/
Результат поиска


Пашков А. Г. Этонокультурные основания моделирования воспитательной системы русской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 49-55.
PDF
Автор исследует различные модели воспитательных систем русской национальной школы в образовательном пространстве России, их обусловленность этнокультурным компонентом как в базовых образовательных программах, так и в сфере дополнительного образования учащихся. При этом обращается особое внимание на важность оптимизации содержания этнокультурного компонента в процессе воспитания и социализации детей, иначе может развиться синдром этнической, или этнокультурной, маргинальности: «Этническая маргинальность – это наличие в психике человека разнородных элементов, отношений, характерных для различных, зачастую весьма далеких друг от друга этносов и их объединений».
Пашков Александр Григорьевич
Пашков Д. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 126-131. — Рец. на кн.: The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / W. Hartmann, K. Pennington, eds. Catholic University of America Press, 2012 (History of Medieval Canon Law; 4)
PDF
Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей
Пашкова Т. И. Учебные руководства по отечественной истории для средних учебных заведений в каталогах Министерства народного просвещения (1860-е – 1916 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 57-73. DOI: 10.15382/sturIV202058.57-73
Статья посвящена изучению учебников по русской истории для средней школы, рекомендованных к использованию Министерством народного просвещения. Цель исследования заключается в общей характеристике совокупного контента этих книг, анализе структуры и динамики авторского состава, статуса и длительности бытования в составе министерских каталогов. В результате автор приходит к выводу, что ситуация с учебниками по русской истории в течение рассмотренного периода претерпела существенную эволюцию. В первой половине XIX в. наблюдался острый дефицит учебной литературы для средней школы, министерство официально одобрило только две книги известных историков И. К. Кайданова и Н. Г. Устрялова. Начиная с 1880-х гг., число авторов, издававших руководства по русской истории, и количество самих книг, имевших параллельное хождение, стало резко возрастать. Министерство допускало использование в практике преподавания не только учебников профессиональных ученых, но и рядовых учителей гимназий и реальных училищ (как столичных, так и провинциальных). Тем самым учебным заведениям теоретически предоставлялся широкий выбор руководств. В ходе исследования был выявлен круг наиболее успешных авторов, чьи учебники удерживались в ведомственных каталогах десятилетиями. С другой стороны, некоторые книги попадали в реестры на очень короткий срок, иногда однократно. Но вне зависимости от длительности сроков поддержки авторов министерством, большинство многократно переиздавало свои тексты, что косвенно может свидетельствовать о востребованности последних в школьном преподавании. Изучение министерских каталогов учебных книг позволяет выявить определенные приоритеты ведомства в отношении содержания и способа подачи материала по отечественной истории, а также требования к технической стороне учебников.
Министерство народного просвещения, Ученый комитет, каталоги учебных книг, учебники по русской истории
  1. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса гимназий (мужских и женских) и реальных училищ, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт. 5-е изд., 1897; 7-е изд., 1901; 8-е изд., 1904; 9-е изд., 1907.
  2. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий Министерства народного просвещения, для 4 класса городских училищ, для приготовительного класса учительских семинарий и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт, 1881.
  3. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий и прогимназий, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и для 1 и 2 классов мужских гимназий и реальных училищ. 9-е изд. Кронштадт, 1907.
  4. Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. Курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной министром народного просвещения. 6-е изд. СПб., 1884; 7-е изд. СПб, 1887; 15-е изд. СПб., 1901; 16-е изд. СПб., 1902; 17-е изд. СПб., 1904; 19-е изд. СПб., 1907; 21-е изд. СПб., 1911.
  5. Беллярминов И. И. Элементарный курс русской истории. 4-е изд. СПб., 1894; 7-е изд. СПб., 1900; 8-е изд. СПб., 1902; 11-е изд. СПб., 1907; 14-е изд. СПб., 1910.
  6. Богословский М. М. Учебник русской истории. Курс 4 класса гимназий и реальных училищ. М., 1915.
  7. Боргман А. И. Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. СПб., 1914.
  8. Боргман А. И. Повторительный и дополнительный курс русской истории (обзор русской культуры). Пг., 1915.
  9. Боргман А. И. Учебная книга по русской истории. Руководство для старших классов средних учебных заведений. СПб., 1912. Ч. 1; СПб., 1913. Ч. 2.
  10. Владимирский В. В. Русская история. Курс элементарный. СПб., 1914.
  11. Володина Т. А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии (середина XVIII — конец XIX в.): дис. … д-ра ист. наук. М., 2004.
  12. Георгиевский А. И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
  13. Добрынин К. И. Краткий курс русской истории (с дополнениями из всеобщей). Для третьего класса женских гимназий. М., 1911.
  14. Дополнительный каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1886.
  15. Дучинский Н. П. Русская история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1914.
  16. Елпатьевский К. В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателем личных имен. 2-е изд. СПб., 1891; 5-е изд. СПб., 1898; 6-е изд. СПб., 1900; 7-е изд. СПб., 1901; 9-е изд. СПб., 1904; 13-е изд. СПб., 1912.
  17. Ефименко А. Я. Учебник русской истории. Для старших классов среднеучебных заведений. СПб., 1909.
  18. Ефименко А. Я. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для младших классов среднеучебных заведений и городских училищ. СПб., 1911; 4-е изд. Пг., 1914.
  19. Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений и для самообразования. 3-е изд. СПб., 1909; 4-е изд. СПб., 1911.
  20. Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс. СПб., 1906.
  21. Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. 5-е изд. М., 1865; 9-е изд. М., 1868; 34-е изд. М., 1901.
  22. Иловайский Д. И. Руководство к русской истории. Средний курс. 40-е изд. М., 1901.
  23. Иловайский Д. И. Сокращенное руководство к русской истории для младшего возраста. М., 1864.
  24. Кайданов И. К. Начертание истории государства Российского. СПб., 1834.
  25. Катаев И. М. Учебник русской истории для средних учебных заведений. 3-е изд. М., 1911. Вып. 1.
  26. Каталог книгам и учебным пособиям, допущенным к употреблению по учебным заведениям Министерства народного просвещения, с указанием цен покупных и рассылочных, а также мест и лиц, от которых они приобретаются // РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 36 об.
  27. Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1854.
  28. Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1858.
  29. Каталог книгам, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, с оценкой оных на серебро, 1848 г. // РГИА. Ф 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 9.
  30. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1903 г.). СПб., 1903.
  31. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1908 г.). СПб., 1908.
  32. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1913 г.). СПб., 1913.
  33. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1865. Ч. CXXVII. Июль. Отд. I.
  34. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1866. Ч. CXXX. Апрель. Отд. I. С. 47.
  35. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1875. Ч. CLXXXI. Октябрь. Отд. I. С. 2.
  36. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП с приложением списка книг, одобренных для реальных училищ // ЖМНП. 1878. Ч. CXCVII. Май. Отд. I. С. 2.
  37. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1881.
  38. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1882.
  39. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1884.
  40. Каталог учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1899 г.). СПб., 1899.
  41. Коваленский М. Н. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений. М., 1912. Ч. 1–2.
  42. Кубалов Б. Г. Систематический курс русской истории. 2-е изд. Одесса, 1915. Ч. 1.
  43. Либен П. Ф., Шуйская А. П. Краткий курс русской истории. С приложением родословных и хронологических таблиц и восьми карт. 3-е изд. СПб., 1893.
  44. Метельский В. Г. Отечественная история. Элементарный курс. Руководство для учащихся в младших классах гимназий и реальных училищ. Одесса, 1903. Ч. 1; Одесса, 1904. Ч. 2.
  45. Метельский В. Г. Русская история. Элементарный курс для женских гимназий. Николаев, 1908; 2-е изд. Николаев, 1909; 4-е изд. Николаев, 1914.
  46. Мостовский А. Краткие очерки истории России. 4-е изд. Рига, 1892; 5-е изд. Рига, 1904. Обозрение русской истории от начала Руси до наших дней. Рига и Дерпт, 1877.
  47. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1912. Новая серия. Ч. XL. Сентябрь. Отд. I. С. 118.
  48. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1913. Новая серия. Ч. XLIV. Апрель. Отд. I. С. 133.
  49. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1914. Новая серия. Ч. LII. Сентябрь. Отд. I. С. 80.
  50. Определения Особого отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1888. Ч. CCLVI. Апрель. Отд. I. С. 33.
  51. Определения Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1878. Ч. CXCIX. Октябрь. Отд. 1. С. 188.
  52. Орловский А. Я. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX — начале XX в. (опыт создания и методического построения): дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
  53. Острогорский М. Я. Учебник русской истории. Элементарный курс. Для третьего класса гимназий и реальных училищ. 4-е изд. СПб., 1899; 6-е изд. СПб., 1902; 7-е изд. СПб., 1903; 9-е изд. СПб., 1905; 15-е изд., 1907; 22-е изд. СПб., 1910.
  54. От Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1902. Ч. CCCXXXIX. Февраль. Отд. I. С. 201–204.
  55. Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: к истории возникновения (1830-е — 1860-е гг.) // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 257–275.
  56. Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: принципы составления, структура, эволюция (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 276–293.
  57. Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1899 по 1 января 1900 г.). СПб., 1900.
  58. Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1909 г.). СПб., 1909.
  59. Первое дополнение к каталогу учебных руководств, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1914 г.). СПб., 1914.
  60. Платонов С. Ф. Сокращенный курс русской истории для средней школы. Упрощенное и сокращенное руководство для IV, V и VI классов мужских гимназий и для других учебных заведений. СПб., 1914; 2-е изд. Пг., 1915.
  61. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Курс систематический. СПб., 1909. Ч. 1; 3-е изд. СПб., 1910; 4-е изд. СПб., 1911; 5-е изд. СПб., 1913.
  62. Полевой П. Н. Русская история для мужских средних учебных заведений. Курс систематический. СПб., 1890; 4-е изд. СПб., 1900.
  63. Поникарова Н. М. Министерство народного просвещения и школьное образование по русской истории. 1864–1917: дис. … канд. ист. наук. М., 2005.
  64. Попелишев В. Е. Отечественная история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений и для начальных училищ. СПб., 1914.
  65. Преображенский Г. Н. Эпизодический курс отечественной истории. Ярославль, 1885.
  66. Приселков М. Д. Русская история. Учебная книга для VII–VIII классов мужских гимназий и VII классов реальных училищ. М., 1915.
  67. Пузицкий В. А. Отечественная история в рассказах. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1902.
  68. Рассказы из русской истории, составленные комиссией преподающих историю в средних учебных заведениях г. Тифлиса. Курс 1 и 2 классов средних учебных заведений. Тифлис, 1902.
  69. Рождественский С. Е. Отечественная история в связи со всеобщею (средней и новой).
  70. Курс средних учебных заведений. 2-е изд. СПб., 1873; 3-е изд. СПб., 1873; 6-е изд. СПб., 1880.
  71. Рождественский С. Е. Отечественная история. Курс средних учебных заведений. 6-е изд. СПб., 1880; 11-е изд. СПб., 1900.
  72. Романовский В. Е. Руководство по русской истории. Для старших классов средней школы и для самообразования. М., 1911. Ч. 1–2.
  73. Сальников А. Н. Краткий обзор русской истории. Курс городских училищ. СПб., 1895.
  74. Сальников А. Н. Краткий учебник русской истории в биографических очерках. Курс младшего возраста. 2-е изд. СПб., 1893; 5-е изд. СПб., 1902.
  75. Сальников А. Н. Руководство к отечественной истории. Курс младших классов гимназий и реальных училищ. СПб., 1902.
  76. Скворцов И. В. Русская история для старших классов среднеучебных заведений и самообразования. СПб., 1907; 3-е изд. СПб., 1913.
  77. Скворцов И. В. Учебник русской истории. Систематический курс. Для средних учебных заведений. 4-е изд. М., 1914. Ч. 1–3.
  78. Смирнов Ф. А. Иллюстрированная русская история. Первоначальный курс. 2-е изд. СПб., 1908.
  79. Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. 4-е изд. М., 1863; 7-е изд. М., 1867; 8-е изд. М., 1880; 9-е изд. М., 1887.
  80. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX — начала XX в. М., 2016.
  81. Третье дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1906 г.). СПб., 1906.
  82. Турцевич А. О. Русская история (в связи с историей Великого княжества литовского). Курс 3 класса гимназий и реальных училищ. 2-е изд. Вильна, 1895; 4-е изд. Вильна, 1899; 6-е изд. Вильна, 1901; 7-е изд. Вильна, 1903; 8-е изд. Вильна, 1905; 9-е изд. Вильна, 1906; 10-е изд. Вильна, 1908; 11-е изд. Вильна, 1909; 12-е изд. Вильна, 1910; 14-е изд. Вильна, 1912; 15-е изд. Вильна, 1913; 16-е изд. Вильна, 1914.
  83. Устрялов Н. Г. Руководство к первоначальному изучению русской истории. 9-е изд. СПб., 1854.
  84. Устрялов Н. Г. Начертание русской истории. СПб., 1839; 10-е изд. СПб., 1857.
  85. Фармаковский В. И. Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей. 2-е изд. Вятка, 1875; 8-е изд. Одесса, 1898.
  86. Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2017.
  87. Хандриков Н. В. Учебник русской истории. М., 1862.
  88. Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1862. № 2 от 26 марта.
  89. Черепнин Н. П. Русская история. Курс эпизодический. Учебная книга для младших классов среднеучебных заведений и для городских училищ. СПб., 1913.
  90. Шуф А. К. Рассказы и биографические очерки из русской истории с кратким описанием древностей Москвы. Учебник для младшего возраста. 2-е изд. М., 1870.
Пашкова Татьяна Ильинична
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: РГПУ им. А.И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48;
Должность: доцент кафедры русской истории;
ORCID: 0000-0001-7504-6298;
Электронный адрес: tatianapashkova22@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-013-00260А «Историческая политика Министерства народного просвещения в зеркале учебных руководств и учебных пособий по отечественной истории для средней школы (XIX — начало XX в.)».
Пашков Д. В. Пентархия патриархатов при императоре Юстиниане I: предпосылки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 23-39. DOI: 10.15382/sturII202097.23-39
В статье намечены мотивы императора Юстиниана по формированию сверхмитрополичьей церковной власти пяти патриархов. В столетия, когда постепенно формировалась эта высшая ступень церковной власти (IV–VI вв.), не существовало «органической метафизики» пяти высших престолов, поэтому автор напоминает о релятивизме употребления термина «пентархия» для ранневизантийского периода церковной истории. Это подтверждается, в частности, отношением Юстиниана к главнейшим кафедрам: он адресует свои конституции то одному, то двум, то пяти высшим иерархам, а Вселенский Собор проводит под председательством четырех. Нормотворческие и административные методы императора в отношении высших кафедр не могут объясняться кажущейся бесцельностью его церковной политики. Юстиниан осознает фактически сложившееся еще на Халкидонском соборе 451 г. устройство имперской Церкви, но кроме этого он избегает явных промахов своих ближайших предшественников Зинона и Анастасия, которые пытались навязать Церкви компромисс с антихалкидонитами путем влияния на отдельных патриархов, в отрыве от их епископата и друг от друга. Юстиниан имеет перед глазами не только положительный опыт нахождения общецерковного согласия c императором Львом I, но, возможно, и идею папы Феликса III о необходимости единовременного, «горизонтального» консенсуса кафолических епископов. Напротив, концепция папы Геласия, уничтожающая необходимость такого консенсуса, также могла повлиять на Юстиниана, издавшего впоследствии ряд конституций, уравнивающих пять патриарших кафедр. Автор статьи уделяет внимание и представлениям Юстиниана об исключительном характере своих правотворческих полномочий, что обеспечивало ему значительную свободу в формировании высшего церковного управления.
пентархия, император Юстиниан I, патриархаты, Халкидонский собор, Римская кафедра, экклезиология, императорское законодательство о Церкви
  1. Бармин А. В. Никита Сеид // Православная энциклопедия. Т. 49. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 564–568.
  2. Бармин А. В. Петр III, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 55. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 694–697.
  3. Бондач А. Г. Пентархия и Московский патриархат // URl: https://bogoslov.ru/article/1881917#_ftn1 (дата обращения: 18.10.2020).
  4. Грацианский М. В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М.: Изд-во Московского университета, 2016.
  5. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  6. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV: Сб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
  7. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  8. Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 7–20.
  9. Максимович К. А. Нил Доксопатр // Православная энциклопедия. Т. 51. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 166–167.
  10. Сильвестрова Е. В. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V–X вв. н. э. М.: Индрик, 2007.
  11. Baus K., Beck H.-G., Ewig E., Vogt H. J. Die Reichskirche nach Konstantin dem Grossen. Bd. II/2: Die Kirche in Ost und West von Chalkedon bis zum Frühmittelalter (451–700). Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1982.
  12. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1980.
  13. Blaudeau Ph. Entre tradition et innovation ecclésiologique. L’idée pentarchique de Justinien // Theologie zwischen Tradition und Innovation / La théologie entre tradition et innovation. Fribourg: Schwabe Verl., 2019. P. 61–74.
  14. De Halleux A. L’institution patriarcale et la pentarchie. Un point de vue orthodoxe // Revue théologique de Louvain (3e Année). T. 2. Louvain-la-Neuve, 1972. P. 177–199.
  15. Gahbauer F. Die Pentarchietheorie. Frankfurt-am-Main: Verl. Josef Knecht, 1993.
  16. Joannou P.-P. La législation impériale et la christianisation de l’empire romain (311–476) // Orientalia christiana analecta. T. 192. Roma: Pontifi cium institutum orientalium studiorum, 1972.
  17. Meier M. Das andere Zeitalter Justinians. Kontingenzerfahrung und Kontingenzbewältigung im 6. Jahrhundert n. Chr. / Hypomnemata. Untersuchungen zur Antike und ihrem Nachleben. Bd. 147. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003.
  18. Morini E. Roma e la pentarchia dei patriarchi nella percezione dell’oriente greco tardo-antico e medioevale // Forme storiche di governo nella Chiesa universale. Giornata di studio in occasione dell’ultima lezione del prof. Giuseppe Alberigo (a cura di Paolo Prodi). Bologna: CLUEB, 2003. P. 27–41.
  19. Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts. Berlin: De Gruyter, 1960.
  20. Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma // Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. Neue Folge. Heft 10. München: Verl. der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1934.
  21. Sieben H. J. Die Konzilsidee der Alten Kirche // Konziliengeschichte. Hrsg. Brandmüller W. Reihe B: Untersuchungen. Padeborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 1979.
  22. Τρωϊäνος Σ. Ν. á κκλησιαστικÏ δικονομ¡α μÐχρι το° θανäτου το° âουστινιανο°. ÙθÚναι: ÙποστολικÑ Διακον¡α τÚς Öκκλησ¡ας τÚς Öλλαδος, 1964.
  23. Troianos S. Die Sonderstellung des Kaisers im früh- und mittelbyzantinischen kirchlichen Prozess // Βυζαντινä. Τ. 3. Θεσσαλον¡κη, 1971. P. 69–80.
  24. Troianos S. Nomos und Kanon in Byzanz // Kanon: Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. T. 10. Wien, 1991. P. 37–51.
Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6;
Должность: ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0002-0129-9548;
Электронный адрес: papadimitrios1@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в ранне-христианской и византийской традиции», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.