/
Результат поиска


Орлов Д. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 164-171. — Рец. на кн.: Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером: В 4 кн. / В. Ю. Быстров, пер. СПб.: Владимир Даль, 2007. Кн. 1. 257 с.; Кн. 2. 400 с.
PDF
Орлов Дмитрий Владимирович
Орлов Д. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 121-124. — Рец. на кн.: Флоренский П. А. Из истории античной философии. М.: Гуманитарий, 2007. 597 с.
PDF
Орлов Дмитрий Владимирович
Орлов А. А. Священник Яков Иванович Смирнов: 60 лет служения в Лондоне // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 18-34.
PDF
В статье рассказывается о священнике православной церкви российского посольства в Лондоне Я. И. Смирнове (Линицком), который был выдающимся общественным деятелем своего времени, высокообразованным литератором, переводчиком и полиглотом. С его именем связан единственный случай в истории российской внешней политики, когда в период правления императора Павла I духовному лицу поручалось исполнение дипломатических обязанностей.
Орлов Александр Афанасьевич
Орлов Д. В. Поиски истока в творчестве священника П. Флоренского, М. Элиаде и Ж. Дерриды // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 55-64.
PDF
В статье рассматривается оригинальная концепция организации познавательной деятельности отца Павла Флоренского, роль культа, религиозного опыта и мифологии в данном процессе. На ее основе анализируется последующий философский дискурс XX столетия, представленный творчеством М. Элиаде и Ж. Дерриды. Теоретические изыскания Флоренского дают возможность для определенного взгляда на процесс развития дальнейшей философской мысли в ее отношении к начальному существованию и проблемам связанным с его утратой.
Культ, миф, ритуал, сакральный текст, деконструкция, религиозный опыт, первоначало, сакральный материализм, феургия, ностальгия по истокам.
Орлов Дмитрий Владимирович
Орлова М. А. О фасадном декоре Рождественского собора в Суздале. К проблеме реконструкции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 48-65. DOI: 10.15382/sturV201936.48-65
Достаточных данных для достоверных суждений о наружной декорации верхней половины Рождественского собора в Суздале у нас нет. Основания для давно устоявшегося представления о богатом резном декоре этой части храма едва ли можно считать убедительными. Процесс развития резного наружного убранства владимиро-суздальских храмов мог не быть столь однолинейным, как это традиционно представляется. Не исключено, что линия эволюции владимиро-суздальской каменной резьбы слегка «изогнулась» после своеобразного пика — фасадного декора Дмитриевского собора. Возможно, в суздальском соборе был представлен другой тип, иная концепция наружного убранства. Она отличалась лаконичной структурой, иной выразительностью — выразительностью простоты, по-своему изысканной, но немногочисленной орнаментальной каменной резьбой, значимыми акцентами. Целый ряд особенностей позволяет предполагать, что в создании его наружной декорации участвовали пришлые мастера уже новой волны. Ориентируясь на определенные романские образцы, они попытались адаптировать их к местным реалиям. Особым в данном случае, возможно, было и цветовое решение фасадов. Интерколумнии аркатурно-колончатого фриза Рождественского собора, наверное, не были оставлены пустыми. Они были предназначены для фресковой росписи. В них могли располагаться изображения святителей или пророков, как во владимирском Успенском соборе.
домонгольский период, суздальский собор, фасадная декорация, каменная резьба, орнамент, романское искусство, тема львов
  1. Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII в. М.: Искусство, 1975.
  2. Варганов А. Д. Еще раз о суздальском соборе // Советская археология. 1960. № 4. С. 249–255.
  3. Вахтанов С. Н. Белокаменное резное убранство // Собор Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, 2014.
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. II: XIII–XV столетия. М.: АН СССР, 1962.
  5. Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. 7–8. СПб., 1856–1859.
  6. Гладкая М. С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: центральное прясло северного фасада // Дмитриевский собор во Владимире: Материалы и исследования. Владимир, 2003. Вып. 3.
  7. Глазов В. П., Иоаннисян О. М., Зыков П. Л., Торшин Е. Н. Архитектурно-археологические исследования у Рождественского собора в Суздале // Архитектурные открытия 1996 г. М., 1997.
  8. Иоаннисян О. М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) //Древнерусское искусство: Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 31–70.
  9. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Л. 1926/1928. Т. 1. Вып. 1–3.
  10. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник,1978.
  11. Лифшиц Л. И. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси // История русского искусства. Т. 2/2. М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
  12. Романов К. К. Вновь открытые рельефы Суздальского собора // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Л., 1931. № 3.
  13. Седов В. Вл. Собор в Модене и церковь Покрова на Нерли: доклад на Лазаревских чтениях в МГУ. 5 февраля 2019 г.
  14. Gabrieli F., Scerrato U. Gliarabi in Italia. Milano, 1979.
Орлова Мария Алексеевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; 125009, Российская Федерация Москва, Козицкий переулок, 5;
Должность: вед. науч. сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6177-8818;
Электронный адрес: maria-orlova@mail.ru.
Орлов М. А. Участие монастырей и монашествующих в православной миссии на Вятке в XVIII веке // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 29-43. DOI: 10.15382/sturII202096.29-43
В статье анализируется малоизученный вопрос о влиянии монастырей на процесс христианизации нерусского населения Вятской и Великопермской епархии в XVIII в. В рассматриваемый период как в среде гражданской, так и духовной власти отсутствовала идея наделения монастырей специальными миссионерскими полномочиями. Указы российских монархов и постановления Св. Синода, касавшиеся православной миссии, чаще всего определяли лишь образ поведения миссионеров, не разделяя их на представителей черного и белого духовенства. В законодательных и иных ведомственных актах XVIII в. акцент ставился на полномочия миссионера, а также конечную цель, которую он должен достигнуть, — утверждение новокрещеных в христианской вере. Однако такая постановка еще не означала полного смешения различных по своему образу жизни представителей двух отраслей священства — черного и белого. В реальной практике синодальное и епархиальное руководство использовало духовный и материальный потенциал монастырей с целью лучшей постановки православной миссии. На монашествующих нередко возлагались обязанности ведения непосредственной миссионерской деятельности, дальнейшая катехизация и утверждение новокрещеных в христианской вере, организация деятельности приходского духовенства, контроль за состоянием веры новокрещеных. Кроме того, монастырь рассматривался как место исправления тех новокрещеных, которые уклонялись от норм христианской веры. Еще одной стороной деятельности монастырей стал прием в стены обители тех новокрещеных, которые сами желали больше утвердиться в православной вере. Даже в тех случаях, когда монастыри напрямую не принимали участия в распростра-нении христианства, просматривается их косвенное влияние на близлежащие нерусские поселения. Также стоит учитывать, что монастыри владели землями в разных частях Вятской епархии, в том числе в местах проживания язычников. Через русское (православное) население, проживавшее в вотчинах монастырей, происходило знакомство представителей нехристианских религий с православной верой.
миссионерство, новокрещеные, монастырь, игумен, архимандрит, Вятская епархия, проповедники
  1. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007.
  2. Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М., 2006.
  3. Орлов М.А. Грамота Ивана Грозного сырьянским удмуртам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 28–33.
  4. Тихомиров М. Н. Белое и черное духовенство // Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975. С. 64–80.
  5. Флоровский Г. Восточные Отцы Церкви. М., 2005.
  6. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М., 2009.
  7. Чурина И. О. Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008.
Орлов Максим Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО “Вятский государственный университет”; кафедра истории и политических наук;
ORCID: 0000-0003-4663-9443;
Электронный адрес: orlov.m.a.87@yandex.ru.