/
Результат поиска


Егоров Г. В., Улитчев И. И., Попов А. А., Смольянов В. Н., Платонова Ю. А., Пушкарев С. А., Меланина Т. В. Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 24-41. DOI: 10.15382/sturIV201954.24-41
В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.
дистанционное образование, дистанционное обучение, межличностное взаимодействие, модель обучения, теологическое образование, дистанционная образовательная среда, коммуникация, дистанционные образовательные технологии, опыт преподавателей
  1. Егоров Г., Меланина Т. В. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование: десять лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2014. № 8. С. 86–89.
  2. Abrami P. C., Bures E. M. Computer-supported collaborative learning and distance education // American Journal of Distance Education. 1996. Vol. 10 (2). P. 37−42. URL: http:// dx.doi.org/10.1080/08923649609526920.
  3. Campbell H. Exploring religious community online: We are one in the network. New York, 2005.
  4. Dede C. Introduction: A sea change in thinking, knowing, learning and teaching: The ECAR study of undergraduate students and information technology, available at: https://kinasevych.ca/2009/03/25/dede-2007-introduction-a-sea-change-in-thinking-knowing-learning-andteaching-in-the-ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology-2007/
  5. Delamarter S. A typology of the use of technology in theological education // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7 (3). P. 134−140.
  6. Egorov G., Melanina T. V., Roberts J. Teaching theology at a distance. Experiences of the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University in Moscow, Russia // Hervormde Teologiese Studies. 2019. Vol. 75. № 4.
  7. Esselman T. The Pedagogy of the Online Wisdom Community: Forming Church Ministers in a Digital Age // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7. № 3. P. 159–170.
  8. Esselman T. What technology can teach about theological pedagogy / V. J. Klimoski, K. J. O. Neil, K. M. Schuth (eds.) Educating leaders for ministry: Issues and responses, 2005. P. 134−162.
  9. Gresham J. Divine pedagogy as a model for online education // Teaching Theology and Religion. 2006. Vol. 9 (1). P. 24−28. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00257.x.
  10. Hege A. R. The Online Theology Classroom: Strategies for Engaging a Community of Distance Learners in a Hybrid Model of Online Education // Teaching Theology and Religion. 2011. Vol. 14. № 1. P. 13–20.
  11. Hess M. What Diff erence Does it Make? Digital Technology in the Theological Classroom // Theological Education. 2005. Vol. 41. № 1. P. 77–91.
  12. Hess M. E. Engaging technology in theological education: All that we cannot leave behind. Lanham, 2005.
  13. Kelsey D. H. Spiritual machines, personal bodies and God: Theological education and theological anthropology // Teaching Theology and Religion. 2002. Vol. 5 (1). P. 2−9. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9647.00112.
  14. Oliver E. Blended learning for teaching Theology // Verbum et Ecclesia. 2018. Vol. 39 (1). a1894. URL: https://doi. org/10.4102/ve.v39i1.1894.
  15. Parker J. Palmer. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. San Francisco, 1998.
  16. Patterson E. The questions of distance education // Theological Education. 1996. Vol. 33 (1). P. 59−74.
  17. Ravoi A. P., Jordan H. M. Blended learning and sense of community: A comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5 (2). P. 471−489.
  18. van Driel E. C. Online Theological Education: Three Undertheorized Issues // Theological Education. 2015. Vol. 50. № 1. P. 69–79.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: директор Института дистанционного образования;
ORCID: 0000-0002-5170-7968;
Электронный адрес: fathergennadi@mail.ru.
Улитчев Иван Иванович
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: Доцент кафедры новых технологий в гуманитарнои образовании ИДО;
ORCID: 0000-0002-1107-3948;
Электронный адрес: ioann_ul@mail.ru.
Попов Александр Адольфович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель, институт дополнительного образования;
ORCID: 0000-0002-7635-9218;
Электронный адрес: AlexanderAP@mail.ru.
Смольянов Вадим Николаевич, священник
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9524-2015;
Электронный адрес: vsmolyanov@bk.ru.
Платонова Юлия Андреевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3599-7838;
Электронный адрес: yulia.platonova@gmail.com.
Пушкарев Сергей Александрович
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0996-6528;
Электронный адрес: sergeipush@mail.ru.
Меланина Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат технических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: начальник учебно-методического управления;
ORCID: 0000-0002-4337-3793;
Электронный адрес: melanina.t@pstgu.ru.
Пушкарев В. А. Якутская епархия в 1917 году (по материалам региональной прессы) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 72-88. DOI: 10.15382/sturII202096.72-88
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы проследить процесс реорганизации церковной жизни в Якутии в контексте революционных событий 1917 г. Основным источником исследования служат региональные периодические издания: «Вестник Якутского комитета общественной безопасности» и «Якутские епархиальные ведомости». Они не просто являлись средством массовой информации, но также активно формировали общественное мнение по поводу происходящих в стране и области событий. В статье выявлена неоднозначная реакция якутского духовенства на крушение монархии, а также рассмотрены сложные взаимоотношения епархиального начальства с революционными органами областной власти. Весной эти органы настойчиво выступали за отделение Церкви от государства и школы от Церкви, инициировали комплексную ревизию епархиальных дел и одобряли изъятие церковных земель. Однако епархии удалось отстоять право самостоятельного решения своих внутренних дел. В центре исследования — процесс демократизации епархиального управления, ведущими институтами которого последовательно становились пастырское собрание, епархиальный съезд и Церковно-епархиальный совет, в то время как значение епископской власти стремительно уменьшалось. Для глубокой реорганизации церковной жизни требовалось также устройство самоуправляемых приходов. Этому процессу активно старался содействовать «Союз православных христиан Якутии». О низкой эффективности всех этих преобразований в условиях углубляющейся революции ярко свидетельствует подавленное морально-психологическое состояние духовенства и паствы Якутской епархии к концу 1917 г.
Православная Российская Церковь, Якутская епархия, революция 1917 г., демократизация церковной жизни, епархиальное управление, «Якутские епархиальные ведомости», «Союз православных христиан Якутии», «Якутский комитет общественной безопасности»
  1. Конфессиональная политика Временного правительства России: сб. документов / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
  2. Николаев А. П. «Многая лета, Благоверное Временное Правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 108–111.
  3. Попов Г. А. Сочинения. Т. 1. Якутск: ЯГУ; ИГИиПМНС СО РАН, 2005.
  4. Радченко Н. Н. Политические организации Якутии в период Февральской революции 1917 года // Вестник СВФУ. 2016. №1. С. 13–20.
  5. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории РПЦ / сост. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2008.
  6. Федоров В. И. Якутия в эпоху войн и революций (1900–1919). Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2013.
  7. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870–1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.
Пушкарев Владимир Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.
Пушкарев В. А., Трухин В. И. Пасхальная семиотика «албазинского пирога» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 34-45. DOI: 10.15382/sturII2021101.34-45
Исследование посвящено одному из эпизодов русско-маньчжурского конфликта XVII в., когда командир гарнизона Албазинской крепости, длительное время блокированной маньчжурами, послал в лагерь своих врагов пудовый пирог. Этот случай вызвал широкий отклик в публикациях, посвященных истории названного конфликта еще в XVIII в., и продолжает волновать исследователей и в настоящее время. Интерпретация этих событий, сделанная Г. Ф. Миллером, стала канонической, однако внимательное изучение обстоятельств произошедшего приводит к выводу о ее исторической несостоятельности. Детальный анализ событий данного периода позволяет дополнить указанный эпизод деталями, которые в свою очередь дают возможность выявить иные мотивы, подтолкнувшие защитников крепости к совершению этого поступка. Для понимания психологии албазинцев важно учитывать следующие обстоятельства: несмотря на значительные как боевые, так и небоевые потери, вызванные болезнями, гарнизон сохранял боеспособность; к этому моменту уже было принято решение о заключении между конфликтующими сторонами перемирия для ведения мирных переговоров, в связи с чем маньчжуры должны были снять блокаду крепости и отступить. Но самое главное, в своем большинстве албазинские защитники были христианами, а вручение пирога произошло в день празднования светлого Христова Воскресения. Поэтому важнейшим аспектом иной интерпретации этих событий является то, что описанный пирог имел обрядовое значение, и, вручая его своему противнику, албазинцы не могли не вкладывать в этот поступок символический смысл своей сопричастности к божественной силе Воскресения как символа победы жизни над смертью.
Албазинская крепость, Приамурье, русско-маньчжурский конфликт XVII века, пирог, пасхальный хлеб, Пасха, Афанасий Бейтон
  1. Агапкина Т. А. Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект) // Живая старина. 2014. № 2. С. 2.
  2. Албазинский острог: История, археология, антропология народов Приамурья / отв. ред. А. П. Забияко, А. Н. Черкасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. 348 с.
  3. Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.). Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1984. 272 с.
  4. Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII–XVIII вв. Владивосток: [б. и.], 1999. 335 с.
  5. Воробьёв П. И. К истории русско-китайских отношений в XVII веке // Труды Института востоковедения АН СССР. М., 1936. Т. XVII. С. 167–183.
  6. Гура А. В. Пирог // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 2009. Т. 4. С. 47–52.
  7. Желтов М. С., Рубан Ю. И. Артос // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 470–472.
  8. Зуев А. С. Забытый герой: штрихи к биографии Афанасия Ивановича Бейтона // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. Вып. 2. Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2000. С. 173–183.
  9. Лутовинова И. С. Слово о пище русской. СПб.: Авалон, 2005. 288 с.
  10. Миллер Г. Ф. История о странах, при реке Амуре лежащих, когда оные состояли под российским владением // Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие. 1757. Т. VI. С. 3–39, 99–130, 195–227, 291–328.
  11. Новиков-Даурский Г. С. Историко-археологические очерки. Статьи. Воспоминания. Благовещенск, 1961. 200 с.
  12. Похлёбкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2015. 456 с.
  13. Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы: в 2 т. Т. 2: 1686–1691 / сост. Н. Ф. Демидова, В. С. Мясников; ред. С. Л. Тихвинский; АН СССР, Ин-т Дальнего Востока. М.: Наука, 1972. 835 с.
  14. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15 / ред. Г. П. Смолицкая. М.: Наука, 1989. 288 с.
  15. Словцов П. А. История Сибири: От Ермака до Екатерины II. М.: Вече, 2006. 512 с.
  16. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. II (Л–П). СПб., 1902. 1802 с.
  17. Сухих В. В. Хозяйственное освоение Приамурья русскими в XVII веке (По материалам раскопок Албазинской крепости): дис. … канд. ист. наук: в 2 т. Т. 1. Новосибирск, 1979. 166 с.
  18. Фетисова Л. Е. История Дальнего Востока России в региональном повествовательном фольклоре // Вестник ДВО РАН. 2013. № 4 (170). С. 105–113.
Пушкарев Владимир Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.
Трухин Владимир Ильич
Место работы: Амурский государственный университет; Российская Федерация, 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21;
Должность: консультант научного музея;
ORCID: 0000-0001-6831-1858;
Электронный адрес: tru_vi@mail.ru.
Пушкарев В. А. Житие преподобного Гермогена, устроителя Киренского и Албазинского монастырей. Уникальный памятник сибирской агиографии середины XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 99-131. DOI: 10.15382/sturII2022106.99-131
Иеромонах Гермоген относится к числу выдающихся подвижником Русской Православной Церкви, несших свое служение в Восточной Сибири. Здесь во второй половине XVII века его трудами были основаны два монастыря. Он был добрым пастырем для русских первопоселенцев Приамурья, являя пример христианского смирения и благочестия. Сразу же после смерти Гермогена (1690 г.) началось его народное почитание, а в 1858 году появилось его житие. Это рукописный текст, составленный из двух слов, сказанных в дни памяти праведника. В 1910 году рукопись была приобретена Императорской публичной библиотекой. В настоящем издании впервые публикуется полный комментированный текст Жития. Предварительный анализ этого документа позволил выявить использованные при его составлении источники и установить личность агиографа. Вместе с тем значительный объем содержащихся в тексте исторических фактов обусловил подготовку объемного корпуса примечаний, уточняющих, дополняющих или опровергающих эти сведения. «Житие преподобного Гермогена» является уникальным памятником сибирской агиографии середины XIX века. Помимо очевидной историко-культурной ценности оно является убедительным подтверждением широкого народного почитания Гермогена в дореволюционной России и может послужить веским основанием его церковного прославления.
агиография, рукопись, иеромонах Гермоген, архимандрит Гавриил (Воскресенский), Усть-Киренский Троицкий монастырь, Албазинский Спасский монастырь, народное почитание
  1. Артемьев А. Р. Икона Албазинской Божьей Матери // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Владивосток, 1995. № 5. С. 131–134.
  2. Ванчугов В. В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. М., 2015.
  3. Дмитрук А., прот. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. М., 2006.
  4. Жизнеописание Ермогена Киренского и Албазинского / сост. В. А. Пушкарев. Благовещенск, 2021.
  5. Игнатий (Чигвинцев), иером. Иеромонах Гермоген — молитвенник о земле Приамурской. История жизни и современное почитание // Дорохинские чтения. 2009. Вып. 3. С. 22–30.
  6. Казарян А. Т. Гавриил (Воскресенский) // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 213–217.
  7. Красноштанов Г. Б. Возвращение черного попа Ермогена в Киренск // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2005. Вып. 4. С. 7–24.
  8. Красноштанов Г. Б. Еще раз о черном попе Ермогене // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2015. Вып. 7. С. 41–49.
  9. Красноштанов Г. Б. Никифор Романов Черниговский: Документальное повествование. Иркутск, 2008.
  10. Мангилев Петр, прот. Ермоген // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 647–648.
  11. Пушкарев В. А. «Народное мнение на стороне его святости»: к вопросу о канонизации иеромонаха Ермогена, первого подвижника веры и благочестия на Амуре // Культура и наука Дальнего Востока. 2021. № 2 (31). С. 54–59.
  12. Степанов Д. Ю. Русская Православная Церковь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последней трети XVII века // Родина. 2012. № 10. С. 140–144.
Пушкарев Владимир Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.