/
Результат поиска


Попов А. В. Несостоявшийся поход в Индию: атаман Борис Владимирович Анненков и его отряд в Синьцзяне // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 1 (22). С. 7-20.
PDF
Статья посвящена жизни и судьбе одного из лидеров белогвардейского движения в Сибири генерал-лейтенанта Б.В. Анненкова. В центре внимания малоизвестные страницы его жизни в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Потерпев поражение в Гражданской войне в России, белые войска Анненкова оказались в раздираемом на части кровопролитной Гражданской войной Китае. Нелегко было понять чуждые обычаи и политическую ситуацию. Китай в эти годы был разделен фронтами Гражданской войны на множество частей, со своими маршалами и «верховными правителями». Многие хотели использовать Анненкова и его отряд в своих целях, не имеющих ничего общего с русскими националь ными интересами. На Юге Китая и в Синьцзяне сильно было влияние коммунистов и советских военных советников и добровольцев. Именно это обстоятельство во многом определило трагическую судьбу Б.В. Анненкова. Один из героев белого движения, атаман Б.В. Анненков провел около трех лет в китайской тюрьме, а впоследствии передан китайскими властями советским агентам и тайно вывезен в СССР, где был расстрелян в августе 1927 г.
Попов Андрей Владимирович
Попова С. И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 21-30.
PDF
В данной статье рассматривается эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога в процессе организации воспитания. В качестве основных направлений выступают философское, психологическое, социально-педагогическое. Последовательно раскрыты условия организации воспитательного процесса, предполагающие переход от функционально-ролевых отношений учитель–ученик к системе взаимоотношений с позиции человек–человек.
процесс воспитания; эмоциональное состояние; философское, психологическое, социально-педагогическое направления; условия организации процесса воспитания
Попова Светлана Игоревна
Попова С. И. Изучение динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 89-102.
PDF
В статье исследуется проблема динамики эмоционального состояния младших школьников в процессе педагогического регулирования. На основе анализа эмпирических данных представлена программа занятий с детьми младшего школьного возраста.
педагогическое регулирование, эмоциональное состояние, динамика состояний, психологический климат
Попова Светлана Игоревна
Попова С. И. Изучение готовности учителя к педагогическому регулированию эмоционального состояния личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 135-145.
PDF
В статье рассматривается проблема изучения готовности педагога к педагогическому регулированию эмоционального состояния личности. В процессе эмпирического исследования выявлены уровни готовности и затруднения, с которыми сталкивается педагог в процессе педагогического регулирования.
педагогическое регулирование, неблагоприятное состояние, контекст ситуации, личностное становление школьника, готовность педагога
Попова Светлана Игоревна
Попова Е. А. Ассоциативно-семантический потенциал наречий завтра и сейчас в аспекте восприятия времени носителями русского и испанского языков // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 2 (28). С. 89-99.
PDF
Статья посвящена сопоставительному анализу значений наречных пар mañana ‘завтра’, ahora ‘сейчас’, ahorita ‘сейчас’, их структурно-семантических и культурно-обусловленных особенностей. На примере актуализации значений данных наречий можно проследить общее и специфическое в отношении ко времени носителей русского и испанского языков, а также жителей Испании и некоторых стран Латинской Америки. Особый интерес в этой связи представляет изучение диминутивных форм испаноязычных наречий времени, поскольку знание специфики их прагмасемантического потенциала играет важную роль в предупреждении возможных коммуникативных неудач.
восприятие времени, отношение к времени, культурно-специфическое значение, актуализация значений, коммуникативные неудачи, уменьшительно-ласкательные формы
Попова Евгения Андреевна
Попова Т. Г. Русские рукописи «Лествицы» Иоанна Синайского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 93-101. DOI: 10.15382/sturIII201646.93-101
По предварительным подсчетам, всего славянских рукописей, сохранивших текст «Лествицы» (полностью или во фрагментах), созданных в период с середины XII до конца XVII в., не менее 750, из них около 500 являются русскими. В настоящее время русские рукописи «Лествицы» хранятся не менее чем в 62 книгохранилищах не менее чем 20 стран мира. В статье называются библиотеки, в которых имеются русские книги «Лествицы», называются: а) некоторые книги, пропавшие из российских собраний, имеющих дореволюционные описания, обнаруженные позднее за рубежом, б) русские рукописи Лествицы, судьба которых в настоящее время неизвестна, а также в) некоторые утраченные ее рукописи (сгоревшие в огне пожаров).
Иоанн Лествичник, Лествица, древние русские рукописи, история культуры Древней Руси, библиотеки.
1. Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. Издание Археографической комиссии. СПб., 1874.
2. Бельчиков Н. Ф., Рождественский Н. П. Собрание рукописей бывшего Тамбовского губернского архивного бюро // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 561–566.
3. Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. М., 1980.
4. Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. Издание Археографической комиссии. СПб., 1890.
5. Георгиевский В. Флорищева пустынь: историко-археографическое описание с рисунками. Вязники, 1896.
6. Евсеев И. Е. Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах. Вып. 3. Орел, 1909.
7. Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: судьба книги, состояние и задачи изучения // Изборник Святослава 1073 г.: Сборник статей. М., 1977. С. 5–30.
8. Историческое описание Серпуховского Владычного общежительного девичьего монастыря. М., 1866.
9. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977.
10. Лицевые рукописи XI–XIX вв. Каталог рукописей Третьяковской галереи. Кн. 1. Лицевые рукописи XI–XVII вв. Серия «Древнерусское искусство». Т. 2, кн. 1. М., 2010.
11. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1579 гг. / Публикация Р. П. Дмитриевой // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь. Л., 1991. С. 42–99.
12. Поздеева И. В., Троицкий А. Н. Русская рукописная и старопечатная книга в личных собраниях Москвы и Подмосковья. Каталог выставки (Москва, 9 декабря 1983 — 15 января 1984). М., 1983.
13. Попова О. С. Новгородская рукопись 1270 г. (Миниатюры и орнамент) // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 184–219.
14. Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР / М. Н. Тихомиров, отв. ред. М., 1962.
15. Рождественский Н. П. Отчет об археографической командировке в г. Иваново //  ТОДРЛ. Т. X. М.; Л., 1954. С. 485–492.
16. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 3 (1948–1979). М., 1996.
17. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 1994.
18. Срезневский В. И. Отчет отделению русского языка и словесности Императорской академии наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернию (июнь 1902) // Известия ОРЯС. VIII (3/4). СПб., 1903. С. 126–189.
19. Срезневский В. И. Поездка в Петрозаводск и Заонежье // Известия ОРЯС. IX (3/4). СПб., 1904. С. 19–36.
20. Суботин-Голубовиħ Т. Српско рукописно наслеħе од 1557. године до средине XVII века // Српска Академиjа наука и уметности. Посебна издања. Књига DCXL. Одељење jезика и књижевности. Књига 51. Београд, 1999.
21. Турилов А. А. «Ото князя отъ Яръполка» (К истории двух древнейших русских списков Лествицы) // Русский язык в научном освещении. 2002. №3. С. 204–210.
22. Щапов Я. Н. Макарьевско-Унженский монастырь (рукописи). XV–XIX вв. Кострома, 1967.
23. Popova T. G. Die «Leiter zum Paradies» des Johannes Klimakos. Katalog der slavischen Handschriften, Köln, Böhlau-Verlag, 2012.
24. Slavic Manuscripts from the Fekula Collection: a Description, Columbus, Ohio, 1983.
Попова Татьяна Георгиевна
Попова Т. Г. О новом исследовании по истории болгарской литературы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 2 (47). С. 148-151. — Рец. на кн.: Кенанов Д. Страници от книжовното наследство. Пловдив, 2014
PDF
Попова Татьяна Георгиевна
Попова Т. Г. Рукописи "Лествицы" Иоанна Синайского перевода Паисия Величковского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 36-43. DOI: 10.15382/sturIII201750.36-43
Вся жизнь святого Паисия Величковского была посвящена переводу и переписыванию святоотеческих творений. Паисий провел огромную работу по переводу Лествицы на славянский язык. Перевод был выполнен Паисием, вероятно, в начале 1780-х гг. В основе этого перевода лежит та версия греческого текста, которая сохранилась в рукописи Gr. 297 из собрания Баварской государственной библиотеки (Германия, Мюнхен). «Черновой автограф» перевода Паисия хранится в библиотеке Нямецкого монастыря под номером 285. Новый перевод Лествицы получил довольно широкое распространение в славянской письменности. Нам известно пятнадцать рукописей перевода Паисия. Книги этого перевода сохранились в следующих библиотеках: 1) Румыния, Нямецкий монастырь, № 285; 2–3) Россия, Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, собрание Санкт-Петербургской духовной академии, № 26, 49; 4) Австрия, Вена, Австрийская национальная библиотека, Славянский фонд, № 171; 5–6) Россия, Санкт-Петербург, Библиотека Российской Академии наук, шифр 13. 5. 16; собрание Ф. А. Каликина, № 170; 7) Греция, Афон, Хиландарский монастырь, № 213; 8) Россия, Москва, Государственный исторический музей, собрание Симонова монастыря, № 18; 9–12) Россия, Москва, Российская государственная библиотека, собрание Оптиной пустыни, № 509–510, 516; Дополнительное собрание Троице-Сергиевой лавры, № 193; 13) Румыния, Яссы, собрание библиотеки митрополии Молдовы и Сучавы, № 154; 14) Украина, Киев, Институт рукописей им. В. И. Вернадского Библиотеки Академии наук Украины, собрание Киево-Печерской лавры, № 243; 15) Болгария, София, Народная библиотека Кирилла и Мефодия, № 1030.
Паисий Величковский, Лествица, Иоанн Лествичник, переводы с греческого языка на славянский, славянские рукописи, библиотеки
Попова Т. Г. Греческие рукописи Лествицы Иоанна Синайского в Баварской государственной библиотеке // Россия и Германия. Научный гумбольдтовский журнал. 2011 (№ 1). С. 56–58.
Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в переводе Паисия Величковского // Афонська спадщина. Науковий альманах. Видання Мiжнародного iнституту афонськоï спадщини в Украïнi. Вип. 3–4. Киïв-Чернiгiв, 2016. С. 186–196.
Попова Т. Г. Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011.
Irbich E., Mazal O., Wawrik F., Wagner R. Mittelalterliches Bulgarien. Ausstellung von Handschriften und Karten der Österreichischen Nationalbibliothek. Prunksaal, 24. Mai bis 15. Oktober 1977. Wien, 1977.
Pistrui Ch. Manuscrise inedite din Biblioteca Mitropoliei Moldovei şi Sucevei Iasi // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. 1983. № 1–3. S. 97–98.
Popova T.G. Die «Leiter zum Paradies» des Johannes Klimakos. Katalog der slavischen Handschriften / «Лествица» Иоанна Синайского. Каталог славянских рукописей. Köln: Böhlau-Verlag, 2012.
Unterkircher F. Inventar der illuminierten Handschriften, Inkunabeln und Frühdrucke der Österreichischen Nationalbibliothek. Teil 2: Die griechischen, slawischen, hebräischen und orientalischen Handschriften; kleinere Handschriftengruppen; Inkunabeln, Frühdrucke und spätere illuminierte Drucke. Wien, 1959.
Попова Татьяна Георгиевна
Попова Т. Г. Новое описание нямецких славянских рукописей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 153-156. — Рец. на кн.: Каталог славянских рукописей монастыря Нямц / Сост. П. Б. Жгун. Серпухов: Изд-во «Наследие Православного Востока», 2017. — 344 с.
PDF
Попова Татьяна Георгиевна
Ученая степень: доктор филологических наук;
Место работы: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17;
Должность: профессор;
Электронный адрес: lestvic@mail.ru.
Егоров Г. В., Улитчев И. И., Попов А. А., Смольянов В. Н., Платонова Ю. А., Пушкарев С. А., Меланина Т. В. Организация межличностного взаимодействия в дистанционном богословском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 24-41. DOI: 10.15382/sturIV201954.24-41
В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.
дистанционное образование, дистанционное обучение, межличностное взаимодействие, модель обучения, теологическое образование, дистанционная образовательная среда, коммуникация, дистанционные образовательные технологии, опыт преподавателей
  1. Егоров Г., Меланина Т. В. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование: десять лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2014. № 8. С. 86–89.
  2. Abrami P. C., Bures E. M. Computer-supported collaborative learning and distance education // American Journal of Distance Education. 1996. Vol. 10 (2). P. 37−42. URL: http:// dx.doi.org/10.1080/08923649609526920.
  3. Campbell H. Exploring religious community online: We are one in the network. New York, 2005.
  4. Dede C. Introduction: A sea change in thinking, knowing, learning and teaching: The ECAR study of undergraduate students and information technology, available at: https://kinasevych.ca/2009/03/25/dede-2007-introduction-a-sea-change-in-thinking-knowing-learning-andteaching-in-the-ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology-2007/
  5. Delamarter S. A typology of the use of technology in theological education // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7 (3). P. 134−140.
  6. Egorov G., Melanina T. V., Roberts J. Teaching theology at a distance. Experiences of the Institute of Distance Learning at St. Tikhon's Orthodox University in Moscow, Russia // Hervormde Teologiese Studies. 2019. Vol. 75. № 4.
  7. Esselman T. The Pedagogy of the Online Wisdom Community: Forming Church Ministers in a Digital Age // Teaching Theology and Religion. 2004. Vol. 7. № 3. P. 159–170.
  8. Esselman T. What technology can teach about theological pedagogy / V. J. Klimoski, K. J. O. Neil, K. M. Schuth (eds.) Educating leaders for ministry: Issues and responses, 2005. P. 134−162.
  9. Gresham J. Divine pedagogy as a model for online education // Teaching Theology and Religion. 2006. Vol. 9 (1). P. 24−28. URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9647.2006.00257.x.
  10. Hege A. R. The Online Theology Classroom: Strategies for Engaging a Community of Distance Learners in a Hybrid Model of Online Education // Teaching Theology and Religion. 2011. Vol. 14. № 1. P. 13–20.
  11. Hess M. What Diff erence Does it Make? Digital Technology in the Theological Classroom // Theological Education. 2005. Vol. 41. № 1. P. 77–91.
  12. Hess M. E. Engaging technology in theological education: All that we cannot leave behind. Lanham, 2005.
  13. Kelsey D. H. Spiritual machines, personal bodies and God: Theological education and theological anthropology // Teaching Theology and Religion. 2002. Vol. 5 (1). P. 2−9. URL: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9647.00112.
  14. Oliver E. Blended learning for teaching Theology // Verbum et Ecclesia. 2018. Vol. 39 (1). a1894. URL: https://doi. org/10.4102/ve.v39i1.1894.
  15. Parker J. Palmer. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. San Francisco, 1998.
  16. Patterson E. The questions of distance education // Theological Education. 1996. Vol. 33 (1). P. 59−74.
  17. Ravoi A. P., Jordan H. M. Blended learning and sense of community: A comparative analysis with traditional and fully online graduate courses // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. Vol. 5 (2). P. 471−489.
  18. van Driel E. C. Online Theological Education: Three Undertheorized Issues // Theological Education. 2015. Vol. 50. № 1. P. 69–79.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: директор Института дистанционного образования;
ORCID: 0000-0002-5170-7968;
Электронный адрес: fathergennadi@mail.ru.
Улитчев Иван Иванович
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: Доцент кафедры новых технологий в гуманитарнои образовании ИДО;
ORCID: 0000-0002-1107-3948;
Электронный адрес: ioann_ul@mail.ru.
Попов Александр Адольфович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель, институт дополнительного образования;
ORCID: 0000-0002-7635-9218;
Электронный адрес: AlexanderAP@mail.ru.
Смольянов Вадим Николаевич, священник
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-9524-2015;
Электронный адрес: vsmolyanov@bk.ru.
Платонова Юлия Андреевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3599-7838;
Электронный адрес: yulia.platonova@gmail.com.
Пушкарев Сергей Александрович
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0996-6528;
Электронный адрес: sergeipush@mail.ru.
Меланина Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат технических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: начальник учебно-методического управления;
ORCID: 0000-0002-4337-3793;
Электронный адрес: melanina.t@pstgu.ru.
Попова С. И., Соловьева Е. Е. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 20-34. DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34
Статья посвящена актуальной проблеме — выявлению особенностей формирования гражданской идентичности школьника в процессе личностного развития. Гражданская идентичность рассматривается как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Поэтому осознание гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, народа, нации. В статье анализируется сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников: когнитивного (формирование образа Родины, представление о себе как гражданине и своих социальных ролях); ценностно-эмоционального (принадлежность к своему народу, гордость за страну); поведенческого (готовность к деятельности на благо Родины), а также их взаимодействие на основе эмпирических данных (в анкетировании приняли участие 502 учащихся общеобразовательных школ г. Череповца от 10 до 17 лет). К окончанию школы у учащихся сформирован когнитивный компонент гражданской идентичности. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимаются положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в конкретной жизненной ситуации часто занимают пассивную позицию, отстраняются от решения проблемы. Эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. Именно на уровне личного участия происходит разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Воспитание деятельного сочувствия у школьника становится сегодня важнейшей задачей педагога. Формирование гражданской идентичности школьников представлено на примере организации вожатско-волонтерской деятельности. Учащиеся под руководством вожатого активно включаются в выполнение доброго малого дела, несут ответственность за его результаты.
формирование гражданской идентичности, развитие личности школьника, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты гражданской идентичности
  1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 140–142.
  2. Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113–127.
  3. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54–69.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  5. Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471–476.
  6. Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108–118.
  7. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. … д-ра пед. наук. М., 2016.
  8. Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13–21.
  9. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85–90.
  10. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20–40.
  11. Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5–19.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  15. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011.
  16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15–26.
  17. Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
Попова Светлана Игоревна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2677-1917;
Электронный адрес: psvetlana2015@mail.ru.
Соловьева Елена Евгеньевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3730-0694;
Электронный адрес: esk63@mail.ru.
Попова И. И., Демакова И. Д. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 37-48. DOI: 10.15382/sturIV202160.37-48
Статья посвящена актуальной проблеме методологии в сфере научно-педагогических исследований: анализу предпосылок оформления гуманитарной экспертизы как метода научного познания в педагогике. Акцент делается на обосновании роли, назначения и инструментального обеспечения гуманитарной экспертизы в образовании. Гипотетически выделяются и рассматриваются три наиболее значимых в педагогике фундаментальных метода, позволяющих определить научные основания метода гуманитарной экспертизы и его инструментальной части применения в педагогических исследованиях. К ним относятся педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия и педагогическая герменевтика. Представленное исследование отражает содержание опыта и выводы отечественных ученых, обратившихся к методу гуманитарной экспертизы с целью определить риски апробации и внедрения новых технологий в жизнь человека. Подчеркивается особое назначение гуманитарной экспертизы в обеспечении этического измерения в процессе оценки рисков, связанных с современными инновационными проектами. В исследовании поднимается проблема формирования экспертной позиции педагога, ориентированного на применение метода гуманитарной экспертизы в практике педагогической деятельности непосредственно в условиях работы с детьми. Статья носит обзорный аналитический характер и формирует представление о направлениях научных исследований, в которых метод гуманитарной экспертизы представляется в качестве предмета исследовательской деятельности. На основе проведенного исследования вносится существенное уточнение в понимание гуманитарной экспертизы в образовании как метода исследования синергичного по своей сути и направленного на анализ гуманитарного потенциала процесса и результатов, полученных в ситуации внедрения педагогических инноваций посредством применения образовательных технологий, а также в условиях внедрения новаторских педагогических моделей и систем.
научно-исследовательская деятельность, гуманитарная экспертиза, отечественная педагогика, педагогические исследования, методы педагогических исследований, метод гуманитарной экспертизы, педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия, педагогическая герменевтика
  1. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76–87.
  2. Белова С. В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 1 (13). С. 34–41.
  3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб., 2003.
  4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1993.
  5. Брызгалина Е. В., Аласания К. Ю., Садовничий В. А., Миронов В. В., Гавриленко С. М., Вархотов Т. А., Шкомова Е. М., Набиулина Е. А. Социально-гуманитарная экспертиза функционирования национальных депозитариев биоматериалов // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 18–21.
  6. Воронин А. А. Контуры гуманитарной экспертизы // Человек. 2014. № 1. С. 81–92.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Глава XVIII. Основные формы изучения личности ребенка. М., 1999. URL: http://a-mov.ru/books/vygotskij -pedagogicheskajapsihologija/116.html (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М., 2013.
  9. Климова С. М. Гуманитарная экспертиза и экспертное сообщество: постановка проблемы // Философские науки. 2017. № 4. С. 68–80.
  10. Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45358_full.shtml [Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности — Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ] (дата обращения: 12.06.2020).
  11. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. 1991. № 1. С. 86–93.
  12. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; В. А. Луков, общ. ред. М., 2006. С. 214–237.
  13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Попова Ирина Ирина Николаевна Попова
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС; Российская Федерация, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popova-in@ranepa.ru.
Демакова Ирина Дмитриевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: заведующая кафедрой психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-0861-2453;
Электронный адрес: kpndp@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 20-013-00184.
Попов Ф. А. «Приходская реформа» М. К. Дитерихса в Приамурском Земском Крае (август-октябрь 1922 г.): теоретические основы и попытка реализации // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 110-126. DOI: 10.15382/sturII2021102.110-126
В статье рассматривается предпринятая в августе–октябре 1922 г. попытка антибольшевистской диктатуры генерала М. К. Дитерихса опереться на православный приход в деле государственного строительства в белом Приморье («приходская реформа»). Интеллектуальные истоки «приходского строительства», по мнению автора, связаны со славянофильством и деятельностью епископа Андрея (Ухтомского) на Востоке России. Именно епископ Андрей в 1918–1919 гг. (и ранее) озвучивал тезис о приоритете прихода в жизни Церкви и стремился к «приходской демократии» на практике. Дитерихс в своих указах изложил общие принципы реформы, абстрагировавшись от разработки законодательства о приходах — эта задача была делегирована Приамурской земской думе. Антибольшевистской общественностью предлагались разные варианты построения приходской системы, основной проблемой при этом было соотношение «церковного» и «гражданского» в приходе. Вопрос затрагивался в ходе Национального съезда в Никольске-Уссурийском 15–20 сентября 1922 г., где проекту организации приходов было посвящено несколько выступлений. Идея организации общественно-политической жизни на основе прихода активно обсуждалась в прессе белого Приморья. Правые проправительственные газеты проводили мысль о том, что создание приходов повысит сознательность граждан Приамурского Земского Края, их инициативность и отучит полагаться во всем на государственный аппарат. Отсутствие нормативно-правовых актов, проясняющих порядок создания прихода, и плохое информирование привели к тому, что к октябрю 1922 г. в приходах зарегистрировалось лишь незначительное количество прихожан. Одним из аспектов местного самоуправления являлась самооборона, к созданию которой Дитерихс побуждал население (армия была задействована на фронте и не могла поддерживать порядок в тылу). Ставка на приход вела к усилению кампании против земства, которое было настроено оппозиционно к антибольшевистским силам. Таким образом, инициатива Дитерихса стала неординарной попыткой выстроить белую государственность (а заодно и проект русской политической нации) на основе местного самоуправления и приверженности религии. Безнадежное положение белого Приморья к осени 1922 г. помешало воплощению этих планов.
церковный приход, Белое движение, Приамурский Земский Край, приходская демократия, М. К. Дитерихс, епископ Андрей (Ухтомский), консерватизм, местное самоуправление
  1. Генерал Дитерихс / сост. В. Ж. Цветков и др. М.: Посев, 2004.
  2. Куликова С. Г. Консерваторы и земство: планы и результаты деятельности 1864–1914 гг. М.: Новый Хронограф, 2019.
  3. Ляхов Д. А. Небольшевистские модели политического устройства Дальнего Востока России (конец 1919–1922 гг.). Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2015.
  4. Новая имперская история Северной Евразии. Ч. 2: Балансирование имперской ситуации: XVIII–XX вв. / под ред. И. Герасимова. Казань, 2017.
  5. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. (на материалах Дальнего Востока): монография: в 2 т. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. Т. 1.
  6. Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации / пер. с англ. А. Терещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  7. Саевская М. А. Консервативные концепции земского самоуправления (1864–1905 гг.). М.: Аквилон, 2021.
  8. Сахаров К. В. Белая Сибирь. Внутренняя война 1918–1920 гг. М.: Центрполиграф, 2018.
  9. Старк Ю. К. Последний оплот. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1920–1924. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2015.
  10. Фриз Г. «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи: сб. статей / пер. с англ. А. Глебовский, М. Долбилова; под ред. П. Рогозного. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.
  11. Цветков В. Ж. Белое дело в России: 1917–1919 гг. М.: Яуза-Каталог, 2019.
  12. Черная Е. В. Земское самоуправление на Дальнем Востоке в условиях революций и Гражданской войны (1917–1922 гг.): дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2011.
  13. Черномаз В. А. Становление милиции Приморья (1917–1922 гг.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2 (44). С. 122–134.
  14. «Я хочу принадлежать только Св. Церкви…» Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский: Труды, обращения, проповеди, письма, документы / сост. И. И. Осипова, Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2012.
Попов Фёдор Алексеевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 88;
ORCID: 0000-0002-8867-3300;
Электронный адрес: popovf1992@mail.ru.
Шустова И. Ю., Попова И. Н. Условия эффективного применения исследовательских методов в практике воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 26-35. DOI: 10.15382/sturIV202368.26-35
В статье анализируется тенденции теоретического и методического переосмысления практики воспитания в меняющемся социуме и потребности ее развития как среды, стимулирующей инновационные процессы. Развитие практики воспитания в деятельности современного педагога требует от него постоянной готовности к решению исследовательских задач, вызванных потребностью проникновения в суть особенностей формирования личности ребенка в стремительно меняющихся условиях, характером выстраивания отношений с ним, вовлечения его в деятельность и общение. Анализируется опыт работы авторов экспертами инновационных проектов в практике воспитания, анализ проведенных в 2021 году в одно время (февраль-май) двух исследований, посвященных изучению разных аспектов деятельности педагогов-воспитателей, их пониманию исследовательской деятельности. Подробно раскрыта рефлексивная компетентность педагога в профессиональной деятельности. Обозначены возможные условия эффективного применения исследовательских методов в практике воспитания: опора на методологические основания воспитания; опора на теоретические основы организации исследовательской деятельности; сформированность компетенции профессиональной рефлексии, рефлексивной компетенции как умение перевести проблему профессиональной деятельности в задачу исследования; постоянное обращение к опыту коллег и его изучению, необходимость педагога-практика быть в курсе новаторских идей, которые рождаются в практике российских педагогов и зарубежных коллег.
воспитание, методология педагогики, методы теоретического и эмпирического познания, методы исследования, результат, исследовательская деятельность, рефлексия, рефлексивная компетентность педагога
  1. Басова В. М. Исследование современной практики воспитания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. С. 86–90.
  2. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.
  3. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Образование и саморазвитие. 2013. Т. 38. С. 22–30.
  4. Демакова И. Д., Попова И. Н. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 37–48.
  5. Демакова И. Д., Шустова И. Ю., Попова И. Н. О методах исследования в сфере воспитания: взгляд на проблему с позиции науки и практики // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 478. С. 154–161.
  6. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М., 2017.
  7. Исследовательские методы в теории воспитания: сборник научных трудов / под ред. И. Д. Демаковой, И. Ю. Шустовой. М., 2021.
  8. Разумовская Т. В. Анализ и систематизация инновационных практик воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31295 (дата обращения: 08.11.2022).
  9. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. / под ред. И. Ю. Шустовой. М., 2015.
  10. Селиванова Н. Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 103–116.
  11. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М., 2016.
Шустова Инна Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБНУ ;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4418-9218;
Электронный адрес: innashustova@yandex.ru.
Попова Ирина Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popovain@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00184.