кормина Ж., Штырков С. Старица и смерть: заметки на полях современных житий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1 (32). С. 107–130.
  18. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М., 1985.
  19. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004.
  20. Покровская обитель. За Веру, Отечество и другим своя. URL: https://pokrovperm.ru/ (дата обращения: 20.10.2016).
  21. Пояснительная записка к Уставу Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1996.
  22. Православная обитель или секта: две истории пермяков, живших в «Покровской обители» // 59.RU. 2019. 20 сент.
  23. Рязанова С. В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов: дис. … канд. филос. наук. На правах рукописи. Пермь, 1998.
  24. Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 85–100.
  25. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян. 1989–2012 // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной: научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 146–168.
  26. Слово Божией Матери детям своим. Вып. 3. Пермь: Общ-во духовного просвещения, 1996.
  27. Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
  28. Турышев О., Турышева М. Се стоит среди вас некто, которого вы не знаете. Пермь: ИП Турышев, 2012.
  29. Турышев О., Турышева М. Каменный пояс. Поэмы. Пермь: ИП Турышев, 2013.
  30. Турышев О., Турышева М. Не умолкнут Песни: сб. молитв. Пермь: ИП Турышев, 2017.
  31. Турышев О. Турышева М. Беседы Старца Серафима и Алеши. Пермь: ИП Турышев, 2014.
  32. Турышев О. Турышева М. Сказки Матери Божией. Пермь, 2017.
  33. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35–45.
  34. Чеснокова В. Тесным путем. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm (дата обращения: 13.08.2011).
  35. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 254–268.
  36. Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. № 42:3. P. 249–264.
  37. Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. № 39:3. P. 228–240.
  38. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. Р. 229–253.
  39. Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. № 53:S. P. 1–13.
  40. Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. № 39. P. 95–122.
  41. Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: Toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. № 40:4. P. 297–314.
  42. Stone D. New religious consciousness and personal religious experience // Sociological Analysis. 1979. № 39:2. P. 123–134.
  43. Swatos W. H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. 1981. № 42. P. 17–26.
  44. Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. № 48:4. P. 355–371.
  45. Wallis R. The social construction of charisma // Sociak Compass. 1982. XXIX/I. P. 25–39.
  46. Wilson B. R. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements // Challenging Religion. Essays in honor of Eileen Barker / J. A. Beckford, J. A. Richardson, ed. L.; N. Y., 2005. P. 11–20.
  47. Wilson B. R. Religious Sects: A Sociological Study. McGraw-Hill, 1970.
Рязанова Светлана Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии;
ORCID: 0000-0001-5387-9387;
Электронный адрес: svet-ryazanova@yandex.ru.