/
Результат поиска


Озмитель Е. Е. Архиерей-послушник для Туркестанской епархии (к вопросу о назначении митрополита Никандра (Феноменова) на Ташкентскую кафедру в 1927 году) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 137-156. DOI: 10.15382/sturII202097.137-156
В статье реконструируется история православной Туркестанской епархии в 1925–1929 гг. с целью дать ответы на следующие вопросы: почему митрополит Сергий (Страгородский) решил сменить ее правящего архиерея — епископа Луку (Войно-Ясенецкого); почему новым Туркестанским архиереем стал митрополит Никандр (Феноменов); что дало это назначение верующим Средней Азии. На основе архивных документов из фонда митрополита Никандра (Феноменова), хранящихся в Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан, а также на основе нарративных источников (мемуары и письма) осмысливаются серьезные проблемы, возникшие в управлении Туркестанской епархией в 1925–1927 гг. Общий в это время для всей Русской Православной Церкви кризис легитимности и легальности церковного управления был вызван репрессивной политикой, грубым вмешательством во внутрицерковные дела органов советской власти, препятствующих среди прочего свободному передвижению архиереев. В Средней Азии этот кризис усугублялся многими специфическими факторами. Временное управление Туркестанской епархией в 1925 г. епископа Сергия (Лаврова), то уклонявшегося в раскол, то возвращавшегося под омофор Патриарха Тихона, деятельность епископа Андрея (Ухтомского), создававшего тайную автокефальную иерархию не только для своей уфимской, но и для туркестанской паствы, стали причиной серьезных конфликтов. Вернувшийся из ссылки в начале 1926 г. епископ Лука пытался восстановить церковное единство за счет примирения враждующих сторон, но не преуспел. Более того, началась жесткая конфронтация епископа Луки и протоиерея Михаила Андреева, и возникло еще несколько разделений православных Ташкента — на партии «лукинистов», «андреевцев» и «вениаминовцев». Ссоры в среде духовенства, неподобающие действия и жалобы прихожан давали обновленцам многочисленные поводы для дискредитации староцерковного духовенства. Митрополит Сергий (Страгородский) с осени 1926 г. несколько раз пытался исправить ситуацию, но ни правящий архиерей, ни ташкентская паства его назначений не признавали. До осени 1927 г. епископ Лука, продолжая титуловаться Ташкентским и Туркестанским, был в отношении к высшему церковному руководству и к делам управления своей епархией в неопределенном состоянии, затем ушел на покой, оставшись проживать в Ташкенте. После июльской Декларации 1927 г., возможно, под влиянием митрополита Арсения (Стадницкого), епископ Лука, скорее всего, склонялся к тому, чтобы прекратить общение с митрополитом Сергием. Поэтому в сентябре 1927 г. митрополит Сергий, чтобы не потерять Туркестанскую епархию, в очередной раз принял решение о замене ее правящего архиерея. Им согласился стать митрополит Никандр (Феноменов), который, находясь в Ашхабаде после своей второй среднеазиатской ссылки, не имел возможности последовать назначению на Одесскую кафедру. Вступив в управление Туркестанской епархией, митрополит Никандр служил в единственном тогда в Ташкенте Сергиевском храме, сталкиваясь с неприязнью его прихожан, продолжавших считать епископа Луку правящим архиереем. Постепенно митрополиту Никандру удалось примирить враждующие партии, восстановить правильное отношение клира и прихожан к местной и высшей церковной власти, содействовать регистрации приходов, количество которых при нем увеличилось на треть.
Русская Православная Церковь в Средней Азии, Декларация 1927 года, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении и Узбекистане, митрополит Арсений (Стадницкий), митрополит Никандр (Феноменов), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Дионисий (Прозоровский)
  1. Алчущие правды: материалы церковной полемики 1927 года / сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. М.: ПСТГУ, 2011.
  2. Беглов А. Л. Епархии и епископы Российской Церкви в 1927 году, или Почему митрополит Сергий (Страгородский) стал перемещать епархиальных преосвященных? // Альфа и Омега. 2007. № 2(49). С. 169–189.
  3. Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: священномученик Вениамин (Троицкий; 1901–1937) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2004. С. 323–349.
  4. Зимина Н. П. Непарадный портрет: Архиеп. Дионисий (Прозоровский) в духовной истории России ХХ в. // Уральские Бирюковские чтения. Челябинск, 2006. Вып. 4. Ч. 2. С. 356–362.
  5. Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века. Письма М. В. Шика (свящ. Михаила) и Н. Д. Шаховской-Шик / публ. Е. М. Шик. М., 2016. Т. 2.
  6. Одинцов М. И. Арсений (Стадницкий), митрополит Ташкентский и Туркестанский. (1862–1936 гг.): Биографический очерк // Церковно-исторический вестник. 2002. № 9. С. 109–145.
  7. Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее: Исторический альманах. М., 1992. Вып. 9. С. 7–105.
  8. Ходаковская О. И. «Как мелко, глупо то, чего я домогался…» Взлеты и падения епископа Сергия (Лаврова) // Восток свыше. 2016. № 1–2 (XL). С. 13–24.
Озмитель Екатерина Евгеньевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Озмитель Е. Е. О Церковной жизни в Туркмении в 1923 году: Материалы к истории Туркестанской епархии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 99-115. DOI: 10.15382/sturII2021103.99-115
Статья посвящена детальному анализу двух документов 1923 года из города Полторацка (ныне столица Туркмении город Ашхабад), хранящихся в фонде канцелярии Св. Синода в Российском государственном историческом архиве. Адресованные Патриарху Тихону, они содержат факты из истории Русской Православной Церкви в Средней Азии. Сведения эти впервые вводятся в научный оборот с необходимыми уточнениями и комментариями. Послания подписаны, но их авторство вызывает сомнение, поэтому для установления лиц, участвовавших в процессе создания документов, проводится их сравнительный стилистический анализ, сравнительный контент-анализ, выясняются скрытые интенции и идейный контекст. В результате исследования выясняется, что среди неуказанных авторов одного из документов был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который, находясь в это время в туркменской ссылке, пытался реализовать в Средней Азии свою программу децентрализации Церкви, осуществить задачу преодоления старообрядческого раскола и организовать автономную Закаспийскую Православную Церковь. Привлеченные к исследованию дополнительные факты из церковной истории Туркмении дают основание заключить, что идеи децентрализации не нашли массовой поддержки среди духовенства Закаспийского благочиния. В статье также выдвигается ряд гипотез, для подтверждения которых требуются дальнейшие исследования.
Русская Православная Церковь в Средней Азии, Закаспийское благочиние, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении, епископ Андрей (Ухтомский), епископ Иоанн (Широков)
  1. Владимир (Иким), архиеп. Большой полет крылатого коня: Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. М.: Изд-во холдинга «Совершенно секретно», 2000.
  2. Гундогдыев О. Некоторые данные о христианстве в Закаспийской области (кон. XIX – нач. XX в.) // К истории христианства в Средней Азии (XIX–XX вв.). Ташкент, 1998. С. 198–200.
  3. Зегжда С. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. Набережные Челны: Новости мира, 2009.
  4. Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011.
  5. Калугина Л. Православные храмы Закаспийской области // Слово жизни (газета Ташкентской и Среднеазиатской епархии). 1992. № 28. С. 3.
  6. Калугина Л. Церкви благочиния Среднеазиатской железной дороги // Слово жизни. 1992. № 40. С. 4.
  7. Клавинг В. В. Военные храмы России // Православный летописец Санкт-Петербурга. Приложение № 2. СПб., 2002.
  8. Русские патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов / сост. М. Е. Одинцов. М.: Изд-во РАГС, 1999.
Озмитель Екатерина Евгеньевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Озмитель Е. Е. Митрополит Гурий (Егоров): биография «защитника веры и стойкого исповедника» в контексте церковно-государственных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 157-162. — Рец. на кн.: Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 1248 с.
PDF
Озмитель Екатерина Евгеньевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Озмитель Е. Е. Среднеазиатские страницы биографии митрополита Арсения (Стадницкого): 1924–1936 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 64-91. DOI: 10.15382/sturII2022107.64-91
В статье реконструируется последний период жизни выдающегося архиерея Русской Православной Церкви Арсения (Стадницкого, 1862-1936). Будучи митрополитом Новгородским и Старорусским, он был отправлен в ссылку в Среднюю Азию, где провел 12 лет, приняв за 3 года до кончины титул митрополита Ташкентского и Туркестанского. Данные, обнаруженные в письмах митрополита Арсения к юристу А.Ф. Кони и в сочинениях епископа Андрея (Ухтомского), позволили впервые определить сроки и места проживания владыки в Средней Азии: с середины 1924-го до лета 1925 года – это Красноводск; с 28 августа 1925 года до весны 1927 года – Полторацк (Ашхабад), затем – Ташкент. В 1927 году произошло изменение курса церковной политики, проводимой Заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Старгородским). Отношение митрополита Арсения к этой, политике не было однозначным. В трудах церковных историков на этот счет существуют диаметрально противоположные мнения, поэтому в ходе исследования была поставлена задача, определить церковно-политические взгляды митрополита Арсения на основе анализа большого корпуса нарративных источников (письма и воспоминания). Сначала это отношение было резко отрицательным. Общения с митрополитом Сергием владыка Арсений не разрывал, публично высшую церковную власть не критиковал, но из-за нежелания подписывать Декларацию 1927 года, оказался в опале и был оставлен после окончания ссылки в Средней Азии. В 1933 году митрополит Арсений вернулся к архиерейскому служению и церковно-административной деятельности, приняв назначение на Туркестанскую кафедру. Он три раза, как минимум, посетил Москву для участия в сессиях Временного патриаршего синода. И в этот период митрополит Арсений отрицательно относился к некоторым действиям высшей церковной власти, в частности, к мерам по возвеличиванию митрополита Сергия. Владыка не скрывал этого, но никого публично не обличал, опасаясь усилить раскол. В статье выдвинут ряд предположений, касающихся той роли, которую играла фигура митрополита Арсения в вопросе о преемстве высшей церковной власти и в планах ОГПУ, добивавшегося ликвидации Русской Церкви. Эти гипотезы требуют дальнейшего изучения на основе новых документальных источников.
Русская Православная Церковь в Средней Азии, Туркестанская епархия, история православия в Ташкенте, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении и Узбекистане, Декларация митрополита Сергия (Страгородского), церковная оппозиция
  1. «Авво мой родной!»: Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову) 1933–1934 гг. / публ. прот. В. Воробьева, свящ. А. Щелкачева, свящ. А. Мазырина, О. И. Хайловой, И. С. Казакова // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 117–141. DOI: 10.15382/sturII201457.117-142
  2. «…На путь совершенно искренней лояльности к нашей Советской Власти»: Протокол учредительного заседания Временного патриаршего священного синода при митрополите Сергии (Страгородском) / публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2014. № 2. С. 119–126.
  3. Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 68–84. DOI: 10.15382/sturII201779.68-84
  4. Владимир (Иким), митр. По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии. М.: М-Сканру, 2018.
  5. Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя: Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 37–69.
  6. Губонин М. Е. К характеристике нравственного облика митрополита Арсения (Стадницкого) // Современники о Патриархе Тихоне: сб.: в 2 ч. / cост. и автор коммент. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Ч. 2. С. 472–475.
  7. Губонин М. Е., Мазырин А., свящ. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  8. Ефремова О. Н., Хайлова О. И. Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) // Дневник. Т. 1: 1880–1901. По материалам ГА РФ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 29–62.
  9. Кривошеева Н. А., Мазырин А., свящ. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич), митрополит // За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1 (А). М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 607–612.
  10. Мазырин А., свящ. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–51.
  11. Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). C. 99–115.
  12. Одинцов М. И. Высокопреосвященнейший Арсений (Стадницкий), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1862–1936) // Церковно-исторический вестник. 2002. № 9. С. 109–145.
  13. Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  14. Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021.
  15. Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Центр учеб. и науч.-просветит. лит-ры «Познание», 2019.
  16. Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее: Ист. альманах. Вып. 9. М.: Прогресс; Феникс, 1992. С. 7–105.
Озмитель Екатерина Евгеньевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.