/
Результат поиска


Розенблюм Е. М. Страсти святой Криспины // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 113-121. DOI: 10.15382/sturII201777.113-121
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык «Страстей св. Криспины» — памятника латинской агиографии IV в. Св. Криспина постра- дала в Римской Африке во время гонения Диоклетиана. Распространенность ее культа засвидетельствована блж. Августином. Св. Криспина была последней африканской мученицей перед донатистской схизмой. «Страсти св. Криспины» известны в трех редакциях, представляющих разные стадии «донатизации» из- начального ортодоксального текста. Данный памятник сравнительно мало ис- следован современными учеными.
св. Криспина, акты мучеников, великое гонение, Диоклетиан, Аф- риканские Церкви, донатистская схизма, мученичество, Римская Африка, агиография, Аннулин
  1. Пантелеев А. Д. Акты Максимилиана: вступительная статья, перевод и комментарии // Религия. Церковь. Общество. 2013. № 2. С. 240-262.
  2. Смышляев А. Л. Civilis dominatio: Римский наместник в провинциальном городе // Вестник древней истории. 1997. № 3. С. 24-35.
  3. Castelli G. 1975. Osservazioni sulla lingua della «Passio Sanctae Crispinae», Forma Futuri. Studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 587-594.
  4. Dalvit M. 2013. Ecclesia martyrum. Analisi del corpus martirologico donatista [Tesi di dottorato]. Padova.
  5. Franchi de' Cavalieri P. 1902. Osservazioni sopra gli Atti di s. Crispina, Studi e Testi. 9, 24-35.
  6. Franchi de' Cavalieri P. (ed.). 1902. Passio Crispinae, Studi e testi. 9, 32-35.
  7. Hunink V. 2016. Worlds drifting apart. Notes on the Acta Martyrum Scillitanorum, Commentaria Classica. 3, 93-112.
  8. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. 1971-1992. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge.
  9. Mabillon J. (ed.) 1723. Passio Sanctae Crispinae, Vetera analecta. Paris, 177-178.
  10. Monceaux P. 1901-1923. Histoire Littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusq’à l’invasion arabe. Paris.
  11. Morcelli S. A. 1816-1817. Africa Christiana. Brescia.
  12. Musurillo H. 2000. Introduction, The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, xi-lxxiii.
  13. Musurillo H. (ed.) 2000. Passio Sanctae Crispinae, The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 302-308.
  14. Nakamura B. J. 2003. When Did Diocletian Die? New Evidence for an Old Problem, Classical Philology. Vol. 98, 283-289.
  15. Payne Ph. 2006. Wild Hair and Gender Equality in 1 Corinthians 11:2-16, Priscilla Papers. Vol. 20. No. 3, 9-16.
  16. Romanelli P. 1959. Storia delle province romane dell’Africa. Roma.
  17. Ruinart Th. (ed.) 1859. Passio Sanctae Crispinae, Acta primorum martyrum sincera et selecta. Regensburg, 476-479.
  18. Saxer V. 1994. Afrique latine, Hagiographies. Histoire internationale de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550. Turnhout. Vol. 1, 25-95.
  19. Tilley M. A. 1996. Donatist Martyr Stories. The Church in Conflict in Roman North Africa. Liverpool.
Розенблюм Евгений Михайлович
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4; соискатель;
ORCID: 0000-0003-2550-6510;
Электронный адрес: eugene.rosenblum@gmail.com.
Розенблюм Е. М. Страсти св. Иринея, епископа Сирмийского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 121-131. DOI: 10.15382/sturII201884.121-131
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык «Страстей св. Иринея Сирмийского» — памятника позднеантичной латинской агиографии. Св. Ириней пострадал в римской провинции Вторая Паннония во время гонения Диоклетиана. О распространенности его культа свидетельствуют археологические источники и большое количество сохранившихся манускриптов со «Страстями св. Иринея» в разных частях христианского мира. «Страсти св. Иринея Сирмийского» известны в двух древних версиях — греческой и латинской, что соответствует двуязычию Паннонии, находившейся на границе западной и восточной частей Римской империи. С этих двух версий сделаны все последующие переводы. Вопрос о том, какая из двух версий — латинская или греческая — является более ранней, не разрешен в современной науке. Ни господствовавшее на протяжении двух веков мнение о зависимости греческого текста от более ранней латинской версии, ни разработанная в середине XX в. Манлио Симонетти противоположная точка зрения не являются достаточно убедительными. Настоящий перевод сделан с латинской версии, используемой по критическому изданию Ф. Долбо. «Страсти св. Иринея» представляют собой литературно и богословски обработанный протокол судебного допроса, но не содержат ни детальных описаний пыток, ни упоминаний о чудесах, характерных для более поздней агиографической традиции. Более того, в них отсутствуют такие характерные для традиции топосы, как поддержка мученика его близкими и последующее обретение его мощей христианами. Это позволяет датировать памятник IV или самым началом V в.
св. Ириней Сирмийский, акты мучеников, великое гонение, Диоклетиан, Максимиан, агиография, мученичество, Паннония, Иллирик, Сирмий
  1. Страсти св. Квирина / Вступ. ст., пер. с лат. и комм. Е. М. Розенблюма // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 211–217.
  2. Benvin A. Muka sv. Ireneja Srij emskoga: Ranokršćanski portret biskupa mučenika // Diacovensia. 1994. Sv. 2. N 1. S. 82–109.
  3. Dolbeau F. Le dossier hagiographique d’Irénée, évêque de Sirmium // Antiquité tardive. 1999. Vol. 7. P. 205–214.
  4. Gebhardt O. von. Acta martyrum selecta — Ausgewählte Märtyreracten. B., 1902.
  5. Hildebrandt H. Early Christianity in Roman Pannonia — Facts among Fiction? // Studia Patristica. 2006. Vol. 39. P. 59–64.
  6. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971–1992. 3 vol.
  7. Krüger G., Ruhbach G. Ausgewählte Märtyrerakten. Tü bingen, 1965.
  8. Lanata G. Gli Atti dei martiri come documenti processuali. Milano, 1973.
  9. Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 1972.
  10. Nakamura B. J. When Did Diocletian Die? New Evidence for an Old Problem // Classical Philology. 2003. Vol. 98. P. 283–289.
  11. Ruinart Th. Acta primorum martyrum sincera et selecta. P., 1689.
  12. Ruiz Bueno D. Actas de los mártires. Madrid, 1962.
  13. Simonetti M. Osservazioni sull‘ «Altercatio Heracliani cum Germinio» // Vigiliae Christianae. 1967. Vol. 21. P. 39-58.
  14. Simonetti M. Sugli Atti dei due martiri della Pannonia // Idem. Studi agiografici. Roma, 1955. P. 55–79.
  15. Smirnov-Brkić A. New Insight in the Latin and Greek Recensions of the Passion of St. Irenaeus of Sirmium // The Cultural and Historical Heritage of Vojvodina in the Context of Classical and Medieval Studies / D. Hardi, ed. Novi Sad, 2015. P. 59–74.
  16. Smirnov-Brkić A., Draganić I. Latin and Greek Recensions of the Passion of St. Irenaeus of Sirmium // International Symposium Constantine, Sirmium and Early Christianity. Proceedings / N. Lemajić, ed. Sremska Mitrovica, 2014. P. 25–45.
  17. The Oxford Handbook of Late Antiquity / S. F. Johnson, ed. Oxford, 2012.
  18. Tillemont L.-S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 1732.
  19. Vukovic M. Martyr Memories: The Afterlife of the Martyrdom of Irenaeus of Sirmium between East and West in Medieval Hagiographical Collections (Eighth — Eleventh Centuries). Doctoral Dissertation. Budapest, 2015.
  20. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire romain. Roma, 1967.
Розенблюм Евгений Михайлович
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4; соискатель;
ORCID: 0000-0003-2550-6510;
Электронный адрес: eugene.rosenblum@gmail.com.
Розенблюм Е. М. Страсти св. Винценция: малоизвестная редакция BHL 8631 и проблемы ее датировки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 11-20. DOI: 10.15382/sturII202093.11-20
Популярность культа св. Винценция в раннесредневековой Европе обусловила существование нескольких редакций его «Страстей». Оригинальная редакция была создана в IV в. и читалась в церкви в день памяти святого во времена блж. Августина. Ранее считалось, что этой редакцией является наиболее распространенная версия текста — BHL 8630, но сейчас ее относят к VI–VII вв. Существует также редакция BHL 8631, опубликованная в 1956 г. Манлио Симонетти, который считал ее если не оригинальной версией IV в., то по крайней мере очень близкой к оригинальной версии. Виктор Заксер, напротив, датировал эту редакцию VI в. Данная статья основана на сравнении редакции BHL 8631 не только с посвященными св. Винценцию сочинениями блж. Августина и Пруденция, что делалось многими учеными, но также на сопоставлении этой редакции с другими памятниками мартирологической литературы и анализе развития жанра «Страстей» с течением времени. При таком подходе становится видно, что редакция BHL 8631 обладает отличительными чертами, характерными для IV в., а также крайне нехарактерными для мартирологической традиции в целом особенностями, встречающимися также у Пруденция, что указывает на близость места и времени написания редакции к региону проживания и периоду жизни этого автора. Таким образом, статья подкрепляет новыми аргументами позицию Симонетти, показывая, что редакция BHL 8631 создана в IV в., вероятно, в Испании. Если это так, то редакция BHL 8631 оказывается одним из самых ранних образцов легендарных «Страстей», созданных после конца гонений.
св. Винценций, акты мучеников, агиография, великое гонение, мученичество, проблема датировки, Пруденций, Римская Испания, блж. Августин, христианизация Римской империи
  1. Копцев А. А. Эльвирский собор: к вопросу об иконоборческих тенденциях в христианстве // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 79–85.
  2. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб., 2006.
  3. Розенблюм Е. М. Идеал поведения мученика в поэме Пруденция «О венцах» // ANTIQVITAS IVVENTAE: cб. научных трудов студентов и аспирантов / под ред. Е. В. Смыкова и А. В. Мосолкина. Саратов, 2008. С. 150–175.
  4. Розенблюм Е. М. «Акты Карпа, Папила и Агафоники» как источник по истории православно-монтанистской полемики // Диалог со временем. 2014. Вып. 48. С. 216–224.
  5. Цветков П. Аврелий Пруденций Клемент. М., 1890.
  6. Acta primorum martyrum sincera et selecta / Th. Ruinart, ed. Ratisbonae, 1859.
  7. Cooper K. The Virgin and the Bride. Cambridge; L., 1999.
  8. Dale A. W. W. The Synod of Elvira and Christian Life in the Fourth Century. London, 1882.
  9. Delehaye H. Les Légendes hagiographiques. Bruxelles, 1906.
  10. Die Heiligen — Alle Biographien zum Regionalkalender für das deutsche Sprachgebiet / P. Manns, Hrsg. Mainz, 1975.
  11. De Lacger L. Saint Vincent de Sarragosse // Revue d’histoire de l’Église de France. 1927. Vol. 13. No. 60. P. 307–358.
  12. Lapidge M. The Roman Martyrs: Introduction, Translations, and Commentary. Oxford, 2018.
  13. Salzman M. R. Elite realities and “mentalités”: the making of a Western Christian Aristocracy // Arethusa. 2000. Vol. 33. No. 3. P. 347–362.
  14. Saxer V. Saint Vincent diacre et martyr: culte et légendes avant l’An Mil. Bruxelles, 2002.
  15. Simonetti M. Una Redazione poco conosciuta della Passione di S. Vincenzo // Rivista di Archeologia Cristiana. 1956. Vol. 32. P. 219–241.
Розенблюм Евгений Михайлович
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4; соискатель;
ORCID: 0000-0003-2550-6510;
Электронный адрес: eugene.rosenblum@gmail.com.
Автор благодарит свящ. Франческо Джордано, профессора Папского университета св. Фомы Аквинского "Ангеликум", за помощь в получении необходимых для написания данной статьи материалов.