Результат поиска
Ссылка на статью:
Довгий Т. П., Андрицова М. Ю., Налётова Н. Ю. Русская традиционная школа
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2007.
Вып. 3 (6). С. 39-58.
Аннотация
В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурно-исторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».
Довгий Татьяна Петровна
Андрицова Марина Юрьевна
Налётова Наталья Юрьевна
Андрицова Марина Юрьевна
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Деятельность Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX века
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2010.
Вып. 2 (17). С. 49-56.
Аннотация
Ключевые слова
В статье исследуется политика Российской империи в области народного образования. Дается анализ деятельности духовенства Русской Православной Церкви по развитию и распространению народного образования в церковно-приходских школах России второй половины ХIХ в.
народное образование, инициативы Русской Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине XIX в.
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 1 (20). С. 53-58.
Аннотация
Ключевые слова
Статья посвящена анализу процесса секуляризации культуры и его влияния на формат православного образования в России. В статье рассматривается противоборство двух тенденций в русском просвещении: духовно-религиозного начала, присущего восточной патристике и русской святости, а также латино-протестантской схоластики, характерной для западноевропейской цивилизации.
православное просвещение, секуляризация просвещения, инициативы Православной Церкви в образовании
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Национальные лики педагогических универсалий. Церковное просвещение в Древней Руси
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 3 (22). С. 118-124.
Аннотация
Ключевые слова
В статье представлен анализ древнерусского просвещения в контексте отечественной культурной традиции, основанной на православном мировосприятии. Автором статьи выявлены педагогические ориентиры, определившие вектор развития русского просвещения, русской школы и русской педагогической науки в последующие века.
история образования, православные культурные и образовательные традиции, церковное просвещение в Древней Руси
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI В.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 4 (23). С. 112-117.
Аннотация
Ключевые слова
Юго-западная Русь, оказавшаяся перед лицом религиозного и культурного западного прозелитизма Речи Посполитой, реализовала новую модель православной образованности, которая носила более модернизированный характер, чем та, которая существовала в традиционной Руси. Антитезой иезуитским коллегиям становятся церковно-общественные братские школы, в которых был осуществлен синтез светского образования и религиозно-нравственного воспитания.
история образования, православные образовательные традиции, братские школы Юго-Западной Руси
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Педагогический феномен русского старчества
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2012.
Вып. 1 (24). С. 53-57.
Аннотация
Ключевые слова
В статье рассматривается педагогика русского старчества, предлагающая России антропологическую стратегию, в основе которой лежат не юридические законы, а духовно-нравственные первопринципы, необходимые как для обеспечения духовного саморегулирования человека, так и для организации его добрых отношений с Богом и людьми.
духовные традиции отечественного просвещения, русское старчество, православная антропология
Налётова Наталья Юрьевна
Ссылка на статью:
Налётова Н. Ю. Моделирование процессов развития отечественного образования на примере православного образования в России (X – начало ХХI в.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2016.
Вып. 1 (40). С. 87-95.
DOI: 10.15382/sturIV201640.87-95
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье представлен опыт моделирования процессов развития отечественного образования. Православное образование рассмотрено как внутренне самодостаточный, опирающийся на константные (иррационально-рациональные) характеристики процесс; как инициативная система, развивающаяся в контексте российской истории. В научный оборот введены новые педагогические реалии (формы и этапы развития православного образования). Положения и теоретические выводы, представленные в статье, могут быть использованы в преподавании курсов «Философия образования», «Методология научного исследования», «Культурно-религиозное наследие России», а также в учебно-воспитательном процессе российских духовных и светских образовательных учреждений.
история образования, моделирование, Православие, православное образование, Россия
1. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб., 2004.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М., 2012.
3. Богуславский М. В. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // Історико–педагогічний альманах (збірка наукових праць): Збірник праць. Умань, 2008. С. 74–81.
4. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, ред. М., 1996.
5. Гагаев А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: культурно-исторический аспект. Пенза, 2008.
6. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
7. Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7–24.
8. Налётова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2014.
9. Налётова Н. Ю. Педагогический феномен русского старчества // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 53–57.
10. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М., 2012.
3. Богуславский М. В. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // Історико–педагогічний альманах (збірка наукових праць): Збірник праць. Умань, 2008. С. 74–81.
4. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, ред. М., 1996.
5. Гагаев А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: культурно-исторический аспект. Пенза, 2008.
6. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
7. Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7–24.
8. Налётова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2014.
9. Налётова Н. Ю. Педагогический феномен русского старчества // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 53–57.
10. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
Налётова Наталья Юрьевна