/
Результат поиска


Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность преподавателя духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 31-40.
PDF
Преподавание православной культуры в общеобразовательной школе в условиях духовно-нравственного кризиса современного общества и поиска национальной идентичности требует не только переосмысления задач этой дисциплины и методики ее преподавания, но и подготовки педагогов, способных адекватно раскрыть ее содержание перед учащимися. Поэтому существенным фактором профессиональной компетентности преподавателей духовно-нравственного (православного) воспитания становится свободный, сознательный и ответственный мировоззренческий выбор базовых ценностей преподаваемого предмета.
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, гуманизм, религия, мировоззренческий выбор, анкетирование, профессиональная компетентность
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Программы повышения квалификации преподавателей православной культуры как основа профессионального совершенствования и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 7-17.
PDF
В современном образовании подготовка педагогов к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников является крайне актуальной, но трудно решаемой проблемой. Вместе с тем многолетнее преподавание предмета является фактором, определяющим необходимость такой подготовки, осуществляемой, как правило, на краткосрочных курсах повышения квалификации. В статье проводится концептуальный анализ содержания и методики авторских учебных программ курсовой подготовки преподавателей православной культуры, апробация которых проходит в ряде регионов страны.
преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, мировоззренческий выбор, учебные программы, курсовая подготовка, профессиональное самосовершенствование
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Возможности и особенности подготовки преподавателей «православной культуры» к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях повышения квалификации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 7-18.
PDF
В условиях модернизации современного образования, проходящей на фоне социального духовно-нравственного кризиса, проблема формирования профессиональной компетентности преподавателя «православной культуры» приобретает особую актуальность. Наблюдается несоответствие требований к ее уровню, законодательно определенному в нормативно-правовых документах последнего времени, и системы подготовки педагогов. В частности, это проявляется в отсутствии законодательно определенной педагогической категории «преподаватель православной культуры и духовно-нравственного воспитания», из-за чего учитель попадает в двусмысленное положение при прохождении аттестации и что повышает требования к его самоподготовке. Столь же противоречив и содержательный аспект, так как имеющиеся в документах понятия «базовые ценности» и «национальный образовательный идеал» не носят абсолютного характера и определяются аксиологическим выбором самого учителя. Совокупность данных противоречий определяет возможности и особенности подготовки учителей в условиях повышения квалификации.
преподаватели «православной культуры», модернизация образования, нормативно-правовые документы; аттестация педагогов; базовые ценности, национальный воспитательный идеал
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Профессионально-ценностный выбор преподавателей "православной культуры" как фактор их самосознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 11-18.
PDF
Для современного общества крайне важен аксиологический выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Адекватное раскрытие ценностей и базовых понятий Православия в рамках предмета «Основы православной культуры» имеет объективные сложности — противоречивое толкование понятия «культурологический подход» и невозможность формирования у учащихся ценностных основ мировоззрения преподавателями, имеющими эклектические (смешанные) взгляды на мир. Поэтому процесс самосознания преподавателя «православной культуры» есть путь самоопределения по отношению к этим ценностям, поиск смысла собственной деятельности, стремление к самоизменению и самосовершенствованию на основе свободного и сознательного профессионально-ценностного выбора.
преподаватели «православной культуры», профессионально-ценностный выбор, православная цивилизация, культурологический подход, личностно ориентированный подход, самосознание, самосовершенствование
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Ключевые и предметные компетенции в мировозрении и самосознании преподавателей "Православной культуры" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 7-12.
PDF
Основой формирования ключевых и предметных компетенций является мировоззрение и самостановление учителей «православной культуры». В их подготовке приоритетным является не столько знакомство с внешне-обрядовой и общекультурной традицией Православия (что, конечно, является свидетельством их осведомленности в предмете), но прежде всего — формирование навыков самоанализа как условия критического мышления и определения личной смысловой ориентации в предмете. Этой цели служат проверочные работы и итоговый творческий проект. В статье приводится мониторинг состояния курсовой подготовки учителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Реальная практика проведения курсов повышения квалификации среди учителей «православной культуры и духовно-нравственного воспитания» показывает, что формирование ключевых и предметных компетенции опирается на личный свободный и осознанный мировоззренческий выбор, который является фактором самосознания и духовного самостановления педагогов.
преподаватели «православной культуры», модернизация образования, компетентностный подход, ключевые и предметные компетенции
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 24-36.
PDF
В современных условиях, когда основная подготовка педагогических кадров к преподаванию предмета «Основы православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся проходит в последипломный период, возрастает роль самообразования учителя. Но, в отличие от традиционных подходов к этому виду познавательной деятельности, данная подготовка имеет особенности, обусловленные как характером самого предмета и половозрастным составом учительского корпуса, так и исходным уровнем профессионально-педагогической компетентности преподавателей, что требует педагогического сопровождения данного процесса. При организации самостоятельной работы по изучению предмета «Основы православной культуры» большую помощь могут оказать андрагогический подход и общие принципы непрерывного образования. Наиболее перспективным и эффективным представляется путь интеграции самообразования и модульных курсов повышения квалификации.
учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, непрерывное образование, самообразование, андрагогический подход, педагогическое сопровождение
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Традиционные формы повышения квалификации в системе непрерывного духовно-нравственного становления личности учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 7-15.
PDF
Непрерывное духовно-нравственное становление личности учителя является важным условием формирования предметных компетенций в области «православной культуры» и подготовки к воспитанию учащихся на основе ее традиций и ценностей. Важное место в этом процессе занимают такие традиционные формы повышения квалификации, как курсы и научно-практическое конференции. В статье анализируются особенности их организации и проведения, определяются наиболее типичные трудности и даются рекомендации по их преодолению, приводятся конкретные примеры из опыта проведения научно-практических конференций «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе».
учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, традиционные формы повышения квалификации, ценностные ориентации, нравственное сознание, рефлексивная культура
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 7-16.
PDF
Единство семьи и школы традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями. В статье определяются направления этой коррекции, предусматривающие пути саморазвития и самостановления личности учителя, приводятся конкретные примеры.
учителя «православной культуры», профессиональная компетентность, родители, духовно-нравственное воспитание, единство семьи и школы, кризис семьи, единое воспитательное пространство
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Подготовка учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в контексте проблемы национального и конфессионального самосознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 7-17.
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к формированию у учителей национальной и конфессиональной идентичности; проводится сравнительный анализ идеологии мультикультурализма и воспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей; представлен опыт преподавания по авторской программе.
духовно-нравственное воспитание, национальное и конфессиональное самосознание, мультикультурное воспитание, традиционные ценности, толерантность, Православие, мировоззренческий выбор
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В., Янгичер В. Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 13-24.
PDF
Авторы данного исследования рассматривают специфику применения компьютерных технологий в формировании профессиональных компетенций педагогов и духовно-нравственном воспитании учащихся. В статье анализируются апробированная в различных регионах концепция их использования, ее методологические основы и особенности.
духовно-нравственное воспитание, компьютерные технологии, профессиональные компетенции, Православие
Розина Ольга Владимировна
Янгичер Владимир, протоиерей
Розина О. В. Некоторые методологические проблемы курса «Основы религиозных культур и светской этики» и подготовка учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 62-74.
PDF
В статье рассматриваются отдельные методологические проблемы нового комплексного учебного курса, обусловленные мировоззренческими противоречиями между религиозной и секуляризованной картиной мира. Автор обращает внимание на их противоположности и предлагает учителю путь разрешения данного конфликта на основе собственного личного духовно-нравственного выбора.
комплексный учебный курс, учитель, воспитатель, методологические противоречия, духовно-нравственное воспитание
1. Rubinshtejn S. L. 1986 “Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti (k osnovam sovremennoj pedagogiki)” (Principe of Creative Initiative), in Voprosy psihologii, 1986, vol. 4, p. 107.
2. Ushinskij K. D. 1990 “Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii” (Human as Object of Education. Experience of Pedagogical Anthropology), vol. 1, in Pedagogicheskie sochinenija, Moscow, 1990, vol. 5.
3. Apletaev M. N. Nravstvennoe vospitanie podrostkov v processe obuchenija (Moral Education of Teenagers in Educational Process), Omsk, 1988.
4. Apletaev M. N. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy nravstvennogo vospitanija lichnosti podrostka v processe obuchenija. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Theoretical and Methodical Grounds of Moral Education of Teenager’s Person in Educational Process. Dissertation Abstract), Moscow, 1989.
5. Boldyrev N. I. Metodika vospitatel'noj raboty v shkole: ucheb. posobie dlja studentov ped. institutov (Methodic of Educational Work of School: Textbook for Pedagogical Students), Moscow, 1981.
6. Boldyrev N. I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: Voprosy teorii (Moral Education of School Pupils: Questions of Theory), Moscow, 1979.
7. Vasil'eva Z. I. 1991 “Napravlennost' lichnosti uchashhegosja i puti ee izuchenija uchitelem” (Directon of Person of Pupil and Ways of Its Study by a Teacher), in Izuchenie lichnosti uchenika uchitelem, Moscow, 1991, pp. 5–20;
8. Vasil'eva Z. I. Nravstvennoe vospitanie uchashhihsja v uchebnoj dejatel'nosti. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Moral Education of Pupil in Teaching in Educational Activity. Dissertation Abstract), Leningrad, 1973.
9. Vysotina L. A. Formirovanie moral'nyh kachestv podrostkov (Forming of Moral Qualities of Teenagers), Moscow, 1970.
10. Zosimovskij A. V. Formirovanie obshhestvennoj napravlennosti lichnosti v shkol'nom vozraste (Forming of Social Direction of Person in School Age), Moscow, 1982.
11. Korotov V. M. 1967 “Nekotorye voprosy nravstvennogo vospitanija” (Some Aspects of Moral Education), in Sovetskaja pedagogika, 1967, vol. 9, pp. 80–86.
12. Korotov V. M. Razvitie vospitatel'nyh funkcij kollektiva (Development of Educational Functions of Collective), Moscow, 1974.
13. Lihachev B. T. Pedagogika: kurs lekcij (Pedagogics: Lecture Course), Moscow, 1996.
14. Lihachev B. T. Filosofija vospitanija (Philosophy of Education), Moscow, 1995.
15. Chumakov P. V. 2011 “Pedagogicheskie podhody nravstvennogo vospitanija lichnosti” (Pedagogical Approaches of Moral Education of Person), in Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011, vol. 1, pp. 7–13
16. Abul'hanova K. L. O sub‘ekte psihicheskoj dejatel'nosti (About Subject of Psychical Activity), Moscow, 1973.
17. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti (Person Anomalities), Moscow, 1988.
18. Men'shikov V. M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: predmet, soderzhanie i budushhee nashih detej (Spiritual-Moral Education: Subject, Content and Future of Our Children), in http://conference.apkpro.ru/fi les/orkce/ sptmb5_7_2012/d40.pdf
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Роль критического мышления и рефлексивной культуры учителей в подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 36-46.
PDF
В статье рассматривается не ставшая еще предметом специального научного исследования проблема формирования критического мышления в последипломном образовании учителей при их подготовке к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе религиозных (православных) ценностей. Автор анализирует пути ее решения, обращает внимание на специфику использования традиционных педагогических технологий при работе во взрослой аудитории и делает вывод о том, что именно развитие критического мышления и рефлексивной культуры учителей является необходимым компонентом в их подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников.
критическое мышление, рефлексивно-оценочная деятельность, православная культура, духовно-нравственное воспитание, мировоззрение, последипломное образование
1. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy (Selected Psychological Works), Moscow, 1969.
2. Bruner Dzh. Psihologija poznanija: Za predelami neposredstvennoj informacii (Psychology of Perception: Beyond of Direct Information), Moscow, 1977.
3. Braus Dzh. A., Vud D. Invajromental'noe obrazovanie v shkolah (Environmental Education in Schools), Saint-Petersburg, 1994.
4. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij (Collection of Works), Moscow, 1983.
5. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Kriticheskij stil' myshlenija u sub’ektov vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Style of Thinking by Subjects of High Professional Education), Moscow, 2002.
6. Popkov V. A., Korzhuev A. V., Rjazanova E. L. Kriticheskoe myshlenie v kontekste zadach vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Thinking in Context of Objectives of High Professional Education), Moscow, 2001.
7. Bizjaeva A. A. Psihologija dumajushhego uchitelja: pedagogicheskaja refleksija (Psycholohy of Thinking Teacher: Pedagogical Reflexion), Pskov, 2001.
8. D'jui D. Psihologija i pedagogika myshlenija (Psychology and Pedagogics of Thinking), Moscow, 1997.
9. Rozina O. V. 2010 “Vlijanie mirovozzrencheskogo vybora na professional'nuju kompetentnost' pedagoga duhovno-nravstvennoj (pravoslavnoj) kul'tury” (Influence of World View Choice on Professional Competence of Pedagogue), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2010, vol. 3/18, pp. 31-40.
10. Tkach E. N. Social'naja refleksija uchitelja kak uslovie i sredstvo ego professional'nogo samorazvitija: Dis. ... kand. psihol. nauk (Social Reflexion of Teacher as Condition and Means of His Professional Self-Development: Dissertation), Habarovsk, 2000.
11. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Kriticheskij stil' myshlenija u sub#ektov vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Style of Thinking by Subjects of High Professional Education), Moscow, 2002.
12. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt (Concept of Spiritual-Moral Development and Education of Person of Russian Citizen in Sphere of General Education: Project), Moscow, 2009.
13. Vul'fov B. Z., Har'kin V. N. Pedagogika refleksii (Pedagogics of Reflexion), Moscow, 1996.
14. Lektorskij V. A. Sub‘ekt. Ob‘ekt. Poznanie (Subject. Object. Perception), Moscow, 1980.
15. Filosofskij slovar' (Philosophical Dictionary), Moscow, 1989.
16. Rozina O. V., Jangicher V. V. 2012 “Komp'juternye tehnologii v formirovanii professional'nyh kompetencij uchitelej i duhovno-nravstvennom vospitanii uchashhihsja na osnove cennostej pravoslavnoj kul'tury” (Computer Technologies in Forming of Professional Competences of Teachers in Spiritual-Moral of Pupils on Basis of Values of Orthodox Culture), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2012, vol. 4/27, pp. 13-24.
17. Popkov V. A., Korzhuev A. V., Rjazanova E. L. Kriticheskoe myshlenie v kontekste zadach vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Thinking on Context of Means of High Professional Education), Moscow, 2001.
18. Selivanov Ju. R. 1998 “Dva metoda fenomenologicheskogo issledovanija” (Two Methods of Phenomenological Study), in Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija, 1998, vol. 1.
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 51-59.
PDF
В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры. Автор обращает внимание на различное понимание в современном релятивистском обществе и православной культуре таких понятий, как эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический вкус, талант и его природа. Отрыв эстетического идеала от его этической основы приводит к подмене в современном искусстве представлений о прекрасном и безобразном, способствует суггестивному эффекту легкого получения эстетического удовольствия от эстетических объектов. Все это искажает ценностно-смысловую шкалу личности. Данное наблюдение иллюстрируют результаты анкетирования, проведенного автором в 2009–2013 гг. среди учителей в ряде регионов страны. Они свидетельствуют о том, что респонденты, назвавшие Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, в большинстве своем не понимают сущности собственного религиозного выбора и его эстетического идеала. В этих условиях преподавание ими «основ православной культуры»1 и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей и традиций Православия может привести к искажению ценностно-смысловой основы предмета. Автор обращает внимание на то, что для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как эстетический идеал рассматривается в единстве «красоты и добра» и нерасторжимости христианской эстетики и этики, имеющих единое божественное основание. В статье излагается авторский опыт подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию на основе интерактивных методов обучения и моделирования жизненных и педагогических ситуаций.
духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический объект, эстетический вкус, талант, релятивизм

1. Averintsev S. S. Ritorika i istoki evropeiskoi kulturnoi traditsii (Rhetoric and Beginnings of the European Cultural Tradition), Moscow, 1996.
2. Asmys V. F. Voprosi teorii i istorii estetiki (Theory and History of Esthetics), Moscow, 1968.
3. Butckevich O. V. Krasota. Priroda, sushchnost, formi (Beauty. Nature, Essence, Forms), Moscow, 1983.
4. Bychkov V. V. Estetica (Esthetics), Moscow, 2002.
5. Daniluk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. (eds.) Konzepsiy duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshego obrazovaniya: proekt (Concept of Spiritual and Moral Development and Education of a Citizen of Russia in the Field of General Education: the Project), Moscow, 2013.
6. Klyuchevskiy V. O. Neopublikovannyje proizvedeniya (Unpublished Works), in www.historik.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st016.shtml (Date: 24.04.2013).
7. Lyashenco P. V. Krasota i svyatost v filosofsko-esteticheskich vozzreniyach P.A. Florenskogo i N.A. Berdyaeva (Beauty and Holiness in the Philosophical and Aesthetic Views of P. A. Florenskii and N.A. Berdyaev), Moscow, 2011.
8. Rozina O. V. Duchovnye osnovy russkoy kultury (Spiritual Foundations of Russian culture), Moscow, 2009.
9. Suvorova I. M. Esteticheskaya kartina mira i problemi yeye formirovaniya (Esthetic Worldview and the Problems of Its Formation), Saint-Petersburg, 2006.
10. Yakovleva E. G. Estetiheskiy vkus kak kategoriya estetiki (Aesthetic Taste as a Category of Esthetics), Moscow, 1986.
Розина Ольга Владимировна
Розина О. В. Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 26-39.
PDF
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), а реализация системнодеятельностного подхода — создание условий для дальнейшего развития способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, что достигается путем интериоризации индивидуумом достижений человеческой культуры и фундаментальных основ межличностных отношений. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему и состоят из четырех блоков, одним из которых являются личностные УУД, направленные на выработку мировоззренческой позиции школьников, определение ими личностной мотивации учебной деятельности, поведение на основе нравственных норм. Ведущая роль в формировании универсальных учебных действий у школьников принадлежит учителю, что вызывает необходимость создания условий для выработки им соответствующих профессиональных компетенций. Это имеет особое значение для формирования личностных УУД, связанных с аксиосферой учащихся. Сравнительный анализ различных нравственных систем показывает, что в основе морального выбора лежат аксиологические и мировоззренческие представления личности о сущности этого выбора, поэтому мировоззренческие установки учителя могут стать важным фактором формирования соответствующих личностных универсальных действий у учащихся, в том числе на основе традиций и ценностей православной культуры. В статье рассматривается авторский опыт подготовки учителей, даются рекомендации по составлению учебных задач в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Обращается внимание на то, что трансформация аксиосферы личности связана с прохождением различных точек бифуркации, результат «прохождения и переживания» которых не может быть заранее спрогнозирован, однако он поддается формирующему воздействию и корреляции. В работе приводятся примеры такой корреляции. Автор выделяет этапы саморегулируемого развития и проводит сравнительный терминологический анализ основных понятий, связанных с формированием личностных УУД у учащихся и выработкой соответствующих профессиональных компетенций у учителей (самосознание, самоопределение, самостановление, самоосуществление, самореализация). Обращается внимание на трудности выработки оценочных критериев эсктериоризации ценностных установок и, соответственно, определение результатов сформированности личностных УУД у школьников.
Федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия, профессиональные компетенции, православная культура, ценности, интериоризация, аксиосфера
1. Izmajlov S. G. Razvitie individual'nogo stilja dejatel'nosti prepodavatelej v processe povyshenija ih kvalifikacii. Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk (Development of Individual Style of Teachers in Process of Advanced Training. Dissertation Abstract), Moscow, 2001.
2. Kolbasova L. O. Professional'naja kompetentnost' (social'no-filosofskij analiz). Avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk (Profession Competence (Social-Philosophical Analysis). Dissertation Abstract), Cheboksary, 2009.
3. Kosmacheva N. V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij u doshkol'nikov (Forming of Moral Value Orientations by Preschool Children), Kolomna, 2011.
4. Makarova L. N. Teoreticheskie osnovy razvitija individual'nogo stilja pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly: Dis. ... d-ra ped. nauk (Theoretical Grounds of Development of Individual Style of Pedagogical Activity of High School: Dissertation), Belgorod, 2000.
5. Popova E. V., Pushkareva T. V. 2012 “Interiorizacija v kontekste problem social'noj determinacii” (Interiorization in Context of Problems of Social Determination), in Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2012, vol. 1, in www.science-education.ru/101-5626.
6. Rozina O. V. 2010 “Vlijanie mirovozzrencheskogo vybora na professional'nuju kompetentnost' pedagoga duhovno-nravstvennoj (pravoslavnoj) kul'tury” (Influence of World View Choice on Professional Competence of Pedagogue of Spiritual-Moral (Orthodox) Culture), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, 2010, vol. 3/18.
7. Rozina O. V. 2007 “Mirovozzrenie i nravstvennost': sravnitel'nyj analiz razlichnyh system” (World View and Morality: Comparative Analysis of Different Systems), in Rozina O. V. (ed.) Duhovnye osnovy russkoj kul'tury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkole. Sbornik materialov nauchno-prakticheskih i obrazovatel'nyh konferencij, Moscow, 2007, vol. 2.
8. Kozlov V. V., Kondakova A. M. (eds.) Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija: proekt (Fundamental Core of Content of General Education: Project), Moscow, 2009.
9. Shimanskij G. I. Nravstvennyj zakon i sovest' (Moral Law and Consience), Moscow, 2012.
Розина Ольга Владимировна