/
Результат поиска


Пелезнева Н. А. Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского книжника XI−XIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 11-30. DOI: 10.15382/sturII2022105.11-30
Статья посвящена особенностям восприятия человеческой болезни в Средние века, выявленным в ходе анализа древнерусских письменных источников XI−XIII вв. Исследование посвящено особому типу восприятия недуга, называемому «болезнью-коммуникацией», выделяются его характерные признаки. В нем предлагается объединить несколько ранее предложенных исследователями вариантов средневековой этиологии болезней, в том числе «болезнь-наказание» и «болезнь-испытание». Автор предполагает, что заболевание, обладающее признаками «болезни-коммуникации», древнерусский книжник воспринимал как сообщение, посылаемое человеку Богом. На содержание подобного сообщения указывали обстоятельства недуга: общий характер ситуации, наличие определенных видений или снов, отсутствие «посредников», посылающих недуг. В зависимости от обстоятельств выделяются несколько подтипов «болезни-коммуникации»: «знак свыше», «наказание», «болезнь от рождения», «предсмертный недуг». Последний подтип мог восприниматься в Древней Руси в качестве аскетической практики, доступной как представителям духовенства, так и мирянам. Попытки симулировать «болезнь-коммуникацию» явно осуждались, книжники рассматривали их наравне с обманом и даже кощунством. Послание свыше, выраженное в «болезни-коммуникации», чаще всего оказывалось положительным, — подобный недуг сообщал о благосклонности Бога к болящему и давал человеку надежду на спасение души, поскольку считалось, что физическое страдание очищает душу. Исследование библейских цитат в описаниях болезни показывает, что восприятие «болезни-коммуникации» было тесно связано с отношением к добродетели терпения. Выводы статьи позволяют дополнить существующее в научной литературе представление о том, что древнерусские книжники негативно воспринимали любые попытки заболевших обратиться к классической медицине. Автор полагает, что книжники осуждали использование ее методов лишь при «болезни-коммуникации», но не возражали в иных случаях.
Древняя Русь, библейские цитаты, агиография, летописание, болезнь, грех, аскетизм
  1. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004.
  2. Артамонов Ю. А. Биографические штрихи к портрету инока Поликарпа — одного из авторов Киево-Печерского патерика. URL: https://history.jes.su/s207987840010080-7-1/ (дата обращения: 16.12.2021).
  3. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М.: Медгиз, 1960.
  4. Герасимова И. А., Мильков В. В. Врачевательные практики в Древней Руси // Актуальные вопросы фундаментальной, клинической медицины и фармации: сб. статей по материалам конференции, посвященной 25-летию Института медицинского образования НГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2020. С. 9–14.
  5. Данилевский И. Н. Историческая текстология. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018.
  6. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII века) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 16–17. М., 2014. С. 9–388.
  7. Конявская Е. Л. Древнерусский преподобный при кончине // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4. С. 1057–1066.
  8. Конявская Е. Л. Тема конца жизни в древнерусских летописях XII в. (Последние дни князя) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. Вып. 4 (74). С. 121–128.
  9. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
  10. Малахова А. С., Малахов С. Н. Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси (ХI − начало XVII в.). Армавир: Дизайн-студия Б, 2014.
  11. Медведь А. Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от рудомета до дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017.
  12. Мильков В. В. Древнерусское монашество и его отношение к недугам // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 13–28.
  13. Мильков В. В. Человек болящий в «Вопрошании» Кирика Новгородца: о своеобразии подхода к недужным с точки зрения отношения к болезням в Древней Руси // Кирик Новгородец и древнерусская культура: сб.: в 4 ч. Великий Новгород, 2017. Ч. 4. С. 56–83.
  14. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001.
  15. Новомбергский Н. Я. Врачебное строение в до-Петровской Руси // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXXI. Приложение. Томск, 1909. С. 1–763.
  16. Одесский М. П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе // Древнерусская литература: изображение природы и человека. М., 1995. С. 158–181.
  17. Пауткин А. А. Беседы с летописцем: поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  18. Трофимова Н. В. Библейские цитаты в Киевской летописи // Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции, г. Москва, 3–6 октября 2019 г. М., 2019. С. 225–233.
  19. Трофимова Н. В. Библейские цитаты во владимиро-суздальском летописании XII–XIII // Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, г. Москва, 6–7 декабря 2018 г. М., 2019. С. 23–44.
  20. Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  21. Ferngren G. B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2009.
  22. Levin E. Identifying Diseases in Pre-Modern Russia // Russian History. 2008. Vol. 35. № 3/4. P. 321–333.
Пелезнева Наталья Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: НИУ ВШЭ; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-6389-2278;
Электронный адрес: npelezneva@gmail.com.
Автор благодарит Ф. Б. Успенского за консультирование при подготовке статьи.