Результат поиска
Ссылка на статью:
Пелезнева Н. А. Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского книжника XI−XIII вв.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2022.
Вып. 105. С. 11-30.
DOI: 10.15382/sturII2022105.11-30
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
Статья посвящена особенностям восприятия человеческой болезни в Средние века, выявленным в ходе анализа древнерусских письменных источников XI−XIII вв. Исследование посвящено особому типу восприятия недуга, называемому «болезнью-коммуникацией», выделяются его характерные признаки. В нем предлагается объединить несколько ранее предложенных исследователями вариантов средневековой этиологии болезней, в том числе «болезнь-наказание» и «болезнь-испытание». Автор предполагает, что заболевание, обладающее признаками «болезни-коммуникации», древнерусский книжник воспринимал как сообщение, посылаемое человеку Богом. На содержание подобного сообщения указывали обстоятельства недуга: общий характер ситуации, наличие определенных видений или снов, отсутствие «посредников», посылающих недуг. В зависимости от обстоятельств выделяются несколько подтипов «болезни-коммуникации»: «знак свыше», «наказание», «болезнь от рождения», «предсмертный недуг». Последний подтип мог восприниматься в Древней Руси в качестве аскетической практики, доступной как представителям духовенства, так и мирянам. Попытки симулировать «болезнь-коммуникацию» явно осуждались, книжники рассматривали их наравне с обманом и даже кощунством. Послание свыше, выраженное в «болезни-коммуникации», чаще всего оказывалось положительным, — подобный недуг сообщал о благосклонности Бога к болящему и давал человеку надежду на спасение души, поскольку считалось, что физическое страдание очищает душу. Исследование библейских цитат в описаниях болезни показывает, что восприятие «болезни-коммуникации» было тесно связано с отношением к добродетели терпения. Выводы статьи позволяют дополнить существующее в научной литературе представление о том, что древнерусские книжники негативно воспринимали любые попытки заболевших обратиться к классической медицине. Автор полагает, что книжники осуждали использование ее методов лишь при «болезни-коммуникации», но не возражали в иных случаях.
Древняя Русь, библейские цитаты, агиография, летописание, болезнь, грех, аскетизм
- Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004.
- Артамонов Ю. А. Биографические штрихи к портрету инока Поликарпа — одного из авторов Киево-Печерского патерика. URL: https://history.jes.su/s207987840010080-7-1/ (дата обращения: 16.12.2021).
- Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М.: Медгиз, 1960.
- Герасимова И. А., Мильков В. В. Врачевательные практики в Древней Руси // Актуальные вопросы фундаментальной, клинической медицины и фармации: сб. статей по материалам конференции, посвященной 25-летию Института медицинского образования НГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2020. С. 9–14.
- Данилевский И. Н. Историческая текстология. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018.
- Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII века) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 16–17. М., 2014. С. 9–388.
- Конявская Е. Л. Древнерусский преподобный при кончине // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4. С. 1057–1066.
- Конявская Е. Л. Тема конца жизни в древнерусских летописях XII в. (Последние дни князя) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. Вып. 4 (74). С. 121–128.
- Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
- Малахова А. С., Малахов С. Н. Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси (ХI − начало XVII в.). Армавир: Дизайн-студия Б, 2014.
- Медведь А. Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от рудомета до дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017.
- Мильков В. В. Древнерусское монашество и его отношение к недугам // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 13–28.
- Мильков В. В. Человек болящий в «Вопрошании» Кирика Новгородца: о своеобразии подхода к недужным с точки зрения отношения к болезням в Древней Руси // Кирик Новгородец и древнерусская культура: сб.: в 4 ч. Великий Новгород, 2017. Ч. 4. С. 56–83.
- Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001.
- Новомбергский Н. Я. Врачебное строение в до-Петровской Руси // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXXI. Приложение. Томск, 1909. С. 1–763.
- Одесский М. П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе // Древнерусская литература: изображение природы и человека. М., 1995. С. 158–181.
- Пауткин А. А. Беседы с летописцем: поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002.
- Трофимова Н. В. Библейские цитаты в Киевской летописи // Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции, г. Москва, 3–6 октября 2019 г. М., 2019. С. 225–233.
- Трофимова Н. В. Библейские цитаты во владимиро-суздальском летописании XII–XIII // Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, г. Москва, 6–7 декабря 2018 г. М., 2019. С. 23–44.
- Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
- Ferngren G. B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2009.
- Levin E. Identifying Diseases in Pre-Modern Russia // Russian History. 2008. Vol. 35. № 3/4. P. 321–333.
Пелезнева Наталья Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: НИУ ВШЭ; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-6389-2278;
Электронный адрес: npelezneva@gmail.com.
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: НИУ ВШЭ; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-6389-2278;
Электронный адрес: npelezneva@gmail.com.
Автор благодарит Ф. Б. Успенского за консультирование при подготовке статьи.