/
Результат поиска


Малацай Л. В., Мошковская Я. А. О музыкальном прочтении богослужебных текстов в концертном цикле В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 109-131. DOI: 10.15382/sturV202141.109-131
Методологию статьи определяет комплексный подход к анализу концертного цикла В. С. Ходоша «Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста». Исследование выполнено с опорой на фундаментальные основания музыкознания, литургики, хороведения. Сведения о предшествующих написанию литургического цикла этапах творчества и хронологии концертного исполнения отдельных номеров цикла факультетским хором Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова под управлением Ю. И. Васильева получены авторами в беседе с супругой композитора — Э. Я. Ходош. В анализе цикла прежде всего обращено внимание на параметр формы, текстомузыкальной в своей сути, исходящей из содержания и структуры лежащего в основе произведения богослужебного текста, на специфику интонационно-мелодических комплексов, соответствие мелодического оформления просодии текстам молитвословий. Дана характеристика музыкальной ткани в ее непосредственной связи с принципами озвучивания текста молитвословий, отмечается общий колорит звучания, его соответствие логике композиционного развертывания. Свободные переходы от одного вида фактуры к другому отмечены как признак концертного стиля песнопений. На основе целостного анализа литургического цикла В. С. Ходоша сделаны общие выводы, констатирующие, с одной стороны, индивидуальность авторского прочтения текста молитвословий, с другой — своеобразное претворение в нем общих для отечественных композиторов рубежа XX–XXI в. стилистических принципов, проявляющихся в синтезе русского и европейского, классического и современного начал.
В. С. Ходош, хоровое исполнительство, духовно-музыкальное творчество, Литургия, концертный стиль духовной музыки православной традиции, текстомузыкальные формы, средства музыкальной выразительности
  1. Малацай Л. В. Феномен использования канонических богослужебных текстов и стихотворений отечественных поэтов в кантате для смешанного хора В. С. Ходоша «По прочтении “Архиерея” А. Чехова» // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Магарин О. Г., 2017. С. 404–416.
  2. Ходош В. Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста: для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017.
  3. Ходош В. С. Зорюшки-зори. Произведения для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2002.
  4. Цукер А. М. Песнопения небесные и земные // Ходош В. Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста: для смешанного хора без сопровождения [Ноты]. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017. С. 4.
Малацай Людмила Викторовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Орловский государственный институт культуры; Российская Федерация, 302020, г. Орел, ул. Лескова, 15;
Должность: заведующая кафедрой хорового дирижирования;
ORCID: 0000-0003-0335-5950;
Электронный адрес: 1441970@mail.ru.
Мошковская Янна Алексеевна
Место работы: Орловский государственный институт культуры; Российская Федерация, 302020, г. Орел, ул. Лескова, 15;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-4246-0844;
Электронный адрес: m.yanna@mail.ru.