/
Результат поиска


Пронина Т. С., Прыткова Д. Э. Религиоведение в российской школе: мнение учителей по материалам интервью и анкетирования // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 117-135. DOI: 10.15382/sturI2022100.117-135
В статье представлен анализ мнений учителей, реализующих предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в российской общеобразовательной школе. Актуальность исследования определяется необходимостью эмпирической верификации выдвигаемых и существующих мировоззренческих и методологических подходов в сфере религиозного и религиоведческого образования. Исследования включали углубленные интервью с учителями, проверку остаточных знаний у детей, посещение занятий и мастер-классов педагогов ОРКСЭ, интервью с преподавателями курсов повышения квалификации, с преподавателями вузов, реализующими программы по религиоведению и теологии, а также исследователями религиозной сферы. Реализуемый проект имеет региональную специфику, в статье использованы результаты опросов и интервью по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, некоторые данные сравниваются с результатами опросов в других российских регионах. Основные выводы: исследование отражает портрет современного российского учителя с типичными социально-демографическими характеристиками; модули ОРКСЭ преподают учителя начальных классов; большинство из них положительно оценивают введение в школах этого предмета; большая часть учителей, по данным исследований в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отдают предпочтение неконфессиональным общим модулям; учебно-методические материалы в целом получают положительную оценку, но отмечаются их недостатки с точки зрения современных способов представления информации и с учетом особенностей восприятия и запросов современных учащихся; большинство учителей прошли курсы повышения квалификации по предмету и оценили их как полезные, но констатировали, что пока еще не обладают достаточными знаниями религиозных культур; сотрудничество с религиозными организациями в рамках преподавания модулей по конкретным религиозным культурам реализуется редко, наиболее успешен опыт такого сотрудничества в школах с конфессиональной спецификой; на собраниях по выбору модуля, по мнению учителей, родителям была предоставлена возможность обсуждать и выбирать модуль ОРКСЭ, какое-либо принуждение отсутствовало, при этом позиция учителя имела решающий характер. Итоговый вывод: реализация предметной области ОРКСЭ прошла этап становления и перешла к стадии обсуждения содержания модулей, накопления опыта педагогических практик.
основы религиозных культур, светская этика, российская школа, мнение учителей, Санкт-Петербург, Ленинградская область, анкетирование, интервью
  1. Бокова О. А. Дискуссия о теологии в Российской высшей школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С. 194–201.
  2. Гаспаришвили А. Т., Ионов А. А., Рязанцев В. В., Смоленцева А. Ю. Учитель в эпоху перемен. М.: Логос, 2006.
  3. Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2018.
  4. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Существует ли дифференциация учителей в российских школах? // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 59–65.
  5. Колодин А. В. Религиозное образование в государственной школе // Школа. 1998. № 6. С. 42–68. URL: http://www.religiocivilis.ru/component/content/article/2-articles/1243-religioznoe-obrazovanie-v-gosudarstvennoi-shkole.html (дата обращения: 02.02.2022).
  6. Колодин А. В. Религиозное образование: проблемы остаются // Учитель. 1998. № 6. С. 14–18.
  7. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». URL: http://pstgu.ru/download/1217097893.cron4.pdf (дата обращения: 04.05.2017).
  8. Метлик И. В. Изучение духовно-нравственной культуры народов России в формировании социокультурного опыта школьников: условия, динамика и модели развития // Вагнер И. В., Гурьянова М. П., Усольцева И. В. и др. Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе воспитания. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. С. 186–212.
  9. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Повышение качества преподавания «Основ православной культуры» в школе // Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № 10.
  10. Пронина Т. С. Преподавание «Основ православной культуры» в Тамбовской области: успехи и проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 119–138.
  11. Чеснокова В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения. М., 2000.
Пронина Татьяна Сергеевна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Россия, г. Санкт-Петербург;
Должность: Главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8902-9154;
Электронный адрес: tania_pronina@mai.ru.
Прыткова Дарья Эдуардовна
Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;;
ORCID: нет;
Электронный адрес: dariya.prytkova@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Религиоведение и теология в образовательном пространстве Российской Федерации: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области» № 21-011-44106\21.