/
Результат поиска


Перекатов А. В. «Черные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 60-73. DOI: 10.15382/sturII202198.60-73
В статье на материалах публикаций дореволюционной периодики рассматриваются основные эпизоды борьбы видных представителей православного духовенства за запрещение в Российской империи постановки пьесы В. Протопопова «Черные вороны» (1907). Написанная популярным журналистом и драматургом Виктором Протопоповым (1866–1916) пьеса носила обличительный характер и, по утверждению самого автора, была направлена против полумошеннических групп, паразитировавших на всенародном почитании о. Иоанна Кронштадтского. На основании анализа текста пьесы и других источников в статье предпринимается попытка доказать, что ее обличительный пафос был направлен не столько против мошенников, сколько лично против кронштадтского пастыря и в целом против традиционной церковности. Аскетическая напряженность религиозной жизни о. Иоанна Сергиева и его последователей в сочетании с твердой приверженностью к сложившимся формам церковного обряда воспринималась некоторыми представителями образованного русского общества как проявление фанатизма и культурной отсталости. Бороться с этой «культурной отсталостью» многие считали своим гражданским долгом. В свою очередь почитатели кронштадтского пастыря пытались защитить всеми доступными средствами свои духовные ценности и религиозные чувства. Неосмотрительность в выборе средств и чрезмерная эмоциональность основных участников борьбы за запрещение постановки нанесли определенный репутационный урон и осложнили Русской Православной Церкви и без того непростые отношения с образованным обществом, что сыграло на руку ее непримиримым врагам (еще долго использовавшим инцидент с «Черными воронами» в пропагандистских целях). Рассмотрение конфликта духовенства и театра вокруг «Черных воронов» с анализом его причин и последствий представляется крайне актуальным в контексте сегодняшней публичной полемики по поводу использования на театральной сцене и в кинематографе символов и сюжетов, оскорбляющих (сознательно или случайно) чувства верующих.
«Черные вороны», В. В. Протопопов, Иоанн Кронштадтский, «иоанниты», епископ Гермоген (Долганев), протоиерей Иоанн Восторгов, толстовство
  1. Басинский П. В. Святой против Льва: Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды. М.: АСТ, 2013.
  2. Зимина Н. П. К вопросу об иоаннитском движе нии в Русской Православной Церкви и возникновении в конце 1920-х гг. автономного катакомбного течения «архиепископа» Агафангела (Садовскова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2010. Вып. № 4 (37).
  3. Киценко Н. Б. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
  4. Ореханов Г. Л. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М.: Воскресение; Эксмо, 2016.
  5. Степанов А. Д., Иванов А. А. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008.
Перекатов Андрей Валерьевич
Должность: Independent Researcher;
ORCID: 0000-0003-2094-5311;
Электронный адрес: avp1875@mail.ru.