/
Результат поиска


Полунов А. Ю. Протестантизм и католичество в оценках "русского Торквемады": к вопросу о религиозных воззрениях К. П. Победоносцева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 24-32. DOI: 10.15382/sturI201667.24-32
Статья посвящена анализу религиозных воззрений К. П. Победоносцева (1827–1907), известного государственного деятеля, консервативного публициста, в течение 25 лет (1880– 1905) руководившего религиозной политикой государства на посту обер-прокурора Святейшего Синода. В центре внимания отношение Победоносцева к двум ветвям иноверия на территории России — католичеству и протестантизму. В статье показано, что восприятие обер-прокурором иноверных конфессий, при всей жесткости проводимой им политики, было далеко не однозначным. Консерватор решительно отвергал право на прозелитизм за неправославными исповеданиями на территории Российской империи. Особо негативным было его отношение к деятельности Католической Церкви в западных регионах империи и к зародившимся во второй половине XIX в. движениям протестантского толка — «пашковщине» и «штундизму». Вместе с тем к собственно религиозной стороне католичества и протестантизма он относился без неприязни. К простестантизму Победоносцев даже испытывал определенную симпатию. Ему импонировали многие черты данного вероучения — высокая оценка личных достижений человека, культ законности, наличие разработанной трудовой этики. Среди друзей и близких знакомых Победоносцева были протестанты, игравшие заметную роль в общественной жизни России и Европы — баронесса Э. Ф. Раден, видный деятель Англиканской Церкви У. Дж. Биркбек, посол США в России Э. Д. Уайт и др. Особенности отношения Победоносцева к западным исповеданиям, прежде всего к протестантизму, отразились на его политике на посту обер-прокурора, в некоторых случаях способствуя корректировке проводимых им жестких мер.
К. П. Победоносцев, М. Ледоховский, Э. Ф. Раден, Э. Д. Уайт, А. П. Стэнли, обер-прокурор, протестантизм, католицизм, прозелитизм, религиозная политика самодержавия, «культуркампф», лютеранство, «пашковщина», штундизм.
1. Dalton H. On Religious Liberty in Russia. Open Letter to the Head of the Russian Synod Privy Councilor Constantine Pobiedonosieff . Leipzig; L., 1890.
2. White A. D. A Statesman of Russia. Constantine Pobedonostzeff // Century Illustrated Magazine. May 1898. Vol. 56. No.1. P. 113.
3. Долбилов М. Д. Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010.
4. Победоносцев К. П. «Будь тверд и мужествен…» Статьи из еженедельника «Гражданин» // Письма. СПб., 2011.
5. Победоносцев К. П. Баронесса Эдита Федоровна Раден (9 октября 1885 г.) // Вечная память. Воспоминания о почивших. СПб., 1896.
6. Победоносцев К. П. Московский сборник // Сочинения. СПб., 1996.
7. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010.
8. Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора: Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996.
9. Сорока М. Английские квакеры и русский голод // Родина. 2011. № 12.
10. Тернер Ф. Г. Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера. СПб., 1910. Ч. 1.
Полунов Александр Юрьевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: доцент;
Электронный адрес: email: polunov@spa.msu.ru.
Полунов А. Ю. Земский собор, образ «Белого царя» и политика России по отношению к отдаленным народам в конце XIX – начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 63-77. DOI: 10.15382/sturII202199.63-77
В статье анализируется взаимосвязь внутренней и внешней политики Российской империи в конце XIX — начале XX в., изменение отношения правительственных верхов и консервативных кругов общества к отдаленным народам, рассматривавшимся в качестве объектов покровительства России. Провал плана созыва национально-самобытного представительства (Земского собора) в начале 1880-х гг., выдвинутого Н. П. Игнатьевым и И. С. Аксаковым, стал симптомом заметных сдвигов в этой сфере. В качестве объекта попечения отныне рассматривались не столько этнические группы, обладавшие развитым национальным самосознанием, боровшиеся за гражданские права, стремившиеся к достижению политической автономии и национальной независимости, сколько «народы-дети», для которых главной задачей было физическое выживание, сохранение себя в качестве самостоятельных этнокультурных единиц. Важное место в ряду данных народов занимали православные арабы Сирии и Палестины, среди которых вело деятельность основанное в 1882 г. Православное Палестинское общество. В укладе и духовном облике православных арабов российских консерваторов привлекали такие качества, как простота, непосредственность, патриархальность быта и нравов, религиозность, почитание фигуры правителя России — «Белого царя», рассматривавшегося в качестве защитника униженных и гонимых этнических групп в разных странах мира. Схожим образом консерваторами воспринимались и многие другие отдаленные народы, попадавшие в сферу внимания российских верхов — эфиопы, ассирийцы, народы Дальнего Востока. Обращение данных этнических групп к России с просьбой о покровительстве укрепляло представления об особой миссии «империи царей». Удар по подобным воззрениям нанесла революция 1905–1907 гг. и русско-японская война, существенно подорвавшие авторитет Российской империи на международной арене.
Н. П. Игнатьев, Порфирий (Успенский), В. Н. Хитрово, Земский собор, образ «Белого царя», славяне, православные арабы, Императорское Православное Палестинское общество
  1. Айрапетов О. Р. История внешней политики России. 1801–1914 гг. Т. 3: Внешняя политика императоров Александра II и Александра III. М.: Кучково поле, 2018.
  2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881–1882 гг. // Исследования по социально-политической истории России. Л.: Наука, 1971. С. 299–328.
  3. Астанков В. А. Наследник цесаревич Александр Александрович в период восточного кризиса 1875–1878 гг. // Российская история. 2011. № 3. С. 128–141.
  4. Горинов М. М. Государственная и общественная деятельность графа Н. П. Игнатьева (1879–1882 гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2007.
  5. Дудзинская Е. А. Славянофилы в пореформенной России. М.: ИРИ РАН, 1994.
  6. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.
  7. Кузнецов О. В. Р. А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998.
  8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006.
  9. Маркс, Стивен Г. «Браво, храбрый тигр Востока!»: русско-японская война и подъем национализма в британском Египте и Индии // Русский сборник: Исследования по истории России. Т. IV. М.: Модест Колеров, 2007. С. 89–107.
  10. Межуев Б. В. Моделирование понятия «национальный интерес» на примере дальневосточной политики России конца XIX — начала XX в. // Полис. 1999. № 1. С. 26–39.
  11. Мельникова Л. В. Православный фактор русской политики на Балканах в конце 1850-х — 1870-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 147–161.
  12. Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М.: ПСТГУ, 2013.
  13. Панченко К. А. Кризис православия на арабском Востоке в восприятии российской общественности (конец XIX в.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13: Востоковедение. 1994. № 4. С. 17–28.
  14. Суворов В. В. Восточничество: Культурно-историческая концепция и имперская идеология. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2015.
  15. Схиммельпеннинк ван дер Ойе. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М.: НЛО, 2009.
  16. Тесля А. А. Последний из «отцов»: Биография И. С. Аксакова. СПб.: Русская мысль, 2014.
  17. Хевролина В. М. Николай Павлович Игнатьев: Российский дипломат. М.: Квадрига, 2009.
  18. Христофоров И. «В высшей степени душевная ошибка»: Русская элита в поисках патриархальных крестьян // Родина. 2015. № 2. С. 103–105.
  19. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914. Oxford: Clarendon Press, 1969.
  20. Vovchenko D. Creating Arab Nationalism? Russia and Greece in Ottoman Syria and Palestine (1840–1909) // Middle Eastern Studies. Vol. 49. N. 6. P. 901–918.
Полунов Александр Юрьевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: профессор, зав. кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления;
ORCID: 0000-0002-4484-6003;
Электронный адрес: polunov@spa.msu.ru.
Полунов А. Ю. Нехалкидонские (древневосточные) общины во внешнеполитической деятельности российского государства и Церкви. Конец XIX – начало XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 60-73. DOI: 10.15382/sturII2022108.60-73
В статье рассматривается деятельность российского государства и Церкви по отношению к нехалкидонским церковным общинам – ассирийцам-несторианам Северной Персии и Восточной Турции, сиро-яковитам Месопотамии, монофизитской Церкви Эфиопии. Данные общины привлекали в конце XIX – начале XX в. пристальное внимание общественных деятелей, публицистов, политиков, дипломатов, представителей церковной иерархии. В эпоху, когда между великими державами обострилась борьба за передел мира, церковно-государственные начинания на международной арене во многом определялись стремлением укрепить духовное и идеологическое влияние России в стратегически важных регионах. В то же время они не носили сугубо прагматического характера. Большое значение имели факторы культурно-символического свойства – возможность соприкоснуться с наследием древних церквей, начало истории которых восходило к библейским временам, взять их под свое покровительство и тем самым возвысить роль Русской Церкви на международной арене. Помощь России позволила бы выявить культурные богатства, скрытые в недрах отдаленных религиозных общин, создать основу для возрождения христианства на обширных пространствах Азии и Африки. Сближение нехалкидонитов с православием дало бы возможность укрепить позиции восточных православных патриархатов (в частности, Антиохийской Церкви), находившихся под покровительством «империи царей». Идейной основой для расширения контактов с нехалкидонскими церквами служили представления о близости их вероучения к догматам Православной Церкви, о внутреннем духовном сродстве восточных христиан с русскими. Подобные воззрения особенно ярко проявлялись в ходе контактов с эфиопскими христианами. Результатом начинаний российских церковно-государственных структур стало основание русской миссии в Урмии (Персия), обращение в православие части несториан и сиро-яковитов, укрепление связей с Церковью Эфиопии, помощь эфиопским христианам в возвращении когда-то принадлежавших им святынь Иерусалима. Успешно развивавшаяся деятельность была прервана Первой мировой войной и революцией, однако взаимоотношения русской Церкви с нехалкидонскими исповеданиями продолжились во второй половине ХХ в.
Монофизиты, несториане, ассирийцы, сиро-яковиты, Эфиопия, Урмия, Сирия, Антиохийская патриархия, Иерусалим, межрелигиозные контакты
  1. Агуреев С. А. Эфиопия в отражении российского общественного мнения в конце XIX — начале XX в. М.: РУДН, 2011.
  2. Вуколов И., свящ. Рассказы абиссинца // Труды Киевской духовной академии. 1892. № 1. С. 93–131.
  3. Герд Л. А. Англиканская и русская православная миссии к несторианам Персии и Турции в конце XIX в. (по материалам донесений британских дипломатов) // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 137–157.
  4. Герд Л. А. Сиро-яковиты и их попытки соединения с русской православной церковью в XIX — начале XX в. // Каптеревские чтения — 18: cб. статей / отв. ред. Н. П. Чеснокова. М.: ИВИ РАН, 2020. С. 391–402.
  5. Долганев Е. Е. Современная Абиссиния // Богословский вестник. 1895. № 8 (2-я пагинация). С. 224–251.
  6. Звягин К. С. Абиссиния. Чтение для народа. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1910.
  7. Л. А. [Лопухин А. П.] Католикос Востока и его народ: Очерки из жизни сиро-халдеев несториан в Персии и Турции // Христианское чтение. 1898. № 10. С. 516–540.
  8. Лопухин А. П. Новое поприще для миссии Св(ятой) православной церкви. Несторияне или сиро-халдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к православию. Чтение на торжественном собрании С.-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 2 февраля 1898 г. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1898.
  9. Матвеев А. К., Матвеев К. П. История и этнография ассирийцев. М.: ИЭА РАН, 1990.
  10. Медоваров М. В. Протоиерей Евгений Смирнов и церковная жизнь Англии 1890-х гг. на страницах журнала «Русское обозрение» // Христианское чтение. 2019. № 2. С. 178–186.
  11. Полунов А. Ю. «Наши черные единоверцы»: представления о религиозной близости России и Абиссинии в конце XIX — начале XX в. // Российская история. 2015. № 2. С. 85–99.
  12. Порфирий (Успенский). Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней // Труды Киевской духовной академии. 1866. Т. I. С. 311–335; Т. II. С. 4–19, 143–167.
  13. Селезнев Н. Ассирийская церковь Востока: Исторический очерк. М.: Ассирийская церковь Востока, 2001.
  14. Сирийская яковитская церковь // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. [Т. 6] 1895. Август. С. 458–459.
  15. Современное состояние сирийской церкви // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. [Т. 6] 1895. Август. С. 486–491.
  16. Соловьев М. П. Очерки Абиссинии // Русское обозрение. 1894. № 4. С. 795–812; № 9. С. 195–210.
  17. Софония (Сокольский), епископ Туркестанский и Ташкентский. Современный быт и литургия христиан инославных Иаковитов и Несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. СПб: Тип. дух. журнала «Странник», 1876.
  18. Спасский А. А. Сиро-халдейские христиане и присоединение их к православной церкви // Богословский вестник. 1898. № 5 (2-я пагинация). С. 202–243.
  19. Стефан (Садо), иеромонах. Русская православная миссия в Урмии (1898–1918) // Христианское чтение. 1996. № 13. С. 78–80.
  20. Хренков А. В. К истории русско-эфиопских религиозных контактов // Страны и народа Востока. Вып. 27. М.: Наука, 1991. С. 180–207.
  21. Хренков А. В. Россия и Эфиопия: развитие двусторонних связей (от первых контактов до 1917 г.). М.: Институт Африки РАН, 1992.
  22. Якушев М. И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е — начало XX века. М.: Индрик, 2013.
  23. Coakley J. F. The Church of the East and the Church of England: A History of the Archbishop of Canterbury’s Assyrian Mission. Oxford: Clarendon Press, 1992.
  24. Kurt A. The Search for Prester John, a Projected Crusade and the Eroding Prestige of Ethiopian Kings, c.1200–c.1540 // Journal of Medieval History, 2013. Vol. 39. No. 3. P. 297–320.
  25. Salvadore M. The Jesuit Mission to Ethiopia (1555–1634) and the Death of Prester John // World-Building and the Early Modern Imagination. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2010. Р. 141–171.
  26. Sheir A. M. From a Christian Savior to a Mongol Ruler: the Infl uence of Prester John’s Glamour on the Muslim-Crusader Confl ict in the Levant, 1140s-1250s // Rivista dell,Istituto di Storia dell,Europa Mediterranea. No. 3. Decembre 2018. P. 29–38.
Полунов Александр Юрьевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: профессор, зав. кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления;
ORCID: 0000-0002-4484-6003;
Электронный адрес: polunov@spa.msu.ru.