/
Результат поиска


Егоров Г. В., Улитчев И. И., Попов А. А., Смольянов В. Н., Платонова Ю. А., Пушкарев С. А., Меланина Т. В. Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 24-41. DOI: 10.15382/sturIV201954.24-41
В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.
дистанционное образование, дистанционное обучение, межличностное взаимодействие, модель обучения, теологическое образование, дистанционная образовательная среда, коммуникация, дистанционные образовательные технологии, опыт преподавателей
  1. Егоров Г., Меланина Т. В. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование: десять лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2014. № 8. С. 86–89.
  2. Abrami P. C., Bures E. M. Computer-supported collaborative learning and distance education // American Journal of Distance Education. 1996. Vol. 10 (2). P. 37−42. URL: http:// dx.doi.org/10.1080/08923649609526920.
  3. Campbell H. Exploring religious community online: We are one in the network. New York, 2005.
  4. Dede C. Introduction: A sea change in thinking, knowing, learning and teaching: The ECAR study of undergraduate students and information technology, available at: https://kinasevych.ca/2009/03/25/dede-2007-introduction-a-sea-change-in-thinking-knowing-learning-andteaching-in-the-ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology-2007/
  5. Delamarter S. A typology of the use of technology in theological education // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7 (3). P. 134−140.
  6. Egorov G., Melanina T. V., Roberts J. Teaching theology at a distance. Experiences of the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University in Moscow, Russia // Hervormde Teologiese Studies. 2019. Vol. 75. № 4.
  7. Esselman T. The Pedagogy of the Online Wisdom Community: Forming Church Ministers in a Digital Age // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7. № 3. P. 159–170.
  8. Esselman T. What technology can teach about theological pedagogy / V. J. Klimoski, K. J. O. Neil, K. M. Schuth (eds.) Educating leaders for ministry: Issues and responses, 2005. P. 134−162.
  9. Gresham J. Divine pedagogy as a model for online education // Teaching Theology and Religion. 2006. Vol. 9 (1). P. 24−28. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00257.x.
  10. Hege A. R. The Online Theology Classroom: Strategies for Engaging a Community of Distance Learners in a Hybrid Model of Online Education // Teaching Theology and Religion. 2011. Vol. 14. № 1. P. 13–20.
  11. Hess M. What Diff erence Does it Make? Digital Technology in the Theological Classroom // Theological Education. 2005. Vol. 41. № 1. P. 77–91.
  12. Hess M. E. Engaging technology in theological education: All that we cannot leave behind. Lanham, 2005.
  13. Kelsey D. H. Spiritual machines, personal bodies and God: Theological education and theological anthropology // Teaching Theology and Religion. 2002. Vol. 5 (1). P. 2−9. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9647.00112.
  14. Oliver E. Blended learning for teaching Theology // Verbum et Ecclesia. 2018. Vol. 39 (1). a1894. URL: https://doi. org/10.4102/ve.v39i1.1894.
  15. Parker J. Palmer. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. San Francisco, 1998.
  16. Patterson E. The questions of distance education // Theological Education. 1996. Vol. 33 (1). P. 59−74.
  17. Ravoi A. P., Jordan H. M. Blended learning and sense of community: A comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5 (2). P. 471−489.
  18. van Driel E. C. Online Theological Education: Three Undertheorized Issues // Theological Education. 2015. Vol. 50. № 1. P. 69–79.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: директор Института дистанционного образования;
ORCID: 0000-0002-5170-7968;
Электронный адрес: fathergennadi@mail.ru.
Улитчев Иван Иванович
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: Доцент кафедры новых технологий в гуманитарнои образовании ИДО;
ORCID: 0000-0002-1107-3948;
Электронный адрес: ioann_ul@mail.ru.
Попов Александр Адольфович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель, институт дополнительного образования;
ORCID: 0000-0002-7635-9218;
Электронный адрес: AlexanderAP@mail.ru.
Смольянов Вадим Николаевич, священник
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9524-2015;
Электронный адрес: vsmolyanov@bk.ru.
Платонова Юлия Андреевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3599-7838;
Электронный адрес: yulia.platonova@gmail.com.
Пушкарев Сергей Александрович
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0996-6528;
Электронный адрес: sergeipush@mail.ru.
Меланина Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат технических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: начальник учебно-методического управления;
ORCID: 0000-0002-4337-3793;
Электронный адрес: melanina.t@pstgu.ru.
Пушкарев В. А. Якутская епархия в 1917 году (по материалам региональной прессы) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 72-88. DOI: 10.15382/sturII202096.72-88
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы проследить процесс реорганизации церковной жизни в Якутии в контексте революционных событий 1917 г. Основным источником исследования служат региональные периодические издания: «Вестник Якутского комитета общественной безопасности» и «Якутские епархиальные ведомости». Они не просто являлись средством массовой информации, но также активно формировали общественное мнение по поводу происходящих в стране и области событий. В статье выявлена неоднозначная реакция якутского духовенства на крушение монархии, а также рассмотрены сложные взаимоотношения епархиального начальства с революционными органами областной власти. Весной эти органы настойчиво выступали за отделение Церкви от государства и школы от Церкви, инициировали комплексную ревизию епархиальных дел и одобряли изъятие церковных земель. Однако епархии удалось отстоять право самостоятельного решения своих внутренних дел. В центре исследования — процесс демократизации епархиального управления, ведущими институтами которого последовательно становились пастырское собрание, епархиальный съезд и Церковно-епархиальный совет, в то время как значение епископской власти стремительно уменьшалось. Для глубокой реорганизации церковной жизни требовалось также устройство самоуправляемых приходов. Этому процессу активно старался содействовать «Союз православных христиан Якутии». О низкой эффективности всех этих преобразований в условиях углубляющейся революции ярко свидетельствует подавленное морально-психологическое состояние духовенства и паствы Якутской епархии к концу 1917 г.
Православная Российская Церковь, Якутская епархия, революция 1917 г., демократизация церковной жизни, епархиальное управление, «Якутские епархиальные ведомости», «Союз православных христиан Якутии», «Якутский комитет общественной безопасности»
  1. Конфессиональная политика Временного правительства России: сб. документов / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2017.
  2. Николаев А. П. «Многая лета, Благоверное Временное Правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 108–111.
  3. Попов Г. А. Сочинения. Т. 1. Якутск: ЯГУ; ИГИиПМНС СО РАН, 2005.
  4. Радченко Н. Н. Политические организации Якутии в период Февральской революции 1917 года // Вестник СВФУ. 2016. №1. С. 13–20.
  5. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории РПЦ / сост. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2008.
  6. Федоров В. И. Якутия в эпоху войн и революций (1900–1919). Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2013.
  7. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870–1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.
Пушкарев Владимир Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.