Результат поиска
Ссылка на статью:
Непочатова М. И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944-1953 гг
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2014.
Вып. 5 (60). С. 18-33.
DOI: 10.15382/sturII201460.18-33
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье анализируется динамика государственно-церковных отношений в Эстонии в первые годы после ее включения в состав СССР. В 1944 г. религиозная ситуация в республике характеризовалась отличительными особенностями. Местное население, существовавшее до присоединения Прибалтики к СССР в атмосфере религиозной свободы, представляло для союзных властей новое явление, с которым приходилось считаться. Местные уполномоченные по делам РПЦ убеждали руководство в том, что в республике необходимо действовать осторожнее с учетом местной специфики. В статье рассматриваются также типичные особенности эстонского православия. Будучи второстепенной конфессией в крае, оно испытало на себе влияние лютеранских обычаев и обрядов. Национальная неоднородность паствы и языковой барьер определяли выбор кандидатуры правящего архиерея. В целом в 1944-1947 гг. церковно-государственные отношения в рес публике были стабильными. При этом политика государства в отношении местного православия была осторожной. В 1948-1949 гг. ситуация ухудшилась как в целом по стране, так и в Эстонии. Отличие было в методах. Например, в Эстонии было решено бороться с Церковью и духовенством прежде всего посредством коллективизации, которая проводилась в Прибалтике с начала 50-х гг. Коллективизация поставила в безвыходное положение сельские приходы и их духовенство, религиозная жизнь на селе стала угасать. Однако с прибытием из центральных областей СССР русскоязычного населения церковная жизнь в городах стала более оживленной. В результате эстонское православие постепенно изменяло свой национальный состав. Общесоюзные тенденции усиления гонений начала 1950-х гг. проявились и в Эстонии. Имели место аресты духовенства, закрытие храмов, началась кампания по закрытию Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Правящим эстонским архиереям удавалось продуманными и последовательными действиями поддерживать церковную жизнь в республике, однако с начала 1950-х гг. в отношении к Церкви на территории Эстонии стали активно проявляться общесоюзные тенденции
православие в Эстонии, православные приходы в Эстонии, Патриарх Алексий II, епископ Исидор (Богоявленский), епископ Павел (Дмитровский), епископ Роман (Танг), государственно-церковные отношения в
Эстонии, православие в Прибалтике.
1. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999.
3. Зотова-Печерская Т. Когда уводят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М., 2006.
4. Николай Балашов, прот., Игорь Прекуп, прот. Проблемы православия в Эстонии. О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране». Таллин, 2013.
5. Православие в Эстонии. Исследования и документы. Т. 2. М., 2010.
6. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.
2. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999.
3. Зотова-Печерская Т. Когда уводят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М., 2006.
4. Николай Балашов, прот., Игорь Прекуп, прот. Проблемы православия в Эстонии. О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране». Таллин, 2013.
5. Православие в Эстонии. Исследования и документы. Т. 2. М., 2010.
6. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.
Непочатова Марина Ивановна
Ссылка на статью:
Непочатова М. И. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944–1962 гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2016.
Вып. 2 (69). С. 66-79.
DOI: 10.15382/sturII201669.66-79
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается послевоенный период в истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Основанный в конце XIX в. в местах многовекового почитания Успенской иконы Богородицы, он никогда не закрывался. Монастырь пережил непростые годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, однако рассматриваемый период стал для обители беспрецедентно сложным. 1944–1955 гг. были для сестер обители годами лишений, голода, отсутствия самого необходимого. Эти сложности были сознательно спровоцированы властями. Советское руководство, стремясь поддерживать миф об отсутствии гонений на Церковь в глазах мирового сообщества, избрало поступательный путь уничтожения монастырей в СССР. Архивные документы, на базе которых построено настоящее исследование, показывают, как тяжело сказались на судьбе обители высокие налоги и нормы сельскохозяйственной продукции, которую монастырь должен был сдавать государству, отъем пахотных земель и зданий, препятствия со стороны властей приему молодых послушниц. Осложнил ситуацию и запрет со стороны властей на пребывание в монастыре богомольцев более 1–2 дней. Это лишало дополнительного дохода и помощи, столь необходимых обители. Кроме того, была инспирирована кампания по дискредитации монастыря, которая не привела к желаемому для властей результату благодаря дипломатичной позиции правящего епископа Романа (Танга) и архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Пимена. Обители удалось выжить, несмотря на все меры воздействия со стороны властей. Совету по делам РПЦ при Совмине СССР не удалось также добиться слияния Пюхтицкого с другим женским монастырем (предполагалось слияние с Рижским или Виленским). В тяжелейшие годы правящие архиереи Роман (Танг), Иоанн (Алексеев) и игуменья Рафаила (Мигачева) всячески способствовали поддержанию обители. Монастырю оказывалась материальная помощь, были приняты десятки новых послушниц, что заметно улучшило ситуацию. Казалось, самый тяжелый период был позади. Однако с 1959 г. в СССР был взят курс на полное уничтожение монастырей. Архивные материалы позволяют судить о том, как тщательно планировались и осуществлялись мероприятия по закрытию монастырей. В 1961 г. было принято решение о закрытии Пюхтицкого монастыря. Тогда же эстонскую епархию возглавил епископ Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Алексий II. Владыка имел опыт работы в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата, и, возможно, именно этот опыт подсказал ему способ спасения обители: епископ привез в Пюхтицу несколько иностранных делегаций, появились статьи в иностранной прессе, и закрыть монастырь при таких обстоятельствах власти не посмели. Впоследствии несколько бывших сестер обители возглавили возрожденные монастыри по всей России, передав им сохраненную в Пюхтице традицию православного женского монашества.
Православие в Эстонии, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Патриарх Алексий II, епископ Роман (Танг), архимандрит Пимен (Извеков), игуменья Рафаила (Мигачева), закрытие монастырей в СССР.
1. Алексий II, Патр. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Гаврилин А. Почему не был закрыт Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь? // Богословский сборник ПСТБИ. 2003. Вып. 11. С. 394–407.
3. Непочатова М. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 18–33.
4. Плюханов Б. Д. РСХД в Латвии и Эстонии. Париж, 1993.
5. Пюхтица — Святая гора. М., 2006.
6. Сорокин В., прот. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь: Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. СПб. (URL: http://www.Leushino.Ru).
7. Три судьбы / А. Трофимов, сост. М., 2008.
8. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
2. Гаврилин А. Почему не был закрыт Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь? // Богословский сборник ПСТБИ. 2003. Вып. 11. С. 394–407.
3. Непочатова М. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 18–33.
4. Плюханов Б. Д. РСХД в Латвии и Эстонии. Париж, 1993.
5. Пюхтица — Святая гора. М., 2006.
6. Сорокин В., прот. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь: Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. СПб. (URL: http://www.Leushino.Ru).
7. Три судьбы / А. Трофимов, сост. М., 2008.
8. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
Непочатова Марина Ивановна
Ссылка на рецензию:
Непочатова М. И. Новая монография по истории Православия в Прибалтике
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2017.
Вып. 79. С. 147-149. — Рец. на кн.: Петров И. В. Православная Балтия 1939–1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб.: Бумажные книги, 2016. 376 с.
Непочатова Марина Ивановна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.
Ссылка на статью:
Непочатова М. И. К истории церковно-государственных отношений в Эстонии в 1948-1953 гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2018.
Вып. 81. С. 81-90.
DOI: 10.15382/sturII201881.81-90
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается сложный период в отношениях государства и Церкви в Эстонии — 1948–1953 годы. Исследование основано на материалах Государственного архива РФ (фонд Совета по делам РПЦ (Ф 6991)). Анализируется изменившийся характер церковно-государственных отношений в Эстонии, религиозная жизнь в которой, как и в других западных областях страны, существенно отличалась от большинства республик СССР, выявляются сходства и отличия эстонской церковной жизни от общесоюзных тенденций. Так, наличие большого числа храмов в республике снимало одну из острых проблем — нехватки приходов. Вместе с тем традиционно дотационный характер церковной жизни в Эстонии, обусловленный лютеранским окружением и большим числом небогатых сельских приходов, поставил на грань закрытия большинство сельских храмов. В условиях нарастания антирелигиозной пропаганды участились случаи перехода из православия в лютеранство. В статье показано влияние проводимой в те годы в Эстонии коллективизации сельского хозяйства на церковную жизнь республики, отмечаются возобновившиеся в рассматриваемый период гонения на представителей духовенства, аресты священнослужителей, закрытие храмов, антирелигиозная пропаганда и ее последствия, в частности случаи вандализма в отношении церковного имущества, снижение посещаемости сельских приходов. Вместе с тем прибытие в крупные города республики из других областей страны большого числа специалистов заметно повлияло на церковную жизнь. Подробно рассматривается комплекс мер, предпринятых правящими епископами Исидором (Богоявленским), Романом (Тангом) и митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) для поддержания церковной жизни в республике. Автор показывает, каким образом отразились на церковной жизни Эстонии проводимые в СССР мероприятия в отношении Церкви.
Православие в Эстонии, митрополит Исидор (Богоявленский), архиепископ Роман (Танг), митрополит Григорий (Чуков), церковно-государственные отношения в СССР, православные приходы Эстонии, коллективизация в Эстонии, духовенство Эстонии
- Алексий II (Ридигер), Патр. Православие в Эстонии. М., 1999.
- Зарецкий В., диак. Духовенство и церковные труженики, репрессированные в годы советской власти в Эстонии // Мир Православия. 2011. Август. № 8 (161). URL: http://www.baltwillinfo.com/mp2011-08/mp-14.html (дата обращения: 17.11.2017).
- Мянник С. Архиепископ Павел (Дмитровский) // Православие в Балтии. 2014. № 2 (11). С. 81–93.
- Прекуп И., прот. Православие в Эстонии: Краткий исторический очерк. Таллин, 1998.
- Петров И. Православная Балтия 1939–1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб., 2016.
- Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви как источник по истории взаимоотношений Советского государства и Церкви. 1945–1953 гг. // Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 / Н. А. Кривова, ред.; Ю. Г. Орлова, публ., сост. М., 2009.
Непочатова Марина Ивановна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.