/
Результат поиска


Соловцова И. А., Патрин В. Г., Аврамов В. В. Принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодёжью в светском вузе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 78-96. DOI: 10.15382/sturIV202160.78-96
В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, — принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педагогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностносмысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).
православие, традиционные ценности, воспитание, воспитательное взаимодействие, принцип воспитания, студенческая молодежь, гуманитарная педагогическая парадигма, диалог
  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  3. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004.
  4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.
  5. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.
  6. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.
  8. Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11–17.
  9. Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.
  10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.
  11. Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9–21.
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://council.gov.ru/media/fi les/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
  13. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).
  14. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Патрин Вячеслав Геннадьевич, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-6376-5076;
Электронный адрес: patrin.viacheslav@gmail.com.
Аврамов Владимир Владимирович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7889-3476;
Электронный адрес: vlademiras@yandex.ru.