/
Результат поиска


Рассказова И. Н., Симанина А. И. Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 118-133. DOI: 10.15382/sturIV201744.118-133
В статье представлены результаты эмпирического исследования отдельных компонентов гражданского мировосприятия молодых людей, обучающихся в религиозных и светских вузах, таких как уровень личностной зрелости, направленность совершенствования себя, нравственные идеалы, восприятие событий прошлого, настоящего и будущего России. Полученные данные анализируются в сравнительном ключе. Показано, что общий уровень личностной зрелости выше у студентов религиозных вузов. В ответах об идеале студенты в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах чаще указывают пророков и святых, а молодые люди из светских вузов в качестве образца нравственного поведения чаще упоминают родителей (и/или родственников) и политических, государственных деятелей. Более половины опрошенных студентов религиозных вузов представляют себе будущее страны. И только треть молодых людей из светских вузов представляют, что будет происходить с их страной в будущем. Те студенты, которые представляют будущее, по большей части (и в тех и других вузах) представляют его в эсхатологической перспективе. У всех опрошенных студентов преобладает позитивное отношение к своей стране.
гражданское мировосприятие, религиозный вуз, светский вуз, личностная зрелость, идеал, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране
Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 137–154.
Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 151–165.
Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 54–62.
Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
Егоров И. В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / О. И. Ключко, ред. Текстовое электрон. издан. СПб., 2016. С. 759–765.
Егоров И. В., Наумова Д. В. Пространства, события, персоналии России в гражданскоммировосприятии молодежи: психосоциальный аспект // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 114–123.
Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14–15 апреля 2015 г., М.; СПб., 2015. С. 282–285.
Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. Пятый выпуск. СПб., 2015. С. 62–67.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России и отношение к ее значимым событиям у студентов педагогического университета // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 11–22.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. Пятый выпуск. / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015 г. С. 67–77.
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 45–49.
Симанина А. И., Егоров И. В. Личностная зрелость как компонент гражданского мировосприятия личности // Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016. С. 17–22.
Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
Тесты для взрослых и детей / Л. Джонсон, М. Дефер, сост. М., 1994.
Шнейдер Л. Б. Направление психологического совершенствования личности как показателя ее мировосприятия // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». Выпуск 4. 2015. С. 5–11.
Рассказова Ирина Николаевна
Симанина Анастасия Ильинична
Рассказова И. Н., Ожогова Е. Г. Представления будущих педагогов о цифровом образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 63-77. DOI: 10.15382/sturIV202160.63-77
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей различных компонентов представлений будущих педагогов о цифровом образовании: когнитивных, мотивационных и деятельностных. Самые высокие средние значения были получены по когнитивному компоненту (значимость цифровых технологий [ЦТ] для современного образования и перспективы их внедрения в образование в будущем) и мотивационному (интерес детей к ЦТ и мотивация использовать их в своей профессиональной деятельности). Самые низкие средние значения были получены по когнитивному компоненту (внедрение ЦТ в современном образовании и уровень собственных знаний о ЦТ) и деятельностному (сформированность необходимых умений и навыков для использования ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности). Установлено наличие прямой взаимосвязи между различными компонентами представлений будущих педагогов о цифровом образовании. Наиболее значимой является взаимосвязь между оценкой уровня знаний студентов о ЦТ и уровнем их мотивации к освоению и внедрению данных технологий в свою профессиональную деятельность. Существует противоречие между осознанием студентами важности и перспектив цифрового образования в настоящем и будущем (в целом для системы образования, для собственной профессиональной деятельности, для детей) и недостаточной сформированностью у них необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Это является препятствием для использования цифровых технологий студентами в своей учебной деятельности в настоящем и в будущей педагогической деятельности.
знания, мотивация, деятельность, представление, цифровое образование, цифровые технологии, цифровая компетентность
  1. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriyapodhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 20.04.2020).
  2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.04.2020).
  3. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
  4. Каменев С. В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 85–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-tsifrovom-mire-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 22.12.2020).
  5. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М., 2012.
  6. Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 16.04.2020).
  7. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/9922-945-1-PB%20(1). (дата обращения: 16.04.2020).
  8. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-v-obschem-i-professionalnomobrazovanii (дата обращения: 22.12.2020).
  9. Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: http://funofteaching. tumblr.com/post/160011857841/ (дата обращения: 18.04.2020).
  10. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010.
  11. Цифровая среда на календаре [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [2016]. URL: https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia. html (дата обращения: 15.04.2020).
  12. Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25–28.
  13. Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what ‘adequate digital competence’ may mean in a national policy initiative Crossref DOI link: https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694 (01.04.2020).
Рассказова Ирина Николаевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-1343-8741;
Электронный адрес: irnikras@rambler.ru.
Ожогова Елена Геннадьевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5176-5965;
Электронный адрес: oeg80@yandex.ru.