/
Результат поиска


Плотникова Н. Ю. Певческие центры России XVIII века (по материалам партесных рукописей ГИМ) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 1 (-2). С. 31-43.
PDF
В центре внимания автора статьи – партесные рукописи Синодального певческого собрания, хранящиеся в Государственном историческом музее, на основе изучения которых создается представление о существовавших в России XVIII в. певческих центрах и сложившихся в них традициях.
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 1 (-2). С. 97-120.
PDF
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Архиепископ Никанор (Бровкович) о русском церковном пении 30-80-х гг. XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 1 (-4). С. 41-51.
PDF
В настоящее время достаточно хорошо известны высказывания, работы, деяния в области церковного пения некоторых святителей XIX в. — Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова). В этом ряду, безусловно, должно находиться имя архиепископа Херсонского и Одесского Никанора (Бровковича). К сожалению, музыковеды не уделяли его фигуре должного внимания. Между тем в его трудах находит освещение церковное пение большого временного периода: с середины 30-х до конца 80-х гг. XIX в.
Плотникова Наталья Юрьевна
Гатовская Е. Е., Плотникова Н. Ю. Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников г. Ярославля) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 1 (-4). С. 90-158.
PDF
В данную публикацию, осуществленную Е. Е. Гатовской и Н. Ю. Плотниковой на основе рукописных источников, сохранившихся в г. Ярославле, вошли примеры трех-, четырех-, шестнадцати- и сорокавосьмиголосного хоровых концертов.
Гатовская Евгения Евгеньевна
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182-196.
PDF
Статья посвящена композитору Николаю Бовыкину (Бавыкину), чье имя часто появляется в списках авторов партесного стиля, и его единственному сочинению, 12-голосной «Службе Преждеосвященной». На основе анализа рукописей сделан вывод о том, что «Служба» была создана в 70-е гг. XVIII в. Отсутствие типичных для партесного концерта полифонических и гармонических приемов, возможно, свидетельствует о недостатке профессиональных навыков у композитора. Своеобразие мелодической трактовки басового голоса в каденциях сближает его сочинение с партесными гармонизациями.
Бовыкин (Бавыкин), «Служба Преждеосвященная», партесный концерт
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Бовыкин Н. «Служба преждеосвященная» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 199-228.
PDF
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Бовыкин Н. Служба Преждеосвященная // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 171-201.
PDF
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Нотация русского партесного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 83-109.
PDF
В статье, опирающейся на обширный рукописный материал, рассмотрены важнейшие элементы нотации в партесных гармонизациях: способы записи (отдельные партии, хоровая книга и партитуры) и ключи, установлены черты ее своеобразия по сравнению с западноевропейской традицией. Изучены типичные и редкие комбинации ключей До, Соль и Фа в четырехголосных гармонизациях. Показано, что в композициях на 8 и 12 голосов под влиянием концертного многоголосия и в связи с постепенным отходом от обработки одноголосных церковных роспевов формируется новая система ключей. Сделаны выводы о практическом применении теории ключей в расшифровках партесного многоголосия.
нотация, гармонизации, партесный стиль, партии, партитуры, ключи, рукописи
1. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI—pervaya polovina XVIII veka) (Essays on the Partitur Notation's History (XVI — the first half of XVIII century), Moscow, 1997.
2. Gurjeva N. V. 2006, in Idu v nevedomyj mneput'. Pamyati Eleny Filippovoj, pp. 75-85.
3. Dal V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language), Moscow, 1989, vol. 2.
4. Diletskij N. Idea grammatiki musikijskoj (An Idea of Musical Grammar), Moscow, 1979, vol. 7.
5. Zakharjina N. B. Russkiye bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodalnaya traditsiya (Russian Liturgical Chant Books of XVII–XIX centuries. The Sinodal Tradition), Sankt-Peterburg, 2003.
6. Keldysh Yu. V. Istoriya russkoj muzyki (The History of Russian Music), Moscow, 1983, vol. 1.
7. Kokliko A. P. Compendium musices (1552), Moscow, 2007.
8. Plotnikova N. Yu. Partesnye garmonizatsii znamennogo igrecheskogo rospevov (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of Znamenny and Greek chants), Moscow, 2004.
9. Pozhidayeva G. A. Pevcheskie traditsii Drevnej Rusi (Chant-Singing Traditions of Old Russia), Moscow, 2006.
10. Protopopov V. V. 1978, in Muzykaljnaya encyclopedia, vol. 4, pp. 190-193.
11. Protchenko I. Partesnye garmonizatzii pesnopenj Liturgii v rukopisi GIM. Sinodal'noe pevcheskoe sobranie, № 375. Diplomnaya rabota. PSTGU (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of liturgical singing in the manuscript GIM. Sin. Pevch. Sobr. № 375. Degree work. PSTGU), Moscow, 2009.
12. Smolensky S. V. 2002, in Russkaja duhovnaja muzyka v dokumentah i materialah, vol. 1, pp. 218-258.
13. Tabulatura, in http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E1%F3%EB%E0%F2%F3%F0%E0
14. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (Ancient Russian Church Chant), Moscow, 1972.
Плотникова Наталья Юрьевна
Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38-55. DOI: 10.15382/sturV201829.38-55
В 2013 г. 37 четырехголосных концертов Николая Дилецкого были введены автором статьи в научный оборот. Их тексты репрезентируют широкий пласт источников, привлекавших внимание мастеров эпохи барокко. В этих композициях утверждался новый для России партесный стиль, формировалась эстетика эпохи барокко, поэтому особый интерес представляет их вербальная основа, становившаяся «точкой отсчета» для автора музыки. В настоящей статье предлагается классификация текстов всех концертов Дилецкого, основу которой составляют четыре группы, разбирается состав каждой из групп, высказываются предположения относительно причины выбора того или иного текста. Особый интерес представляют тексты концертов «Кто Ти, Спасе, ризу раздра» и «Иже образу Твоему», связанные с темой обличения ересей. Автор статьи рассматривает также некоторые принципы парафразы, проявляющиеся в паралитургических духовных текстах.
Николай Дилецкий, партесный концерт, русское музыкальное барокко, парафраза
  1. Алексеев А. И. Стригольники: обзор источников. URL: http://www.sedmitza.ru/data/2012/11/26/1235539493/2012_3_4_06.pdf. (дата обращения: 10.01.2018).
  2. Антоний (Храповицкий), митр. Первый Вселенский собор. Рубрика: Отеческие труды (К 1600-летней годовщине Первого Вселенского Никейского Собора). 26 мая, 2012. URL: http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/mitropolit-antonij-xrapovickij-pervyj-vselenskij-sobor.html (дата обращения: 27.12.2017).
  3. Герасимова И. В. Партесный концерт Николая Дилецкого «Иже образу Твоему»: истоки и история создания // Lietuvos Didiosios Kunigaiktysts kalbos, kultros ir ratij os tradicij os. Vilnius, 2009. S. 415–429.
  4. Герасимова-Персидская Н. А. «Постоянные эпитеты» в хоровом творчестве конца XVII — первой половины XVIII в. // Русская хоровая музыка XVI–XVIII веков / ГМПИ им. Гнесиных: Cб. тр. Вып. 83. М., 1986. С. 141–144.
  5. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1980.
  6. Дилецкий Н. Хоровые произведения / Н. А. Герасимова-Персидская, сост., ред., вступ. ст. и коммент. Киев, 1981.
  7. Касцюкавец Л. П. Стихира Богородици на проклятие геретыков // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі. Вып. 13. Мн., 1995. C. 54–58.
  8. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским престолам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fotij _Konstantinopolskij /Okrujnoe_poslanie_k_Vostochnym_Arhiereiskim_Prestolam/ (дата обращения 27.12.2017).
  9. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–25.
  10. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77–82.
  11. Рамазанова Н. В. Стихира «На проклятие еретиков» в южнорусских Ирмологионах // Белорусский сборник: Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии / В. В. Антонов, Н. В. Николаев, ред. СПб., 1998. С. 95.
  12. Святых отцов Седьмого Вселенского Собора. URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/svosvs01.shtml (дата обращения: 27.12.2017).
  13. Симеон Новый Богослов, прп. «Прииди, свет истинный»: Избранные гимны / Стих. пер. с греч. архиеп. Илариона (Алфеева). СПб., 2010.
  14. Синаксарь в неделю Торжества Православия. URL http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1865#part_22790 (дата обращения: 27.12.2017).
  15. Толкования Священного Писания. URL: http://bible.optina.ru/old:ps:046:02 (дата обращения: 27.12.2017).
Плотникова Наталья Юрьевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции в партесном стиле // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 77-96. DOI: 10.15382/sturV201933.77-96
Статья посвящена двум четырехголосным концертам выдающегося композитора эпохи барокко Николая Дилецкого в честь Архангела Михаила — «Чиноначальник вышним силам» и «О сладкий свете». В данной работе эти сочинения вводятся в научный обиход: приводятся сведения о рукописных нотных источниках, хранящихся в архивах России, рассматриваются вербальные источники, в том числе в сопоставлении с текстами, распространенными в настоящее время, определяются черты сходства и различия этих двух сочинений. Автор анализирует специфику рефренных форм в концертах Архангелу Михаилу, взаимодействие словесного текста и метрических структур. Особое внимание уделяется интонационному анализу, позволяющему выявить авторские замыслы, связанные со сквозным развитием основных тематических элементов, которые скрепляют развернутые построения в единое целое. Музыкально-композиционные подходы и приемы, применяемые Дилецким, сопоставлены с положениями его теоретического труда «Мусикийская грамматика», что становится основой для выводов о том, какое преломление получают отдельные позиции данного трактата в собственном творчестве композитора.
Николай Дилецкий, партесный стиль, концерты, Михаил Архангел, рефренные формы
  1. Акафист Архангелу Михаилу. URL: www.fatheralexander.org/booklets/russian/akathist.htm#_Toc63593184 (дата обращения: 14.01.2019).
  2. Арсений Криптоферратский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 436.
  3. Гатовская Е. Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырехголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 83–101.
  4. Герасимова-Персидская Н. А. Принцип порождения в партесном творчестве // Музыка. Время. Пространство. Киев, 2012. С. 160–176.
  5. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Вл. Протопопов, публ., пер., исслед. и коммент. Вып. 7. М., 1979. С. 100, 358.
  6. Иоанн Крестьянкин, архим. Слово в праздник архистратига Михаила. URL: https://pravoslavie.ru/49928.html (дата обращения: 14.01.2019).
  7. Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012–2013>. М., 2013. С. 260–280.
  8. Людоговский Ф., свящ., Плякин М., диакон Обзор акафистов в честь святых бесплотных сил // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Т. 4. С. 160–176.
  9. Плотникова Н. Ю. Тексты четырехголосных концертов Николая Дилецкого: вопросы происхождения и классификации вербальных источников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 38–55.
  10. Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия// Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 77–82.
  11. Служба святому архангелу Михаилу в воспоминание чуда бывшего в Хонех. URL: http://www.vipstd.ru/cvet/index.php/m122/m100/m99/238-a (дата обращения: 14.01.2019).
Плотникова Наталья Юрьевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Плотникова Н. Ю., Золотова Е. В. «Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 149-165. DOI: 10.15382/sturV202040.149-165
Книга историка и теоретика музыки, медиевиста священника о. Василия Михайловича Металлова (1862–1926) «Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии» была закончена в 1894 г., одобрена Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве учебного пособия по церковному пению в духовных семинариях в 1895 г. и вышла в свет в 1897 г. В результате изучения переписки Металлова с директором Синодального училища церковного пения С. В. Смоленским авторы статьи пришли к выводу, что труд Металлова, задуманный как достаточно традиционное пособие по гармонии, под влиянием критики Смоленского приобрел новый смысл и стал первым теоретическим трудом по строгому стилю именно в русском церковном пении. Поистине новаторской стала вторая часть книги — «Строгоцерковный стиль гармонии», где Металлов пишет о церковном диатоническом звукоряде, о гаммах в строгоцерковном стиле, рассматривает виды и формы каденций и уделяет особое внимание контрапунктическому голосоведению и контрапунктической обработке церковной мелодии. Вместе с тем концепция автора оказалась недостаточно целостной, границы строгого стиля вообще и строго-церковного в частности были определены нечетко как в историческом, так и в теоретическом планах. Эти недостатки, как и некоторые неточности в толковании гармонических правил и терминов, несистематичность изложения, стали объектом критики в рецензиях свящ. М. А. Лисицына в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и Ю. В. Курдюмова в «Русской музыкальной газете». Цель настоящей статьи — раскрыть основные положения книги В. М. Металлова и некоторые идеи критических отзывов с акцентом на их роли в истории русского церковного пения.
В. М. Металлов, С. В. Смоленский, М. А. Лисицын, Ю. В. Курдюмов, строгий стиль гармонии, русское церковное пение
  1. Бусслер Л. Строгий стиль: Учеб. простого и слож. контрапункта, имитации, фуги и канона в церк. ладах // Соч. Людвига Бусслера / пер. с нем. [и с предисл.] С. И. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1885.
  2. Карцовник В. Г. Григорианское пение // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 461–471.
  3. Курдюмов Ю. В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / cост. священник В. Металловъ. [Рецензия] // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1860–1867.
  4. Лисицын М. А. Письмо к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 19).
  5. Л. [Лисицын М. А.] Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / сост. священник В. Металлов [Рецензия] // Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. № 47 (22 ноября). Стб. 1732–1733.
  6. Локотьянова Д. Е. Цецилианство и Брукнер // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 1 (17). С. 8–25.
  7. Металлов В. М. Письмо в редакцию // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1763–1766.
  8. Металлов В. М. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строго-церковного стиля гармонии / сост. свящ. В. Металлов. М.: П. Юргенсон, 1897.
  9. Плотникова Н. Ю. К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 225–239.
  10. Плотникова Н. Ю. Опыты и замыслы М. И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. Владивосток, 1998. С.142–149.
  11. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии / сост. Н. Римский-Корсаков. СПб., 1886.
  12. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. С. В. Смоленский и его корреспонденты: переписка с С. С. Волковой, Д. В. Разумовским, А. В. Преображенским, В. М. Металловым, С. И. Танеевым, П. И. и М. И. Чайковскими. Письма к С. В. Смоленскому разных лиц. Кн. 2 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; науч. консультант А. А. Наумов. М.: Знак, 2010. С. 569–577.
  13. Смоленский С. В. Письма к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 36).
  14. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. Изд. 6-е. М.: П. Юргенсон, 1897.
Плотникова Наталья Юрьевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Золотова Екатерина Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.