/
Результат поиска


Муравьев А. В. Где проповедовал отшельник Симеон Горец? // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 1 (7). С. 58-67.
PDF
Важной вехой в истории христианства в Грузии является прибытие в страну так называемых «сирийских отцов» – группы монахов сирийского происхождения, учредивших в Картли отшельническое монашество и внесших немалый вклад в дело евангелизации грузин. В статье подвергается рассмотрению интересный казус из «Житий восточных святых» Иоанна Эфесского (VI в.) – сообщение об отшельнике Симеоне Горце. Автор приходит к выводу о типологическом сходстве подвижничества Симеона с миссией «сирийских отцов» в Картли, что предоставляет новый аргумент в пользу широкого распространения монашеского миссионерства на Ближнем Востоке в данную эпоху.
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. "Гедле цадкан" как агиографический и исторический источник по раннему Аксуму // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 4 (14). С. 35-39.
PDF
Эфиопский литературный памятник, известный под названием Гедле Цадкан, обычно недооценивается в силу своего эпического характера. Историческая ценность этого текста, однако, отнюдь не является минимальной. Некоторые типичные особенности произведения говорят об ощутимом сирийском влиянии. Так, практика поедания травы засвидетельствована как типичное проявление аскетизма сирийских отшельников-восков. Корреляция между Гедле Цадкан и Кыбрэ Нэгэст является, по-видимому, довольно поздней чертой, указывающей на формирование культа девяти преподобных.
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. MSPALYĀNŪTHA. Сирийское досье "мессалианского" феномена (IV в.). К вопросу о начале движения "молитвенников" в сироязычной среде // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). С. 44-53.
PDF
сирийское христианство, византийская ересь, cв. Ефрем Сирин, Афраат, мессалианство, монашество, богословие
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 55-67. DOI: 10.15382/sturIII201440.55-67
В статье предложена систематизация и анализ имен собственных, встречающихся в сирийской рукописи из Тайбэя, случайно найденной в 1993 г., и до сих пор не введенной в научный оборот. Имена из этого манускрипта, представляющего литургический сборник, можно разделить на три группы: библейские, имена преподобных и мучеников и, наконец, имена песнописцев. Среди них самое загадочное и трудное для отождествления — Анания (Хнанья) Софолигос.
сирийский, несториане, восточно-сирийский мир, литургика, уйгуры, календарь, богослужебные книги, христианство в Китае.
1. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Владимир, 1901.
2. Слуцкий С. С. Семиреченские несторианские надписи // Древности восточные: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества / М. В. Никольский, ред. М.., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 1–72
3. Brock S. 2011 “A West-Syriac Life of Mar Shabbay (Bar Shabba), Bishop of Merv”, in Bumazhnov D. et al. (eds.) Bibel, Byzanz und Christlicher Orient: Festschrift für Stephen Gerö zum 65. Geburtstag, Leuven, 2011, pp. 259–279 (Orientalia Lovaniensia Analecta, vol. 187).
4. Brock S. 1995 “Bar Shabba“, in Tamcke M. (ed.) Mar Shabbay, First Bishop of Merv, in Syrisches Christentum Weltweit: Festschrift W. Hage, Münster, 1995, pp. 190–201.
5. Chwolson D. 1886 “Die im Gebiete Semiretschie aufgefundene Syrische Grabinschriften: Ein Namenverzeichnis“, in Memuary Imperatorskoj Akademii nauk, Saint-Petersburg, 1886, vol. 34/4, pp. 132–137.
6. Costaz L. Dictionnaire syriaque-français. Syriac-English Dictionary, Beyrouth, 2002.
7. Desreumaux A. J. P. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits syriaques, Paris, 1991.
8. Falla T. C. A Key to the Peshitta Gospels, Leiden, Boston, Köln, 1991–2000, vol. 1–2.
9. Harvey S. A. 1988 “The Sense of a Stylite: Perspectives on Simeon the Elder”, in Vigiliae christianae, Amsterdam, 1988, vol. 42, pp. 376–394.
10. Harvey S. A., Brock S. Holy Women of the Syrian Orient, Berkeley, Los Angeles, London, 1998.
11. King D. 2009 “A Christian Qur’ān? A Study in the Syriac Background to the Language of the Qur’ān as Presented in the Work of Christoph Luxenberg”, in Journal of Late Antique Religion and Culture, Cardiff, 2009, vol. 3, pp. 44–71.
12. Duval R. (ed.) Lexicon syriacum auctore Hassano Bar Bahlule, Paris, 1886–1903, vol. 1–3.
13. Luxenberg C. The Syro-Aramaic Reading of the Koran: A Contribution to the Decoding of the Language of the Koran, Berlin, 2007.
14. Muraviev A. 2012 “The New Persian Marriage Contract in the Syriac Manuscript from Turfan”, in Proceedings of the First Turfan Symposim on the Ancient Languages and Cultures of the Silk Road, Turfan, 2012, pp. 212-222.
15. Rybazki V. 2004 “Nestorian Personal Names from Central Asia”, in Studia Orientalia Electronica, Helsinki, 2004, vol. 99, pp. 269–292.
16. Saeki Y. The Nestorian Documents and Relics in China, Tokyo, 1951.
17. Sims-Williams N. 1989 “Baršabbā”, in Encyclopaedia Iranica, London, Boston, 1989, vol. 3/8, p. 823.
18. Sokoloff M. A Syriac Lexicon: A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann’s Lexicon Syriacum. Winona Lake (Ind.), Piscataway (N. J.), 2009.
19. Taylor W. R. 1941 “Syriac Mss. Found in Peking, Ca. 1925”, in Journal of American Oriental Society, New Haven, 1941, vol. 61/2, pp. 91–97.
20. Payne Smith R. (ed.) Thesaurus Syriacus, Oxford, 1879, vol. 1.
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 47-60. DOI: 10.15382/sturIII201545.47-60
Статья посвящена отражению в эфиопских житийных памятниках социальных практик сирийского иночества. Одной из важнейших была практика перемены имени и даже отказа от имени. В Аксуме эта практика отразилась в житии За-Микаэля Старца и Йе-Мата Либаноса. Несколько перемен имени в жизни каждого из этих житийных героев отражают аскетическую стратегию сирийцев, перенесенную в Аксум.
сирийский, эфиопский, монашество, социальные практики, агиография, Девять преподобных, Аксум
1. Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908.
2. Кобищанов Ю. М. Аксум. М., 1966.
3. Крюков А. М. Акимиты // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 393–394.
4. Муравьев А. В. Алексий Человек Божий: Истоки средневекового культа // Исторический вестник. Воронеж, 2000. № 3–4 (7–8). С. 7–12.
5. Муравьев А. В., Чернецов С. Б. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
6. Муравьев А. В. «Ромейские святые»: Сирийские проповедники Гарима, Йемата и Афцэ в эфиопском Аксуме // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2006. Т. 3. С. 187–200.
7. Муравьев А. В. «Гедле цадкан» как агиографический и исторический источник по раннему Аксуму // Вестник ПСТГУ. Сер. Ш: Филология, 2008. Вып. 4(14). С. 35–39.
8. Муравьев А. В. Начало второй христианизации Аксума: «Gädlä Zadqan» и сирийские βοσκοί // Вестник древней истории. М., 2009. № 1(268). С. 181–197.
9. Муравьев А. В. Ономастика в эфиопском предании о сирийском Человеке Божием (Гебрэ Крыстосе) // Африканский сборник. СПб., 2015 (в печати).
10. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
11. Baguenard J.-M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite, Bégrolles-en-Mauges, 1988.
12. Bowersock G. W. The Throne of Adulis: Red Sea Wars on the Eve of Islam, Oxford, 2013.
13. Brakmann H. To para tois barbarous ergon theion: Die Einwurzelung der Kirche im spätantiken Reich von Aksum, Bonn, 1994.
14. Brown P. R. L. The Making of Late Antiquity, Harvard, 1978.
15. Caner D. Wandering, Begging Monks: Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity, Berkeley, 2002.
16. Fowden G. Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton, 1993.
17. Getatchew Haile. 1991 “Ethiopian Monasticism”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 990–995.
18. Guidi I. 1895 “Il «Gadla ’Aragâwî»”, in Atti della Reale Accademia dei Lincei. Memorie della Classe di scienze morali, storiche e filologiche, Roma, 1895, vol. 5/2/1, pp. 54–96.
19. Hable Sellassie S. Ancient and Medieval Ethiopian History to 1270, Addis Ababa, 1972.
20. Harvey S. A. Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and the «Lives of the Eastern Saints», Berkeley, 1990.
21. Herzfeld M. 1982 “When Exceptions Defi ne the Rules: Greek Baptismal Names and the Negotiation of Identity”, in Journal of Anthropological Research, Albuquerque, 1982, vol. 38/3, pp. 288–302.
22. Horsley G. H. R. 1987 “Name Change as an Indication of Religious Conversion in Antiquity”, in Numen, Leiden, 1987, vol. 34/1, pp. 1–17.
23. Kessel G., Pinggéra K. A Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature, Leuven etc., 2011.
24. Munro-Hay C. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity, Edinburgh, 1991.
30. Nosnitsin D. 2003 “Abunä”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2003, vol. 1, p. 56.
31. Polotsky H. J. 1964 “Aramaic, Syriac, and Ge’ez”, in Journal of Semitic Studies, Oxford, 1964, vol. 9/1, pp. 1–10.
32. Witakowski W. 1989 “Syrian Influences in Ethiopian Culture”, in Orientalia Suecana, Uppsala, 1989, vol. 38, pp. 191–198.
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. Myatrūtṯā: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 55-62. DOI: 10.15382/sturIII201649.55-62
В сирийской духовно-аскетической (мистической) литературе, расцвет которой приходится на V–VIII вв., существует несколько понятий, фундаментальных для системы особой ноосферы в этой традиции. При переводе на другие языки они представляли (и представляют) проблему, неверное решение которой нередко создает совершенно новую языковую и культурную игру смыслов, чуждую для языка оригинала. К таким словам принадлежит сирийское myatrūṯā, ( ), которое обычно переводят как «добродетель», что создает неверное понимание в большинстве контекстов. Именно так (греческим aρετή) его передали греческие переводчики первого тома мар Исхака Ниневийского (Исаака Сирина). В статье вскрывается сложная семантика этого слова, восходящего к основе ytr со значением «напрягать, становиться больше». За идеей преизбытка и напряжения возникает идея совершенства, постепенно переходящая в «нравственное совершенство». В статье дан этимологический и синтаксический анализ слова и его корня. Кроме того, рассмотрены примеры использования слова myatruta в первых шести трактатах Первого тома мар Исхака. Проделанная работа подводит к осознанию необходимой коррекции в понимании и переводе этого слова, так как в большом числе мест оно имеет смысл «аскетизм» или «практика воздержания».
семитология, этимология, терминология, мистическая литература, переводы, Исаак Сирин, лексикология, семантика
1. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические / С. И. Соболевский, пер.; М. Новоселов, С. Четверухин, пред. М., 1901.
2. Платон (Игумнов), архим. Добродетель // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 472–486.
3. ¹ββË õσαîκ τοÐ Σ÷ρου. ΛÖγοι Àσκητικο× / Pirard, ed. Øγιον Ùρος, 2011.
4. Ascetical Homilies of St. Isaac the Syrian / D. Miller, transl. Boston, 1984.
5. Assemani S.E. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana: In Qua Manuscriptos Codices Syriacos, Arabicos, Persicos, Turcicos, Hebraicos, Samaritanos, Armenicos, Aethiopicos, Graecos, Aegyptiacos, Ibericos, & Malabaricos, [...] : T. 3. Romae, 1725.
6. Beulay. L’Enseignement spirituel de Jean de Dalyata mystique syro-oriental de VIII-e siecle. Paris, 1990 (Theologie historique; 83).
7. Mar Isaacus Ninivita. De Perfectione religiosa / P. Bedjan, ed. P.; Leipzig, 1909.
8. Leiden Peshitta 1979 = Ther Old Testament in Syriac according to the Peshitta Version. Part II, fasc. 5. Proverbs — Wisdom — Ecclesiastes — Song of Songs Wisdom of Solomon / A. M. Emerton, D. J. Lane; Qohelet, ed.
9. Payne Smith R. et al. Thesaurus Syriacus. Oxford, 1879.
10. Septuaginta 1935 = Rahlfs A. Septuaginta. 2 vols / Stuttgart: Wurttembergische Bibelanstalt. 1935.
11. Sokoloff . M. A Syriac Lexicon. A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann’s Lexicon Syriacum. Piscataway, 2009.
12. Wright W. Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum Acquired Since the Year 1838. L., 1871.
Муравьев Алексей Владимирович
Муравьев А. В. Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 31-57. DOI: 10.15382/sturIII202062.31-57
В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в код. 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые считаются одним из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности — достоверно неизвестно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика — «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений Средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.
Фотий, Библиотека Фотия, поздняя античность, византийская литература, сирийская литература, мессалианство, Филоксен Маббугский, Адельфий, «Макарьевский корпус»
  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  2. Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания / А. Г. Дунаев, В. Депрэ, М. Бернацкий, С. Ким, изд. М., 2015.
  3. Муравьев А. В. «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н. э. // Вестник древней истории. 2010. № 4. С. 153–165.
  4. Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Т. 5. С. 47–60.
  5. Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Л., 1990. (Палестинский Сборник № 30/93).
  6. Cameron A. How to read heresiology // The Cultural Turn in Late Antique Studies / D. B. Martin, P. C. Miller, eds. 2005. P. 193–212.
  7. Abouzayd S. Ihidayutha. A Study of the Life in Singleness in the Syrian Orient. From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A. D. Oxford, 1993.
  8. Acta beati Abrahae Kidunaiæ / ܐܢܦܠܡ ܡܝܪܦܐ ܝܪܡ ܐܢܒܘܛܕ ܐܫܪ̈ܕܡܘ ܐܪ̈ܡܐܡ / Nau F., ed. Malines, 1902. P. 13–83. (= Bedjan AMS 1890, VI, 465–499).
  9. Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1. Berlin, 1929 (19622).
  10. Allen P., Hayward C. R. Severus of Antioch. Routledge, 2004.
  11. Amand de Mendieta E. Le système cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. 1957. Vol. 152. № 1. P. 31–80.
  12. Asceticism / Wimbush V. L., Valantasis R. New York: Oxford University Press, 1995.
  13. Baguenard J. M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite. Bégrolles-en-Mauges, 1988.
  14. Becker A. H. Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and the Development of Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  15. Bitton-Ashkelony, B. «Neither Beginning nor End»: The Messalian Imaginaire and Syriac Asceticism // Adamantius. 2013. Vol. 19. P. 222–239.
  16. Brockelmann C., Sokoloff M. A Syiac Lexicon. Winona Lake-Piscataway, 2009.
  17. Burns S. K. Pseudo-Macarius and the Messalians: The Use of time for the Common Good // Studies in Church History. 2002. Vol. 37. P. 1–12.
  18. Cain A. The Greek Historia monachorum in Aegypto: Monastic Hagiography in the Late Fourth Century. Oxford, 2016.
  19. Calder W. M. The epigraphy of the Anatolian heresies / W. M. Calder Buckler, eds. // Anatolian Studies presented to Sir W. M. Ramsay (1923). P. 59–91.
  20. Caner D. Wandering, begging monks: spiritual authority and the promotion of monasticism in late antiquity. University of California Press, 2002.
  21. Des heiligen Ephraem des syrers hymnen auf Abraham Kidunaya und Julianos Saba / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 322/140, 323/141.
  22. Ephraem des Syrers. Sermones IV / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 334; Scriptores Syri; t. 148.
  23. Epiphanius of Salamis. Adversus Haereses (Panarion) / K. Holl, ed. GCS 25, 31, 37. Leipzig, 1915–1933.
  24. Escolan Ph. Monachisme et église: le monachisme syrien du IVe au VIIe siècle: un ministère charismatique. Paris, 1999. P. 91–125. (Théologie historique. Vol. 109).
  25. Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.
  26. Fitzmayer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. Chico, 1974.
  27. Gesenius W., Tregelles S. T. Gesenius’s Hebrew and Chaldee Lexicon to the Old Testament Scriptures. London, 1859.
  28. Grillmeier A., Hainthaler T. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Т. 3. Freiburg-Basel- Wien: Herder, 1993.
  29. Heresy and Identity in Late Antiquity / E. Iricinschi, H. M. Zellentin, eds. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2008.
  30. Hogeterp A., Denau, F. Semitisms in Luke’s Greek: A Descriptive Analysis of Lexical and Syntactical Domains of Semitic Language Infl uence in Luke’s Gospel. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2018.
  31. Horn C. B. Asceticism and Christological controversy in fi fth-century Palestine: the career of Peter the Iberian. Oxford, 2006.
  32. Humbertclaude P. La doctrine ascétique de saint Basile de Césarée. Paris, 1932.
  33. Justi F. Iranisches namenbuch. Elwert, 1895.
  34. Kessel G. Sinai Syr. 24 as an Important Witness to the Reception History of Some Syriac Ascetic Texts // Sur les pas des Araméens chrétiens, Mélanges off erts à A. Desreumeux / F. Briquel Chatonnet, M. Debié, éd. Paris, 2010. P. 207–218.
  35. Kosiński R. The Life of Nestorius as seen in Greek and Oriental sources // Electrium. 2007. Vol. 13. P. 155–170.
  36. La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / A. R. Lavenant, ed. Paris, 1963. Patrología orientalis. Vol. 30. Fasc. 5. P. 725–894.
  37. Le Boulluec A. La notion d’hérésie dans la littérature grecque, Ile–IIIe siècles. Paris, 1985.
  38. Le Nain de Tillemont, L. S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Justifi ez par les citations des auteurs originaux: avec des notes pour éclaircir les difficultez des faits et de la chronologie. Paris, 1640.
  39. Liber Graduum / Kmośko M., ed. Paris, 1926. Patrologia syriaca. Vol. 1/3.
  40. Lunn-Rockliffe S. The Invention and Demonisation of an Ascetic Heresiarch: Philoxenus of Mabbug on the ‘Messalian’ Adelphius // Journal of Ecclesiastical History. 2017. Vol. 68/3. № 3. P. 455–473.
  41. Menze V. L. Justinian and the making of the syrian Orthodox Church. Oxford, 2008.
  42. Mitchell S. Anatolia. Land, Men and Gods. Oxford, 1993.
  43. Monumenta Syriaca ex Romanis codicibus collecta. Vol. 1, 2 / G. Mösinger, G. Zingerle, eds. Paris; London, 1869.
  44. Orthodoxie, christianisme, histoire / S. Elm, E. Rebillard, A. Romano, eds. Rome, 2000.
  45. Outtier B. Orthodoxie et nationalisme dans la tradition de l’Orient Chrétien // Традиции и наследие Христианского Востока / Под ред. Д. Е. Афиногенова, А. В. Муравьева. М., 1996. С. 375–381.
  46. Payne-Smith R. Thesaurus Syriacus. 2 vols. Oxford, 1879–1901 (New York, 1981). [Payne-Smith, J. (Margoliouth) Supplement to the Thesaurus Syriacus. Oxford, 1927 (New York, 1981)].
  47. Photius. Bibliothèque (codd. 1–84) / R. Henry, ed. T. 1. Paris, 1959.
  48. Πιράρ M. ΑββÑ Ισαάκ τοÚ Σύρου Λόγοι ασκητικοί. Καρυές, Άγιον Όρος, 2012.
  49. Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten // Byzantinische Zeitschrift. 1959. T. 52. P. 277–296.
  50. Rousseau Ph. Basil of Cesarea. Berkeley, London, 1994.
  51. Stewart O. S. B. «Working the Earth of the Heart»: The Messalian Controversy in History, Texts,and Language to AD 431. Oxford University Press, 1991.
  52. The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia / R. D. Woodard, ed. Cambridge University Press, 2008.
  53. Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. von L. Parmentier. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. Вerlin, 1988 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der erstenJahrhunderte. Neue Folge. Bd. 5).
  54. Thonemann P. Amphilochius of Iconium and Lycaonian Asceticism // The Journal of Roman Studies. 2011. Vol. 101. P. 185–205.
  55. Vie d’Alexandre l’Acémète / E. Stoop de., ed. // Patrologia Orientalis. T. 6. Fasc. 5. Col. 645–657, 658–702. Paris, 1911.
  56. Wills L. M. Ascetic Theology Before Asceticism? Jewish Narratives and the Decentering of the Self // Journal of the American Academy of Religion. 2006. Vol. 74. Issue 4. P. 902–925.
Муравьев Алексей Владимирович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2359-5567;
Электронный адрес: amuraviev2@hse.ru.