/
Результат поиска


Ромашина Е. Ю. Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 67-85. DOI: 10.15382/sturIV201746.67-85
На протяжении XIX-XX вв. произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первоначального обучения грамоте: визуальные компоненты азбук и букварей приобрели самостоятельное дидактическое значение. В частности, разнообразные изобразительные материалы стали широко использоваться в начальном религиозном образовании. В нашем исследовании мы проследили их историческую эволюцию в России на протяжении «долгого девятнадцатого века». В статье рассмотрены российские азбуки и буквари, выпущенные в 1800-1917 гг. в столице и провинции государственными, церковными и частными издательствами, ориентированные на православное вероисповедание, 209 изданий и переизданий. Визуальные элементы религиозного содержания - изображения религиозной символики; многофигурные иллюстрации к библейским сюжетам; изображения религиозных практик - обнаружены нами в 68 пособиях. Количество изданий с визуальным религиозным контентом нарастает, но их относительное число не меняется: 1800-1864 гг. - 9 пособий из 29; 1865-1899 - 31 из 95; 1900-1917 - 28 из 85. На протяжении всего XIX и начала ХХ века динамика использования визуального ряда в начальном религиозном образовании показывает расширение его спектра от мелких рисунков декоративного характера, не связанных с текстами, до иллюстрированной Священной истории без текстуального контента. Помимо расширения репертуара визуальных элементов с религиозным содержанием мы увидели качественные изменения функций религиозных визуальных элементов в учебниках: от доминирования декоративной и ориентировочной функций - к появлению и развитию дидактических. Полагаем, что данный процесс демонстрирует кардинальное историческое изменение в подходах к школьному религиозному образованию. Целостная реконструкция реальной практики использования визуального в религиозном образовании требует дополнительных исследований методических руководств для учителя, мемуаров и других источников.
азбука, букварь, учебник, визуальный ряд, обучение грамоте, религия, религиозное образование
  1. Азбука в картинках для маленьких детей. М., 1893.
  2. Азбука для начального учения. М., 1912.
  3. Азбуки, буквари и книги для чтения. Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.abc.gnpbu.ru/
  4. Азбучка для детей: С картинами. М., 1884.
  5. Александрович М. С. Школка грамоты: Начатки род. яз., Христова учения и счета: Для крестьян. ребят. М., 1905.
  6. Анастасиев А. И. Русско-славянская азбука для начальных училищ и домашнего обучения. М., 1891.
  7. Баранов А. Г. Наше родное: Рус. и церк.-слав. букварь и сб. ст. для упражнения в рус. и церк.-слав. чтении, с образцами для письма, материалом для самостоят. письм. упражнений и рис. в тексте. СПб., 1886.
  8. Белый В. И. Русская азбука с примерами правильного чтения, с объяснением главных правил русской и церковно-славянской грамматики, а также краткое понятие о божественной литургии, цифры, меры, вес и общеполезные сведения. Одесса, 1898.
  9. Бородина А. В. Основы православной культуры. Мы и наша культура: Учеб. пособие для 1 класса. М., 2005.
  10. Брайковский А. А. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковно- славянскому чтению в школе и дома. М., 1889.
  11. Букварь гражданский и церковный: с прил.: молитв, ст. для чтения, кр. сведений о России и прописей. [Б. м.], 1866.
  12. Букварь для вотских детей. Казань, 1892.
  13. Букварь солдатский. СПб., 1867.
  14. Букварь солдатский. СПб., 1869.
  15. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения и письма, в трех книжках. СПб., 1907.
  16. «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.). / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015.
  17. Васин. Новейшая российская азбука: с картинами. М., 1917.
  18. Великолепная русская азбука: Подарок для добрых детей. СПб., 1844.
  19. Викторин, архим. Азбука по новому способу обучать детей грамоте. Казань, 1871.
  20. Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1873;
  21. То же. СПб., 1875.
  22. Греков Ф. В. Русский наглядный букварь: Обучение чтению, письму, рисованию и правописанию, со многими картинками в тексте и образцами для письма и рисования. М., 1908.
  23. Гречушкин С. И. Мир божий: Русская азбука для обучения чтению и письму. М., 1904.
  24. Григорьев Л. Русское слово: Руководство для обучения рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. Рига, 1914.
  25. Гуслистый А. А. Российский букварь для обучения детей грамоте по общепринятому способу, заставляя их заучивать склады, и по новейшему —не заставляя заучивать ни одного склада: В 3 ч. СПб., 1830.
  26. Гутт М. Полная российская азбука, по которой дитя может выучиться российской грамоте легко, приятно и в непродолжительном времени. М., 1821.
  27. Гутт М. Самоучитель, или Полная российская азбука, составленная по новейшей методе, и с новыми, до сих пор неизвестными облегчениями к изучению чтения: С 85 картинами и примерами рос. прописей новейшего почерка. М., 1831.
  28. Дараган А. М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874.
  29. Дмитриев Д. Н. Золотой букет: Азбука: Сост. по новейшей методе, принятой во всех школах грамотности, нар. учитель Д. Н. Дмитриев. С 8-ю хромо-лит. картинками, рис. и виньетками худож. И. И. Кланга. М., 1896.
  30. Добровольский В. Церковная грамота: Букварь для обучения церковнославян. чтению СПб., 1871; Азбука для начального учения. М., 1912.
  31. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: Учеб. пособие для 1 кл. М., 2006.
  32. Ермин Н. Я. Азбука совместного обучения чтению и письму: Для нач. уч-щ. СПб., 1913.
  33. Золотов В. А. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб., 1865.
  34. «Картинки в твоем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013.
  35. Кренке В. Д. Азбука для народных школ с наставлением для учителя В. Д. Кренке. СПб., 1880.
  36. Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская. М., 1904;
  37. То же. М., 1905.
  38. Кузнецов А. Самоучитель, или Новейшая и полная энциклопедическая российская азбука, составленная по новейшей, ныне употребляемой, методе, и с новыми облегчениями для чтения, Александром Кузнецовым. М., 1884.
  39. Лебедев В. Ученье — свет: Русский букварь: Чтение и письмо. М., 1909.
  40. Лубенец Т. Г. Русско-славянский букварь. Киев, 1910.
  41. Люстрицкий В. Ф. Азбука для начальных училищ и домашнего обучения: В 3 ч. Казань, 1890. Ч. 1.
  42. «На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011.
  43. Никольский В. Азбука, изданная для того, чтобы удобством, простотою, легкостью и скоростью заохотить крестьян к грамотности. М., 1871.
  44. Никольский В. Народная азбука. Для школьного и домашнего обучения. Новая звуковая метода с славянскою азбукою такой же методы В. Никольского М., 1873.
  45. Новая полная русская азбука, содержащая в себе: молитвы, заповеди, кр. слав. азбуку, нравственные анекдоты, басни и табл. умножения. М., 1880.
  46. Новая русская азбука для всех. СПб., 1883.
  47. Новый наглядный букварь «Детский мир»: естеств. метод обучения чтению. М., 1917.
  48. Новый наглядный русский букварь: легчайший путь обучения чтению (рус. и церков.-славян.), письму и рисованию. с художеств. раскраш. карт. для бесед: для гор., земс. и церков.-приход. шк., а также и для семьи. М., 1912.
  49. Павленков Ф. Ф. Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу. СПб., 1898.
  50. Пашков И. И. Русский букварь с картинками. М., 1878 (обл. 1877).
  51. Полная азбука русская, латинская, греческая, немецкая и французская: С привосовокуплением всех правил для произношения в сих языках. М., 1840.
  52. Православный букварь для обучения грамоте по Часослову и Псалтири. М., 2007.
  53. Ромашина Е. Ю. «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX века // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 2. URL: http://journals.tsu.ru/book
  54. Русско-славянская азбука для совместного обучения письму и чтению в начальных народных и церковно-приходских школах. СПб., 1889.
  55. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету. М., 1914.
  56. Тихомиров Д. И., Тихомирова Е. Н. Букварь. Минск, 2011.
  57. Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбуки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте. СПб., 1867.
  58. То же. СПб., 1873.
  59. То же. СПб., 1892.
  60. Alwall E. The religious trend in secular English-Irish schoolbooks 1850–1861 and 1871–1880: with a survey of the corresponding development in the U.S.A. Lund, 1974.
  61. Alwall E. The religious trend in secular Scottish school-books: 1850–1861 and 1873–1882; with a survey of the debate on education in Scotland in the middle and late 19. century. Lund, 1970.
  62. Bayer G. Die religiöse Dimension der Erstlesefi beln und Lesebücher der bayerischen Grundschule von 1870 bis 1960. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Filosophischen
  63. Fakultäten der Universität Augsburg vorgelegt von Gerhard Bayer aus Neusäss. 1993.
  64. Brodeur R. Catéchisme et identité culturelle dans le diocèse de Québec de 1815. Sainte-Foy, 1998.
  65. Brodeur R. Les catéchismes au Québec 1702–1963. Sainte-Foy; P., 1990.
  66. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie an der Kulturwissenschaftlichen Fakultät der Universität Bayreuth vorgelegt von Gerhard Götz (Dipl.Theol./Dipl.Päd.) aus Bayreuth. 1992. Augsburg, 1993.
  67. Religious Education in History — Confessional and Inter-Confessional Experiences / D. Lindmark, ed. Umea, 2003.
  68. Tiana A. Textbooks for the Teaching of Religion at Primaty School in Spain, 1808–1931 // Padagogica historica. Supplementary series. 1999. Vol. 5. P. 119–132.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а
Ромашина Е. Ю., Агеева А. В. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73-81. DOI: 10.15382/sturIV201851.73-81
Социально-экономические, политические, культурные изменения середины XIX в. «запустили» процессы ускоренного развития и становления в России начального образования как сравнительно массового явления. Внимание педагогов — теоретиков и практиков — обратилось к проблеме метода обучения первоначальной грамоте. Важнейшее место в педагогических дискуссиях занял вопрос применения наглядности в рамках этого процесса. Достаточно заметным был вклад в дело наглядного обучения в начальной народной школе известного земского деятеля, автора нескольких учебников и методических пособий Николая Александровича Корфа. В статье проанализированы: книга для чтения «Наш друг» и руководства, составленные Корфом для учителей. По словам Корфа, его пособие являлось прямым продолжением «Родного слова» Ушинского, но в отличие от него было составлено с учетом особенностей народной сельской школы. Корф считал совершенно необходимым выделение в курсе начальной школы особых уроков наглядного обучения. В статье выявлены взаимосвязи между теоретическими представлениями Н. А. Корфа об использовании наглядности при обучении грамоте и визуальным рядом его книги для чтения. Отмечено, что визуальные компоненты имели самостоятельное дидактическое значение. Описан алгоритм наглядного обучения грамоте, предложенный Корфом. Иллюстративный ряд его пособия выполнял функцию пояснения и дополнения текстов, снабжал детей прикладными полезными сведениями, знакомил с явлениями и процессами окружающего мира — как природного, так и созданного человеком. В статье подчеркивается, что хотя «Наш друг» содержал множество иллюстраций, но его визуальный ряд не был оснащен методически. Пособие включало в себя множество вопросов к текстам, но в нем практически не было заданий к визуальным материалам.
Н. А. Корф, наглядное обучение, обучение грамоте, букварь, азбука, книга для чтения, визуальный ряд, метод обучения, иллюстрация, образное мышление
  1. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 1. СПб., 1871; изд. 11. СПб., 1882.
  2. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882.
  3. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: кн. для учащих. СПб., 1881.
  4. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. СПб., 1879.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.
Ромашина Е. Ю. «Мысли, большие и маленькие»: рассматривая графику Оскара Плетча // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 54-60. DOI: 10.15382/sturIV202057.54-60
К середине XIX в. детская иллюстрированная книга стала достаточно массовым явлением европейской издательской практики. Теперь взрослый мог не только читать ребенку вслух, но и рассматривать с ним вместе картинки, обсуждать их сюжеты, используя визуальные образы для обучения, развития, воспитания детей. Помимо традиционной декоративной функции изображения в книге приобрели дидактическую функцию. Взаимодействие вербального и визуального нарративов детской книги рассмотрено на примере одной иллюстрации из Die Kinderstube (Детская, 1860) немецкого художника Оскара Плетча. Выделены характерные особенности выбранного сюжета, его дидактическая направленность: эмоциональное единение взрослого и детей, внимание к книжному тексту, просвещение, духовные искания юного и взрослого человека. Творчество Оскара Плетча вписано в широкий контекст культурной эпохи бидермаейер, когда превалирующими стали ценности семьи, дома, взаимодействия взрослых и детей. Именно в это время в Европе появилась специальная литература для родителей, развивалась индустрия игрушек, возникла особая детская мода. В этом дискурсе книжная графика Плетча приобрела особое значение, поскольку зримо являла взрослым «весенний мир детства». Использованный автором статьи метод анализа локального кейса задает поле междисциплинарного исследования: педагогического, филологического, антропологического, искусствоведческого.
детская литература, книжная графика, иллюстрация, текст, образ, Оскар Плетч, дидактическая функция
  1. Власов В. Г. Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2004. Т. 2. С. 173–180.
  2. Иванова Е. Р. Бидермейер: проблема стиля // Вестник ОГУ. 2006. № 9. Ч. 1. С. 167–168.
  3. Andert F. Oscar Pletsch — Zeichner der Kinderwelt // Kötzschenbrodaer Geschichten. 2013. Teil 59. URL: https://www.apotheke-radebeul.de/fi leadmin/user_upload/doc/apothekenspiegel/Koetzschenbrodaer_Geschichten_59.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
  4. Bark J. Biedermeier und Vormärz/Bürgerlicher Realismus. Geschichte der deutschen Literatur. Bd. 3. Klett, Stuttgart, 2001.
  5. Bochow F. Pletsch, Oscar (Oskar) // Sächsische Biografi e, hrsg. vom Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde e. V. URL: http://saebi.isgv.de/biografi e/Oscar_Pletsch_(1830–1888) (дата обращения: 24.03.2020).
  6. Die Kinderstube in 36 Bildern von Oscar Pletsch. Hamburg, 1860.
  7. Füller Klaus D. Erfolgreiche Kinderbuchautoren des Biedermeier. Christoph von Schmid, Leopold Chimani, Gustav Nieritz, Christian Gottlob Barth. Frankfurt am Main, 2005.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Ромашина Е. Ю. Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 97-118. DOI: 10.15382/sturIV202160.97-118
В статье представлены результаты анализа российских азбук, букварей, книг для чтения 1900–1925 гг. Рассмотрены презентации в учебных пособиях пространства, окружающего ребенка, аранжированного для него взрослыми в дидактической литературе. На рубеже XIX и XX вв. мир стремительно менялся: рост городов, увеличение числа их жителей, формирование особого урбанистического дискурса, — все эти процессы затронули страны Европы, США, Россию. Этот процесс нашел свое отражение на страницах книг для первоначального обучения грамоте. Чаще других в них были репрезентированы следующие характеристики города: количество и этажность домов, длинные и широкие мощеные улицы, городское освещение, новые средства передвижения (автомобиль, трамвай, велосипед). Реже: большое количество людей, их сугубо городские занятия и профессии; торговля, совершение покупок на рынке/базаре; работа на фабрике/заводе. Единичными оказались упоминания города как центра управления, политики и идеологии, места образования и культуры. Эти последние признаки были приписаны авторами азбук и букварей почти исключительно столичным городам — Москве и Санкт-Петербургу.Названные характеристики города были реализованы авторами как в текстах, так и в иллюстративных материалах пособий. Визуальный и текстуальный нарративы не совпадали полностью, но дополняли и поясняли друг друга. Изображения помогали сравнить город с деревней, замечать отличия, видеть общее и особенное, что позволяло учителю выстраивать работу по формированию у ребенка целостных представлений о городе как сложном социальном и культурном явлении.
учебник, азбука, букварь, текст, иллюстрация, город, образовательное пространство, урбанистический дискурс
  1. Апин К. Русская азбука и первая, после азбуки, книга для чтения, составленная по натуральному (разговорному) методу для инородцев. Рига, 1903.
  2. Афанасьев П. О. Читай, пиши, считай. М.; Л.,1924.
  3. Баранов А. Г. Наше родное: Книга для классного чтения в сельских начальных училищах. М., 1909.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. От двенадцати в «Детском мире» К. Д. Ушинского к тридцати пяти в «Нашем друге» Н. А. Корфа: разговор русского барона с немецкими учителями // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 84–107.
  5. Богораз-Тан В. Г. Букварь для северных народностей. М., 1927.
  6. Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920.
  7. Голант Е. Я. Букварь крестьянина. Пг., 1922.
  8. Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001.
  9. Данненберг А. Р. Русская азбука или первоначальный учебник грамоты и правописания. М., 1907.
  10. Дудышкина А. В. Я могу читать! СПб., 1908.
  11. Зеленый шум. Хрестоматия для трудовой школы: первый год. М.; Пг., 1923.
  12. Казмин-Вьюгов Н. Урожай. Букварь для обучения чтению и письму. Пг., 1918.
  13. Криж В. О. Азбука для сельских школ. М., 1904.
  14. Лебедев В. Ученье — свет: Первая после букваря книга. М., 1908.
  15. Мироносицкий П. П. Словечко. Книжка для обучения грамоте с методическими указаниями для учителя. Иркутск, 1922.
  16. Новая деревня. Книга для чтения в 1 гр. сельской школы. М.; Л., 1925.
  17. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  18. Соловьева Е. Е. Русская грамота: Азбука и чтение после азбуки. СПб., 1905.
  19. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  20. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  21. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  22. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  23. Bezrogov V. City images as presented in elementary schoolbooks in the middle of the 19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  24. Education, Space and Urban Planning. Education as a Component of the City / Million Angela, Heinrich Anna Juliane, Coelen Thomas (eds.). Berlin, 2017.
  25. Elson Ruth Miller. Guardians Tradition. American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln, 1966.
  26. European Urban History. London, 1993.
  27. Ford Derek. Education and the Prodacion of Space. Political Pedagogy, Geography, and Urban Revolution. New York and London, 2017.
  28. Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT, 1960.
  29. Reinhard J. Die Verbreitung von Schulen in Franken und in der Kuroberpfalz zwischen 1250 und 1520 unter historisch-geographischer Fragestellung // Bildungs- und schulgeschichtliche Studien zu Spätmittelalter, Reformation und konfessionellem Zeitalter / Dickerhof Harald [Hrsg]. Wiesbaden, 1994. S. 117–128.
  30. Reinhard J. Spätmittelalterliche Schullandschaften in Franken und in Bayern 1250–1520: ein Vergleich anhand ausgewählter Perspektiven und Beispiele // Schullandschaften in Altbayern, Franken und Schwaben: Untersuchungen zur Ausbreitung und Typologie des Bildungswesens in Spätmittelalter und Früher Neuzeit / Flachenecker Helmut [Hrsg.]. München, 2005. S. 157–182.
  31. World Urbanization Prospects: The 2005 Revision. Population Division of the Department of Economic and Social Aff airs of the United Nations Secretariat // Department of Economic and Social Aff airs Population Division. URL: https://www.webcitation.org/616JzmmHE (дата обращения: 25.12.2020).
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Ромашина Е. Ю. «Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 71-81. DOI: 10.15382/sturIV202161.71-81
В статье представлен обзорный анализ пособий для обучения грамоте с периода Поздней Античности до начала XX в. Анализ сфокусирован на теме «город», поскольку в этот период школьный учебник (и шире — учебный текст) представлял собой преимущественно городское явление: пособия для обучения грамоте сочинялись, иллюстрировались, изготавливались, распространялись в основном горожанами и для горожан. Однако репрезентация городского пространства в них в разные исторические эпохи решала разные дидактические задачи. Автор ищет ответ на вопрос, зачем город включался автором/составителем/художником в образовательный дискурс учебного пособия, какую фукнцию(и) в нем выполнял. Отправной точкой исследования послужило словосочетание «legibility of the cityscape» из классического труда Кевина Линча The Image of the City (1960), позволившее сформулировать проблему: что делает город «читаемым», понятным и знакомым ребенку пространством? В статье подробно рассмотрены пособия Яна Амоса Коменского, Карла Лаукхарда, К. Д. Ушинского, Е. Е. Соловьевой. Выделены и описаны функции и роли, которые город играл и играет в азбуках, букварях, книгах для чтения разных стран и эпох: единство пространства и социума, активная среда развития, воспитания и учения ребенка; «имя» одного из явлений широкого мира, «картинка», осваиваемая через называние ее составных частей; «проживаемое» окружение, включающее ребенка в бесчисленное множество специфических сюжетов городской жизни, отличной от сельского быта и занятий людей; символ, олицетворение какой-либо идеи — имперской, национальной, социально-экономической и проч., сцена важнейших исторических событий; city — превращение города в большой город, предполагающий формирование навыков ориентировки, особенно для неофита.
город, учебник, азбука, букварь, книга для чтения, Коменский, Ушинский, Соловьева
  1. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura Urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  2. Иоанна Амоса Комения Видимый мир на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. М., 1788.
  3. Иоанна Амоса Комения Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. [Москва], 1768.
  4. Коменский Я. А. Зрелище вселенныя: на фр., российском и немецком языках. СПб., 1793.
  5. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: книга для учащих. СПб., 1881.
  6. Линч К. Образ города. М., 1982.
  7. Петров М. К. Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 3. С. 97–111.
  8. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2019.
  9. Смирнов С. А. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития // Визуальная антропология. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. В. Новгород, 2020. С. 20–36.
  10. Смирнов С. А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΣΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 13–32.
  11. Соловьева Е. Е., Ционглинская Е. П. Развитие речи. М.; Пг., 1923. Вып. 1–4.
  12. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: fi gura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  13. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия: кн. для клас. чтения. СПб., 1861. Ч. 2.
  14. Bezrogov V. “Homo veste indutus duplici”, or Homogeneity in a Heterogeneous Context: Orbis sensualium pictus (1653–1703) // Heterogeneity and Educational Media / B. Aamotsbakken, E. Matthes, S. Schütze, eds. Bad Heilbrunnt, 2017. P. 113–120.
  15. Johannes Amos Comenius. Orbis sensualium pictus. Noribergae, 1658.
  16. Lauckhard C. F. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. Bd. 1. 1857.
  17. Lynch K. The image of the city. Cambridge, 1960.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Ромашина Е. Ю. Город Солнца или город на Неве? Урбанистический дискурс в букваре И. Сверчкова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 60-71. DOI: 10.15382/sturIV202162.60-71
В статье рассмотрен букварь «Пионер» И. Сверчкова с рисунками И. В. Симакова (издания 1924, 1925 г.). Выделены и проанализированы городские локации, присутствовавшие в данном учебнике. Продемонстрировано, что город в букваре Сверчкова обладал чертами и реального Ленинграда, с узнаваемыми домами, заводами и улицами; и мифическими локусами, не имевшими ничего общего с городом на Неве. Подчеркнуто, что все подобные «фантастические объекты» были ориентированы на идеологическую составляющую учебного пособия и представляли собой своеобразные «послания будущего» - чаемого, но еще не наступившего. Таким образом, урбанистический дискурс учебника совмещал настоящее и «идеальное» городское пространство, создавал эффект понимания Города как метафоры новой жизни, а не как социально-экономического явления или географического места. Такой город оказывался, скорее, сосредоточением смыслов, определенного рода мировоззренческой позицией, транслируемой взрослыми детям.Подробно проанализирован раздел «Улица», а также городские сюжеты в других главах пособия («Завод», «Школа», «Рабочая семья», «Детская организация»). Описана методика обучения грамоте, предложенная автором букваря: рассматривание рисунка, краткая беседа учителя с учениками; индивидуальное и хоровое чтение вслух; разбивка предложений на слова и слов на слоги; составление новых слов из букв подвижной азбуки; рисование предметов и списывание текста в тетрадь. В рекомендациях учителю автор провозглашал главной особенностью Букваря «идейную объединенность всего материала», помогающую ребенку «осознать окружающую его общественно-трудовую жизнь». Учебник был выстроен в соответствии с программами ГУСа, город в нем — одна из «комплексных тем».
учебник, букварь, история образования, город, урбанистический дискурс
  1. Безрогов В. Г. City images as presented in elementary schoolbooks in the mid-19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  2. Безрогов В. Г. Диалоги о школьном учебнике // The Times of Sсience — Время науки. 2020. № 2. С. 5–68.
  3. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Корф и Город: fi gura urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  5. Биллер Ф. С. За коллективный труд: Рабочая книга для деревенских общеобразовательных школ взрослых. Ростов-на-Дону, 1929.
  6. Дараган А. М. Азбука «Ёлка». СПб., 1845.
  7. И. В. Симаков: сб. ст. / Э. Голлербах, В. Сварог, М. Солоионов. Л., 1926.
  8. Макаревич Г. В., Безрогов В. Г. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х годов // Букварь — это молот! Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. М., 2011. С. 125–132.
  9. Мельникова Л. Один из первых // Художник. 1980. № 9. С. 42–64.
  10. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900-1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  11. Сверчков И. Букварь «Пионер». Л., 1924, 1925.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.