/
Результат поиска


Николаева Е. А. О литургии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 107-119. DOI: 10.15382/sturV201725.107-119
В 1980–90-х гг. новое дыхание обретает традиционный жанр православной литургии, к которому обращаются многие российские композиторы. Литургия Иоанна Златоуста Николая Корндорфа (1978) стоит особняком; она была написана за десятилетие до официально объявленного в России ренессанса духовной музыки и никогда не исполнялась. Факт издания Литургии в 2012 г. не только дань памяти автору, но и признание статусной роли этого опуса в творчестве Корндорфа. Истории создания партитуры, а также ее структурно-стилистическим особенностям посвящена данная статья.
духовные жанры, православная литургия, Литургия Иоанна Златоуста, новый роспев, антифон, аддиция, сонорика, Николай Корндорф
Завьялова О. Сакральная гармония в Литургии Николая Корндорфа. Курсовая работа (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2011.
Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / Е. Дубинец, предисл. и послесл. // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 52–64.
Темерханов Р. Литургия Николая Корндорфа. Дипломный реферат (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2013.
Тюрина О. Новый звук в Новой музыке: о произведении Н. С. Корндорфа, названном “Квартет”. Курсовая работа (рукопись). М.: МГК им. Чайковского, 2004.
Холопов Ю. Старое слово — новая мысль // Идеи Ю. Холопова в ХХI веке. М.: Музиздат, 2008.
Николаева Елена Алексеевна
Николаева Е. А. Послание миру: о Третьей симфонии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 132-138. DOI: 10.15382/sturV201832.132-138
В октябре 2015 г. состоялась российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа (1989), ставшая одним из ярких событий концертной жизни. Уникальный замысел партитуры грандиозен. Неземная красота образов, глубина духовного содержания, событийно-временна я насыщенность композиции позволяет назвать ее opus magnum Н. Корндорфа. Специфика произведения обусловлена применением авторской композиционной техники нерепетитивного минимализма. Данный метод, связанный с ритуальной процессуальностью, позволяет создать столь целостную и масштабную композицию, обеспечивая ее мощное художественно-эмоциональное воздействие.
Николай Корндорф, Третья симфония Н. Корндорфа, симфонии с хором, минимализм, нерепетитивный минимализм, Александр Лазарев, Московская консерватория
  1. Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / Е. Дубинец, предисл. и послесловие // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 52–64.
  2. Николаева Е. Николай Корндорф: история Литургии // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 2015. № 25. С. 355–357.
  3. Николаева Е. О Литургии Николая Корндорфа // Вестник ПСТГУ. Сер.V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 25. С. 107–119.
Николаева Елена Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент кафедры теории музыки;
ORCID: 0000-0002-3160-7804;
Электронный адрес: e-nikola@yandex.ru.
Николаева Е. А. Московская школа сегодня: "Отзвуки ушедшего века" Ираиды Юсуповой // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 166-181. DOI: 10.15382/sturV202040.166-181
Возрождение традиции Московской синодальной школы на рубеже ХХ–ХХI вв. становится заметным вектором в современной хоровой музыке. Мультимедийный цикл Ираиды Юсуповой «Отзвуки ушедшего века» (2008–2017) является своеобразным зеркалом, запечатлевшим характерные для нашего времени ракурсы восприятия духовной музыки прошлого. Новейшие медиатехнологии позволяют органично совместить далекие образные сферы и контрастные стилистические явления в единой концепции, исполненной глубокого духовно-философского смысла.
Московская синодальная школа, духовная музыка новой России, Ираида Юсупова, медиаопера, мультимедийные жанры, «Отзвуки ушедшего века», Московская консерватория
  1. Ираида Юсупова: «Композитор должен уметь все»/ Интервью с Е. Николаевой // Музыкальная академия. 2007. № 2. С. 16–21.
  2. Микита А. О проблемах современной русской духовной музыки. Тезисы: URL:http://www.churchcomposer.ru
  3. Николаева Е. Медиаопера: между прошлым и будущим // Памяти Е. В. Назайкинского. Интервью, статьи, воспоминания. М.: МГК им. П. И. Чайковского. 2011. С. 140–159.
  4. Николаева Е. Художественные промыслы Дмитрия А. Пригова и Ираиды Юсуповой // Сто лет русского авангарда: сборник статей / ред.-сост. М. Катунян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 445–453.
  5. Николаева Е. Церковный композитор: Московская школа сегодня // ХХIХ Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 267–269.
Николаева Елена Алексеевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент кафедры теории музыки;
ORCID: 0000-0002-3160-7804;
Электронный адрес: elenvox@mail.ru, e-nikola@yandex.ru.