/
Результат поиска


Полозова И. В. Музыкальная культура барокко в России: общее и специфическое // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 48-64. DOI: 10.15382/sturV201623.48-64
Статья посвящена рассмотрению специфики русского барокко на примере музыкального искусства. В центре внимания работы — проблема адаптации стилевых норм барокко в отечественной музыке 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в. В статье рассматриваются три узловых для изучения искусства отечественного барокко момента: В эволюции русской культуры происходит непосредственный переход к эпохе барокко от Средневековья и, как следствие, с одной стороны, сохраняются некоторые эстетические идеалы Средневековья, а с другой — отсутствие самостоятельной эпохи Ренессанса способствует внедрению отдельных эстетических норм Возрождения в эпоху барокко, что позволяет говорить о признаках Предвозрождения. Стилевой плюрализм эпохи, отражающий множественное совмещение в российской барочной культуре признаков Средневековья, Ренессанса и собственно барокко, а со 2-й трети XVIII в. проявляются и стилевые приметы классицизма. Специфика жанровой палитры русского барокко характеризуется редукцией развитой жанровой палитры западноевропейской музыки. В результате в российском барокко наблюдается доминирование жанров хорового искусства, что вызвано в первую очередь его генетической укорененностью в истории отечественного искусства, и, как следствие, периферийная роль в эпоху барокко жанров инструментальной музыки.
барокко, русская музыкальная культура 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в., стилевые признаки барокко, специфика русского барокко, жанровая система
1. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.
2. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века — встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.
3. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Л., 1959. 780 с.
4. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / Публ., перевод, исследование и комментарии Вл. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. М.: Музыка, 1979.
5. История русской музыки: В 10 т. Том 3: XVIII век. Ч. 2. М.: Музыка, 1985.
6. Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII–XVIII веков // Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978. С. 92–112.
7. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVIII вв. Эпохи и стили. Л., 1973.
8. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
9. Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Кн. 2 (К — П). СПб.: Композитор, 2000.
10. Полозова И. В. Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII — начала XIX веков // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4 (17). С. 82–86.
11. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.
Полозова Ирина Викторовна
Тюрякова Ю. В., Полозова И. В. Концерты духовной музыки в российской провинции начала ХХ века (на примере городов Среднего и Нижнего Поволжья) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 112-125. DOI: 10.15382/sturV202245.112-125
В статье рассматриваются некоторые аспекты музыкально-просветительской деятельности, проводившейся на рубеже XIX-XX вв. провинциальными церковно-певческими сообществами различных христианских конфессий. В качестве примера охватываются города Саратов, Самара, Симбирск и Сызрань - крупнейшие экономические и культурные центры Среднего и Нижнего Поволжья. Авторы анализируют концертную деятельность представленных губерний по нескольким направлениям: концерты православных богослужебных песнопений, духовные концерты со смешанными программами, концерты духовной музыки в католических и протестантских церквях, а также отдельно выделяют примеры премьерного исполнения авторских духовных сочинений в провинциальных храмах. Так, в работе освещается просветительская концертно-просветительская работа профессора Саратовской консерватории И.В. Липаева, Саратовского архиерейского хора под управлением Н.М. Дмитриева, Симбирского архиерейского хора (регент С.П. Ягодинский). Авторами приводятся примеры гастрольных выступлений ведущих хоровых коллективов Российской Империи в поволжских городах, в частности, Московского синодального хора (под управлением Н. Н. Толстякова) в г. Саратове и хора Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы (регент Архангельский А.А.) в г. Самаре. Кроме того, в статье затрагивается проблема взаимодействия православных и единоверческих общин, совершения ими совместных богослужений (возможных в рамках единоверческой Литургической практики), а также сохранение Поволжье живой традиции использования знаменного распева. В результате проведенных исследований в статье утверждается мысль о преемственности идей Нового направления в русской духовной музыки поволжскими регентами, а также об активном включении последних в общий процесс развития российского церковно-певческого искусства.
духовный концерт, саратовское старообрядчество, сызранские единоверцы, Новое направление в русской духовной музыке, гастроли церковных коллективов, поволжские католики, протестантские поволжские общины, православные религиозно-нравственные чтения, авторские духовные сочинения, литургическая практика
  1. Августов В., свящ. Религиозно-нравственные чтения в зале Сызранского городского общества // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 185–188.
  2. Благотворительный духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 4 марта.
  3. Воскресный духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 9 марта.
  4. Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880–1990-е годы: Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 105–114.
  5. Губанова З. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 20 марта.
  6. Державин П. Религиозно-нравственное чтение и духовный концерт // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 5. С. 181–184.
  7. Державин П. Духовный концерт с религиозно-нравственным чтением в зале Дворянского собрания // Симбирские епархиальные ведомости. 1896. № 8. С. 285–289.
  8. Державин П. Седьмое публичное религиозно-нравственное чтение // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 181–186.
  9. Духовные концерты // Саратовский вестник. 1910. 18 февр.
  10. Духовный концерт // Саратовский вестник. 1910. 1 апр.
  11. Духовный концерт // Саратовский вестник. 1912. 18 марта.
  12. Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 3 апр.
  13. Духовный концерт // Саратовский листок. 1910. 10 апр.
  14. Духовный концерт // Саратовский листок. 1912. 7 окт.
  15. Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2008. 30 с.
  16. Загоскин М. Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского // Библиотека для чтения. 1847. Ч. 4. С. 37–140.
  17. Липаев Ив. Редкостное пение // Саратовский листок. 1913. 9 июля.
  18. Литургия Ипполитова-Иванова // Саратовский вестник. 1910. 26 февр.
  19. О выписке «Херувимской» переложения протодиакона Северовостокова // Самарские епархиальные ведомости. 1898. № 22. Неоф. ч. С. 407.
  20. Описание празднования 100-летия годовщины Отечественной войны в Симбирской 1 мужской гимназии // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С. 667–674.
  21. Пальмов Н. Чествование памяти Пушкина по поводу столетия со дня его рождения в Сызранском духовном училище // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 455–458.
  22. П. Н. О. Освящение единоверческого храма в г. Сызране // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 10. С. 460–465.
  23. Полозова И. В. Просветительская деятельность в музыкальной жизни провинции начала ХХ века // Манускрипт. Т. 14. Вып. 6. С. 1235–1242.
  24. По поводу духовного концерта А. А. Архангельского в Самаре 28 января 1899 года // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 228–237.
  25. Празднование 1500-летия блаженной кончины св. Иоанна Златоуста в г. Симбирске // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 23. С. 638–639.
  26. Саратовский вестник. 1910. 16 февр.
  27. Саратовский вестник. 1910. 19 февр.
  28. Саратовский вестник. 1911. 29 марта.
  29. Саратовский вестник. 1911. 19 ноября.
  30. Саратовский вестник. 1912. 24 февр.
  31. Саратовский листок. 1911. 24 марта.
  32. Саратовский листок. 1913. 22 марта.
Тюрякова Юлия Викторовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова; Российская Федерация, 410012, г. Саратов, просп. им. Кирова, 1;
ORCID: 0000-0001-9329-4009;
Электронный адрес: dvt22974@yandex.ru.
Полозова Ирина Викторовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова;
Должность: профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности;
Электронный адрес: i.v.polozova@mail.ru.