/
Результат поиска


Муллер О. Ю. Применение цифровых технологий в инклюзивном образовании в условиях вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 100-110. DOI: 10.15382/sturIV202265.100-110
В статье анализируются теоретические и практические аспекты использования цифровых технологий в условиях вуза, отмечаются основные проблемы и возможности интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование. На основании изученного материала автором составлена визуальная структура цифровой инклюзивной образовательной среды, демонстрирующая многоаспектность и сложность процесса цифровизации инклюзивного образования. Высокий уровень подготовки студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой среде является актуальной задачей в системе образования, который может быть обеспечен благодаря реализации определенных педагогических условий. Цель статьи – подтверждение результативности реализации педагогических условий формирования информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. В качестве обозначенных педагогических условий описываются: развитие электронной информационно-образовательной среды и разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие результативному формированию информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. Теоретическая значимость работы представлена результатами отбора и систематизации результатов научных исследований по изучаемой проблеме, что предоставляет объективный и всесторонний взгляд при оценке перспектив применения цифровых технологий в контексте инклюзивного образования в вузе. Практическая значимость работы представлена разработанными педагогическими условиями, которые могут быть применены в практике обучения вузов с целью повышения качества подготовки студентов с особыми образовательными потребностями. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
инклюзивное образование, цифровые технологии, студенты с особыми образовательными потребностями, педагогические условия, информационная компетентность, электронное обучение, ВУЗ
  1. Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Проект «Создание “говорящих” учебников для студентов с нарушениями зрения» как средство формирования инклюзивной образовательной среды вуза // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сб. науч. трудов. Ч. II. Казань, 2020. С. 12–19.
  2. Ахметова Д. З. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141–150.
  3. Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 241–254.
  4. Ермошкин Н. Н. Электронное обучение // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 51–56.
  5. Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143–151.
  6. Муллер О. Ю., Столбова А. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 157–164.
  7. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Кластерный подход в инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. С. 247–253.
  8. Романенкова Д. Ф. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 27–32.
  9. Токарская Л. В., Быстрова Т. Ю. Применение цифровых технологий в процессе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием (19–21 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 203–211.
  10. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 19.12.2021).
  11. Фокина М. С. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифровизации // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. 2021. № 2–1 (37). С. 82–84.
  12. Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 115–145.
  13. Freire C. et. al. The potential of distance education for the inclusion of students in higher education // Determining the Reliability of Online Assessment and Distance Learning. Handbook of Research. Hershey, PA, USA, 2020. Р. 379–401.
  14. Lazzari M. Digital Storytelling for Inclusive Education: An Experience in Initial Teacher Training / M. Lazzari // Proceedings of the 10th International Conference on e-Learning 2016. Funchal, Portugal, July 1–2. 2016. P. 199–203.
Муллер Ольга Юрьевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сургутский государственный университет;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-8938-5386;
Электронный адрес: olga_megion@mail.ru.