/
Результат поиска


Раковский Д. О. Императорский Эрмитаж в формировании культурной памяти (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 78-97. DOI: 10.15382/sturII202199.78-97
Статья посвящена рассмотрению экспозиций Императорского Эрмитажа второй половины XIX — начала ХХ в. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования экспонаты были отобраны и распределены по сюжетам к различным историческим эпохам. Все выделенные картины внесены в таблицы, куда добавлялась информация по основным изображенным на них героям и событиям. После этого данные объединялись в сводные таблицы, в которых подсчитывалось число повторений каждого отдельно взятого персонажа и исторического события. Это позволило выделить ряд наиболее популярных героев и событий всемирной истории, отраженных на экспозициях Императорского Эрмитажа, определить долю каждой эпохи в информационном пространстве картинной галереи и проследить их изменения на протяжении более чем полувекового периода. Были отобраны и рассмотрены образы самых часто встречающихся на экспозициях Императорского Эрмитажа исторических личностей различных эпох — Античности, Средневековья, Нового времени. Также была изучена трансформация этих образов в ходе изменения состава картинного собрания Эрмитажа. Проанализировав полученную информацию, автор попытался сделать выводы о том образе всемирной истории, который транслировался Императорским Эрмитажем через картинную галерею, и сопоставить их с результатами своих исследований относительно образа истории России, отраженном в экспозициях Русского музея той же эпохи.
историческая память, культурная память, мемориальные исследования, мемориальная политика, всеобщая история, музеи второй половины XIX — начала XX в., Эрмитаж, музейная экспозиция, memory studies
  1. Божченко О. А. Музеи в формировании исторической памяти: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2012.
  2. Болашенкова Е. А. Представления о Двурогом Искандаре: Александр Македонский в исторической памяти таджиков // Лавровский сборник: Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014–2015 гг. «Этнология, история, археология, культурология». СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 413–417.
  3. Васильев А. В. Сципион Африканский как политический и военный лидер нового типа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 2. С. 109–116.
  4. Гервиц М. В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного строительства. СПб.: АРС, 2003.
  5. Григорович Д. В. Прогулка по Эрмитажу. СПб.: Тип. В. Н. Майкова, 1865.
  6. Грин П. Александр Македонский: Царь четырех сторон света. М.: Центрполиграф, 2010.
  7. Деларов П. В. Картинная галерея Императорского Эрмитажа. СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1902.
  8. Каганэ Л. Л. История Картинной галереи. 1764–1917 // Эрмитаж. История и современность. М.: Искусство, 1990. С. 83–97.
  9. Керр А. К. Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге: Очерк А. К. Керра. [Ч. 1–2]. Киев; Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1899.
  10. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1985.
  11. Леус В. А. «Легенда о Сципионе»: исторический деятель Римской республики в восприятии современников и потомков (конец III — конец I в. до н. э.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. Саратов, 2010.
  12. Лиддел Харт Б. Сципион Африканский: Победитель Ганнибала. М.: Центрполиграф, 2003.
  13. Макаренко Н. Е. Художественные сокровища Императорского Эрмитажа: Краткий путеводитель. Пг.: Община св. Евгении, 1916.
  14. Малиновский К. В. Происхождение и датировка поступления картин в Эрмитаж по материалам Якоба Штелина // История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. трудов. Л.: Государственный Эрмитаж, 1989. С. 14–21.
  15. Непомнящий Н. Н. 100 великих сокровищ России. М.: Вече, 2008.
  16. Неустроев А. А. Картинная галерея Эрмитажа (с автотипич. репродукциями, исполненными в цинкографич. заведении Лемана с фотогр. снимков Н. А. Неустроева). СПб.: Тип. И. Ефрона, 1898.
  17. Никогосян М. Н. «История Антония и Клеопатры» Тьеполо из собрания князя Н. Б. Юсупова: Cюжет, источники и смысловая интерпретация // Искусствознание. 2012. № 1–2. С. 389–409.
  18. Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. СПб.: Арка, 2015.
  19. Прилежаева-Барская Б. М. По залам Эрмитажа. Л.: Изд-во Ленингр. сов. профсоюзов, 1928.
  20. Раковский Д. О. Музеи в контексте memory studies // Клио. 2020. № 4(160). С. 148–156.
  21. Раковский Д. О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11(1). С. 132–147.
  22. Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16–21.
  23. Суслов А. В. Эрмитаж: Краткий исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1927.
  24. Суслов А. В. Зимний дворец. (1754–1927 гг.): Исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1928.
  25. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988.
Раковский Дмитрий Олегович
Место работы: Государственный Русский музей; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4810-6977;
Электронный адрес: dimioniss@mail.ru.