/
Результат поиска


Нечаева М. Ю. "Монашества лишить и… разослать… на прежние жилища" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 35-54. DOI: 10.15382/sturII201670.35-54
В статье рассматривается законодательная база и практика проведения в 30-е гг. XVIII в. следствий о постриженных в монашество после запретительных указов 20-х гг. На основе проведенного анализа установлено, что запретительные нормы социального, возрастного и образовательного характера глубоко противоречили сложившимся традициям формирования православного монашества в России. Именно в этом была причина их массового неисполнения. Только следствия 30-х гг. XVIII в. и последовавшие за ними жесткие меры расстрижения в мирское состояние, штрафования, публичного наказания и ссылки, а также созданный механизм отчетности и контроля за постригом заставили монастыри выполнять указы. Реализация ограничений на постриг привела к резкому сокращению численности монашества, ставившему монастыри на грань выживания. Таким образом, именно следствия 30-х гг. стали принципиально важной вехой реализации секуляризационной реформы относительно российских православных монастырей.
Русская Православная церковь, монастыри, монашество, секуляризация, Церковь и государство, следственные дела, синодальный период.
1. Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.
2. Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.
3. Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей: Опыт историко-канонического исследования. Харьков, 1905.
4. Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года. СПб., 1857.
5. Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церковный деятель эпохи перемен / А. В. Морохин. Н. Новгород, 2009.
6. Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 7–8. С. 140–152.
7. Плотников Г. Настоятели Далматовского монастыря // Пермские епархиальные ведомости. 1869. № 26. Отдел неофициальный. С. 319–326.
8. Святители земли Нижегородской / Авт.-сост.: игумен Тихон (Н. И. Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новгород, 2003.
9. Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. Вильна, 1905.
10. Тихон (Затёкин), игумен, Нечаева М. Ю. Уральская Лавра. Екатеринбург, 2006.
11. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
Нечаева Марина Юрьевна
Нечаева М. Ю. К исправлению чина монашеского: замыслы и результаты реформы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 39-60. DOI: 10.15382/sturII202092.39-60
В статье анализируется идеология реформирования монашества в России XVIII в. — от Петра I до Екатерины II. На основе изучения законодательных документов показано, что заявленная Петром I реформа была направлена на коренное изменение общественных функций монашества, согласование поступления в монашество с существующими в миру государственными обязанностями, а также на более строгое соблюдение норм иноческой жизни. Преемники Петра I реализовывали в основном систему социальных ограничений на постриг. Невозможность пострижения в монашество крестьянства привела к резкому сокращению численности иночества, следствием чего стали разбалансировка управления монастырскими хозяйствами и изменение демографических характеристик монашества. Практика проведения реформы показала востребованность иных форм благотворительности, чем те, которые были предусмотрены. Корректировка реформы произошла при императрице Елизавете Петровне: попечение об отставных военных было изъято из общественных функций монастырей и введено внешнее управление монастырскими вотчинами, доходы с которых должны были использоваться на благотворительные нужды. Императрица Екатерина II, вводя штаты в 1764 г., окончательно лишила монастыри функций общественной благотворительности и перевела монашество в разряд лиц, находящихся на государственном призрении. Следствием реформ стало сокращение иночества к концу XVIII в. до критически низкой численности, изменение его социального состава, падение культуры монашеской жизни. Монашеское служение, воспринимавшееся в допетровскую эпоху как общественно значимое, в условиях секуляризирующегося российского общества XVIII в. было оттеснено в сферу частной жизни.
монашество, монастыри, Российская империя, синодальный период, секуляризация, модернизация, благотворительность, отставные военные, Средний Урал
  1. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти ХVIII века. М.: Наука, 1977.
  2. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. СПб.: Альфарет, 2007.
  3. Козлова Н. «За старостью и болезнями от службы отставлен…» // Родина. 2009. № 2. С. 99–103.
  4. Комиссаренко А. И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. // Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV–XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 34–47.
  5. Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в ХVIII веке: Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г. М.: Изд-во Всесоюз. заоч. политехн. ин-та, 1990.
  6. Кустова Е. В. Монахи и «сродники»: из истории социальных отношений в монастырях Вятской и Великопермской епархии в XVIII в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6 (32): в 2 ч. Ч. II. С. 94–98.
  7. Кустова Е. В. Призрение больных монашествующих в вятских и пермских монастырях в XVIII в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38): в 3 ч. Ч. I. С. 113–116.
  8. Кустова Е. В. Служба и служение: отставные военные в вятских и пермских монастырях в XVIII веке // Военно-исторический журнал. 2014. № 2. С. 58–65.
  9. Монашество и монастыри в России XI–XX века / отв. ред. Н. В. Синицына. М.: Наука, 2002.
  10. Нечаева М. Ю. Монашество Среднего Урала синодального периода: принципы формирования и социальный состав. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016.
  11. Седов П. В. «Все де ныне государево»: традиции и новации в церковной реформе Петра I // Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.). СПб.: Изд-во Европейского университета, 2013. С. 122–142.
  12. Смолич И. К. Русское монашество: 988–1917; Жизнь и учение старцев: Приложение к «Истории Русской Церкви». М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997 (переизд. 1999).
  13. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период (1700–1917). М.: Русская панорама, 2003.
Нечаева Марина Юрьевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт истории и археологии УрО РАН; Российская Федерация, 620990, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3278-7269;
Электронный адрес: atlasch@narod.ru.