/
Результат поиска


Смольянинова Т. С., Петряева Т. А., Бусыгина Ю. А. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 30-40. DOI: 10.15382/sturIV202056.30-40
В статье ставится задача раскрыть сущность и значимые характеристики образов других людей для формирования идентичности личности в условиях системы образования. Методология анализа опирается на онтологический, феноменологический, личностно ориентированный подходы. В основе образа другого человека лежит отражение действительности, рефлексивный акт, идеально-типическая конструкция в его различных возможных проявлениях. Для растущей личности, формирования ее идентичности имеет значение динамика чувственных и понятийных, нормативных и интерпретативных образов. На основе не столько идеалов, сколько значимых образов определяется принадлежность к группе, общности, другим людям, становятся и развиваются различные виды идентичности. Подчеркивается, что интерпретативные образы максимально чувственны, обусловлены субъектной позицией в отношении к другому человеку; результатами персонального выбора, окрашенного значимостью (как позитивной, так и негативной); определенными результатами «достраивания», привнесения субъективных смыслов и оценок, которые позволяют личности максимально «присваивать» другого человека, использовать его в качестве «зеркала» для уточнения своего образа, своей идентичности. Собственный выбор изобилует случайностями и опирается на субъективное восприятие реальности, конкретный опыт и ценностные ориентации. Нормативный образ предлагается извне в заранее заданных характеристиках. В отдельных случаях образ может обособляться от его носителя, предлагаться в качестве образца. Формальное его принятие обязательно, реальное принятие возможно лишь в том случае, когда будут найдены аргументы в пользу значимости. Субъективные оценки могут задаваться, обязательно поддерживаются извне. Важную роль в принятии этих образов играет понимание. На примере образа матери показаны особенности формирования социальной идентичности; на примере образа педагога — школьной идентичности. Отдельное внимание уделено образам значимых в историко-культурном контексте людей для формирования идентичности личности школьника.
образ другого человека, интерпретативный образ, нормативный образ, социальная идентичность, школьная идентичность, образ матери, образ педагога
  1. Васягина Н. Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13083694_39216439.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
  2. Водяха Ю. Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 119–123.
  3. Горячев В. В. Краткий исторический анализ понимания образа в отечественной психологии // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 66–69.
  4. Гутнер Г. Б. Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2. С. 47–50.
  5. Конторович С. Д. Некоторые аспекты образа матери и их отражение в представлениях современных россиян // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 101–107.
  6. Котова С. А., Мошко М. В. Образ учителя начальной школы глазами родителей и самих учителей // Герценовские чтения. Начальная школа. СПб., 2011. С. 330–336.
  7. Лузина Л. М. Онтологическая концепция воспитания: традиции и перспективы. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2001/830.htm (дата обращения: 08.12.2019).
  8. Разина Л. С. Особенности восприятия учителя младшими школьниками // Начальная школа. 2017. № 2. С. 5–10.
  9. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск, 2007.
  10. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград, 1994.
  11. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Изменение отношений в диаде мать–ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 1. С. 145–154.
Смольянинова Татьяна Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-8051-6183;
Электронный адрес: t.smolyaninova@inbox.ru.
Петряева Татьяна Андреевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-0621-2165;
Электронный адрес: tanyapetryaeva@yandex.ru.
Бусыгина Юлия Андреевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-5167-4799;
Электронный адрес: padobus@rambler.ru.
Петряева Е. Е., Мария Ф. Н. Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 40-49. DOI: 10.15382/sturIV202163.40-49
Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная проблема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. В этой связи в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.
Московская электронная школа, МЭШ, домашнее задание, образовательные данные, дистанционное обучение, анализ данных
  1. Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021).
  2. Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  3. Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/poleznoznat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).
  4. Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020.
  5. Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021).
  6. Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021).
  7. Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  8. О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo.sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021).
  9. Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).
  10. Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https://egechita.ru/data/fi les/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
  12. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
  13. Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniyav-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).
  14. Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).
  15. Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/johnhattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).
  16. Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94–99.
  17. TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/news/198195486.html (дата обращения: 25.03.2021).
Петряева Елена Елена Петряева
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: директор центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-2817-135X;
Электронный адрес: petryaeva.elena@gmail.com.
Мария Федоровская Николаевна
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: эксперт центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8274-1931;
Электронный адрес: masha19832@gmail.com.