/
Результат поиска


Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 7-24.
PDF
В исследовании профессора А. В. Мудрика рассматриваются вопросы возникновения в истории общества воспитания как социального института для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества для трансляции культуры и социальных норм. Автор называет составные элементы социального воспитания, которыми оно обладает как всякий социальный институт: определенные функции в общественной жизни, в том числе и латентные; ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций; набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания, набор определенных санкций (поощрительных и осуждающих) и т. д. В статье исследуются также вопросы социального воспитания, воспитания как педагогической категории. Впервые затрагивается и такая тема, как дисоциальное воспитание.
Мудрик Анатолий Викторович
Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 7-16.
PDF
В отечественных обществознании и человекознании проблема социализации долгое время рассматривалась главным образом в русле критического анализа западных философских, социологических, психологических и педагогических концепций. В 80-е гг., когда о социализации стали писать много, в ее трактовке у нас возобладал субъект-объектный подход. Наконец, четкая трактовка социализации как субъект-субъектного феномена, данная Г. М. Андреевой, помогла автору данной статьи осмыслить социализацию как контекст воспитания, предложить релевантное для педагогики определение и сущность этого понятия, охарактеризовать позицию человека в процессе социализации. В статье раскрываются три ипостаси человека в процессе социализации — как объекта, как субъекта и как «жертвы» (авторский термин) социализации. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-06-00319а.
социализация человека, социальная педагогика, социальная психология, воспитание, жертва социализации.
Мудрик Анатолий Викторович
Мудрик А. В. Инструментальный интеллект в ряде других видов интеллекта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 107-111.
PDF
Рассматривается интеллектуальное развитие человека как необходимое условие успешного решения им социально-культурных задач на каждой стадии социализации; характеризуются когнитивный (академический), социальный и эмоциональный виды интеллекта; характеризуется феномен, обозначаемый автором понятием инструментальный интеллект.
социально-культурные задачи, когнитивный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, инструментальный интеллект
Мудрик Анатолий Викторович
Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации: проектипервые результаты // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 44-51. DOI: 10.15382/sturIV201435.44-51
Рассматриваются проблемы социализации подрастающих поколений в условиях трансформации данного процесса в российском социуме. Следствием этой трансформации стали существенные изменения в соотношении и взаимосвязях различных групп факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микро-) между собой и между отдельными факторами как по горизонтали, в рамках одной группы, так и по вертикали, между, например, семьей и этносом. Возросло непосредственное влияние на социализацию больших и малых групп, а также отдельных индивидов макро- и мезофакторов. Все это создает новую социально-педагогическую ситуацию, которая предполагает рассмотрение воспитания как комплексного механизма социализации, а также новый подход к поселению как фактору социализации — рассмотрение его в качестве синтеза механизмов и средств социализации подрастающих поколений как в процессе стихийной социализации, так и вследствие относительно направляемой и относительно социально контролируемой.
трансформация, социализация, воспитание, механизмы социализации, воспитательные организации, религиозные организации, контркультурные организации, город, поселок, село.
1. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
2. Плешаков В. А. Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 9–17.
3. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 26–31.
4. Склярова Т. В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 15–18.
5. Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 102–109.
Мудрик Анатолий Викторович
Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 38-45. DOI: 10.15382/sturIV201640.38-45
Дается характеристика социально-педагогической виктимологии как отрасли знания, входящей в раздел социальной педагогики; показано распространение этой новой отрасли знания в социально-педагогических работах; даются определения социальнопедагогической виктимологии, ее объекта и предмета, основных понятий (виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации и др.); раскрываются ее теоретико-познавательная, прикладная и гуманистическая функции; предлагается трактовка возможностей применения принципа дополнительности в социально-педагогической виктимологии. Материал будет полезен специалистам социальной сферы, в том числе педагогам и сферы образования.
социализация, виктимизация, виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации
1. Загвязинский В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П., Пидкасистый П. И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. М., 2002.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2011.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994.
4. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
5. Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 119–126.
6. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2001.
7. Серых А. Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, 2000.
Мудрик Анатолий Викторович
Петрина Мария Григорьевна
Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 109-116. DOI: 10.15382/sturIV201747.109-116
Дается определение метода включенного наблюдения как одного из способов качественного исследования социальных феноменов в антропо-ориентированных отраслях знания (этологии, социологии, психологии, педагогике); предлагается краткий экскурс в историю возникновения и применения метода включенного наблюдения в США (Линды, Андерсон, Уайт) и в России (Эльконин, Новикова) в прошлом столетии; предлагается дифференциация метода на созерцательное включенное наблюдение и участвующее включенное наблюдение; описываются особенности позиции включенного наблюдателя в коллективе воспитательной организации; названы частные методики, которые могут быть использованы в процессе включенного наблюдения: социологические (анкетный опрос, интервью), психологические (социометрия, ранжирование, тесты), педагогические (беседы, независимые характеристики, естественный эксперимент); названы типичные случаи использования метода включенного наблюдения (выявление проблем дальнейших исследований; изучение механизмов, лежащих в основе социально-психологических и социально-педагогических процессов и др.); обозначены ограничения и опасности, свойственные процессу использования метода включенного наблюдения (субъективность наблюдателя, стереотипизация в трактовке наблюдаемых явлений и т. д.).
включенное наблюдение, участвующее включенное наблюдение, позиция включенного наблюдателя, психолого-педагогическое исследование, исследование социальных феноменов
  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, ред. М., 1967.
  2. Естественный эксперимент и его школьное применение / А. Ф. Лазурский, ред. Пг., 1918.
  3. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Н. Л. Селиванова, А. В. Мудрик, ред. М., 2010.
  4. Anderson N. The Hobo: The Sociology of the Homeless Man. Chicago, 1923.
  5. Lind R. S., Lind H. M. Middletown. N. Y., 1927.
  6. Lindeman E. Dynamic Social Research. Cit. of Madge J. The Origins of Scientifi c Sociology. The Free of Glencoe. N.Y., 1962. P. 216–317.
  7. Morse M. The Unattached. Middlesesc. London, 1965.
Мудрик Анатолий Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии;
ORCID: 0000-0003-0410-9487;
Электронный адрес: amudrik@yandex.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 17-06-00796.
Мудрик А. В. Социальная психология воспитания в социально-педагогическом ракурсе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 56-64. DOI: 10.15382/sturIV201851.56-64
Цель статьи — показать взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики. Дана краткая экспликация социальной психологии воспитания как в историческом аспекте, так и взаимосвязь социальной психологии воспитания с социальной педагогикой. Эта связь стала предметом специального изучения в отечественном обществознании с середины XIX столетия, а в зарубежной науке — с конца того же века. Интерес психологии к проблематике воспитания вылился в выделение двух ее отраслей — возрастной психологии и педагогической психологии. Однако проблематика воспитания в полном объеме этими отраслями не изучалась ранее и не изучается сегодня. Это привело к тому, что уже с середины XIX в. феномены, свойственные ученической среде, стали предметом интереса Е. Ельницкого, А. Молотова, Г. Рокова, Л. Толстого и др. педагогов, которые фактически заложили основы социальной психологии воспитания. В зарубежной науке аналогичные проблемы стали изучать Н. Андерсен, Б. Малиновский, М. Мид, У. Уайт и др.В 60-х гг. ХХ в. проблематика, обозначенная в середине XIX — начале ХХ в. стала исследоваться целым рядом отечественных ученых (Я. Коломинским, Л. Уманским, А. Лутошкиным, Л. Новиковой, А. Киричуком, Х. Лийметсом и др.). Их работы в совокупности позволили поставить вопрос о выделении относительно самостоятельной отрасли социальной психологии — социальной психологии воспитания.Область исследования этой отрасли можно обозначить как совокупность всех тех социально-психологических феноменов, которые имеют место в жизнедеятельности воспитуемых, а ее предметом — различные социально-психологические феномены, процессы и проблемы, возникающие в обозначенной области исследований. Эта область исследований тесно связана с областью исследований социальной педагогики, которая определяется как социальное воспитание в контексте социализации. Взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной педагогики в процессе исследования современного российского социума особо остро выявляет традиции и инновации в социализации и социальном воспитании, что специально рассматривается в статье как в группах факторов социализации, так и в рамках отдельных факторов.
социальная педагогика, социальная психология воспитания, социализация, воспитание, факторы социализации, механизмы социализации, традиции, инновации
  1. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 124–130.
  2. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / А. Ю. Гордин, Л. И. Новикова, ред. М., 1973.
  3. Ромм Т. А. История социальной педагогики. Ростов-на-Дону, 2010.
Мудрик Анатолий Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии;
ORCID: 0000-0003-0410-9487;
Электронный адрес: amudrik@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00796-ОНГ «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».