/
Результат поиска


Мумрикова Л. И. "Азбуки" Л. Н. Толстого // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 149-160.
PDF
Учебники Л.Н.Толстого по обучению грамоте оказали в свое время заметное влияние на создание ряда русских дореволюционных азбук. Автор статьи отмечает, что «Азбуки» Толстого, помимо практической учебно-методической направленности, несли в себе и большой потенциал нравственного воспитания.
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумрикова Л. И. Православная основа как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории российской государственности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 33-40.
PDF
В статье прослеживается исторический путь возникновения и развития отечественной учебной литературы, основанной на православии. Многие столетия, по словам профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только способом получения образования, но и средством духовного развития. Так продолжалось вплоть до 1917 г., когда централизованное обучение детей православию было запрещено. После изменений, произошедших в нашей жизни в 80–90-е гг. ХХ в., состоялось вполне закономерное возвращение к духовным истокам. Тогда появляются учебные пособия, основанные на православной культуре. И такие учебники сегодня используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ, подчеркивает автор статьи.
православная культура, духовно-нравственное воспитание, духовная литература, богослужебные книги, житийная литература, книга как духовный наставник, детская учебная книга.
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумрикова Л. И. Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 17-23.
PDF
В статье поднимается вопрос о наличии и особенностях мировоззрения, духовных и нравственных качеств, а также педагогического мастерства учителя, призванного преподавать курс «Основы православной культуры», который должен раскрыть не только образовательную, но и мировоззренческую цель предмета.
учитель, предмет «Основы православной культуры», мировоззрение, нравственные качества, духовные качества, педагогическое мастерство
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумрикова Л. И. Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 18-31. DOI: 10.15382/sturIV201747.18-31
В данной статье рассматривается проблематика становления и развития приходских духовно-просветительских центров России, начиная с крупных монастырей и приходов, сельских народных домов. Определяется направление их деятельности как центров духовно-нравственного просвещения, приобщения детей, молодежи и людей зрелого возраста к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде через различные формы работы. Постулируется модель деятельности духовно-просветительского центра посредством организации литургической жизни, миссионерской, социальной, образовательной, молодежной и досуговой работы. Определяется, что все направления деятельности духовно-просветительского центра должны носить семейный характер. И дети, и родители могут параллельно получать духовное образование, участвовать в совместной миссионерской и досуговой деятельности, осуществлять дела милосердия. Автор приходит к выводу о том, что подобный подход позволяет реализовывать принцип соработничества Церкви, семьи, школы и общества с максимальной полнотой и отдачей, создавать вокруг центра устойчивое православно-ориентированное сообщество.
православное образование, православное образовательное пространство, духовно-просветительский центр, воскресная школа, модель деятельности духовно-просветительского центра, служение, миссионерская деятельность, досуговая деятельность, семья, духовно-нравственное воспитание
  1. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: Дис. … канд. пед. наук. М., 2010.
  2. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2.02.2010 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
  4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28.12.2012 г. URL: http://p2.patriarchia.ru/2017/01/04/1239320017/doklad2016.docx
  5. Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721–1878. М.,1879. С. 76–79.
  6. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков Олег, свящ. Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью // Московские епархиальные ведомости. 2014. № 11–12. С. 116–121.
  8. Мумриков О., прот. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  9. Наумова Н. Н. Народный дом как форма социальной диаконии Русской Православной Церкви: вчера и сегодня // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2013. С. 381–387.
  10. Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Проект документа. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html
  11. Официальный сайт Донского храма г. Мытищи. URL: http://www.donsloboda.ru
  12. Официальный сайт ДПЦ «Заповедь». URL http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  13. Официальный сайт ДПЦ «Кириллица». URL: http://kirillica-center.ru/index.php
  14. Официальный сайт ДПЦ «Успенский». URL: http://dpc-uspenskii.cerkov.ru/
  15. Официальный сайт Епархиального ДПЦ им. св. Гурия Казанского. URL: http://www.pravchelny.ru/spiritual_center/
  16. Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-nemenee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/
  17. Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в новой редакции. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4830214.html
  18. Положение о работе православного ДПЦ «Заповедь». URL: http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  19. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.
  20. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004.
  21. Становская Т. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре: Дис. … магистра педагогики. М., 2012.
  22. Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. М.; Л., 1948. С. 489–512.
Мумрикова Лариса Ивановна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-6517-7582;
Электронный адрес: lmumrikova@yandex.ru.
Мумрикова Л. И. Особенности преподавания Закона Божия младшим школьникам в исследовательских работах студентов кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 107-116. DOI: 10.15382/sturIV202266.107-116
В данной статье показывается, что в системе современного православного религиозного образования Закон Божий как учебный предмет в воскресной школе продолжает свое дидактическое и методическое развитие. До сих пор ведутся поиски наиболее продуктивных способов обучения, воспитания, а также всестороннего развития учащихся в ходе изучения вероучительных дисциплин. Стандартом учебно-воспитательной деятельности задан ориентир реализации предмета, мотивирующий к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию через системный подход, активные методы обучения и воспитания, использование нестандартных форм работы с учащимися. Активное участие в научно-педагогических исследованиях принимают студенты кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В связи с тем, что качество теоретических и методических разработок по Закону Божию в условиях современного православного образования является недостаточным и требует согласно Стандарту нового подхода, многие квалификационные работы являются актуальными научными исследованиями, посвященными поиску и апробации наилучших способов работы с детьми младшего школьного возраста на уроке. Поэтому целью данной статьи является анализ исследовательских работ студентов по методике изучения курса Закон Божий, обобщение актуальных педагогических проблем, выявление инновационных методических разработок, сравнение результатов экспериментальных исследований. В результате проведенного обзора выпускных квалификационных работ за последнее десятилетие автор статьи приходит к мысли о целесообразности выполнения студентами научных исследований, как для собственного профессионального становления, так и для развития методики преподавания Закона Божия.
Закон Божий, младший школьник, выпускная квалификационная работа, кафедра педагогики, формирование знаний, познавательная активность, познавательный интерес, педагогические технологии
  1. ГорожанкинаА. А. Проблемные ситуации как средство развития познавательного интересамладшего школьника на уроках Закона Божия в воскресной школе: выпускнаяквалификационная работа бакалавра. М., 2020.
  2. МацкевичЗ. А. Формирование вероучительных знаний у младших школьников в воскреснойшколе посредством использования опорно-знаковой системы В.Ф. Шаталова:выпускная квалификационная работа бакалавра. М., 2020.
  3. ПоповаД.С. Дидактическая игра как средство формирования знаний младших школьников науроках Закона Божия в воскресной школе: выпускная квалификационная работабакалавра. М., 2019.
  4. Стандарт учебно-воспитательной деятельности,реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви натерритории Российской Федерации // Официальный сайт Московского Патриархата,2017. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru (Дата обращения: 13.05.2022)
  5. ТарасоваА. А. Самостоятельнаяработа как средство развития познавательной активности младших школьников науроках Закона Божия: выпускная квалификационная работа бакалавра. М., 2018.
  6. УрсоваА. Г. Житийная литература как средство формирования представлений младшегошкольника о милосердии на уроках Закона Божия: выпускная квалификационнаяработа бакалавра. М., 2021.
  7. Успенский Ф., архиепископ Тверской. О преподаванииЗакона Божия // Творения. Книга II. Записки по дидактике. СвященномученикФаддей Успенский. Тверь, 2003. С. 93–152.
Мумрикова Лариса Ивановна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-6517-7582;
Электронный адрес: lmumrikova@yandex.ru.