/
Результат поиска


Мишура А. С. Картезианская благость и проблема зла. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 31-49. DOI: 10.15382/sturI201986.31-49
Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать один из вариантов скептического ответа на аргументы от зла посредством анализа понятия о совершенной благости Бога. Доказывается, что современные аргументы от зла обычно опираются на понятие о моральной благости Бога. Предлагается анализировать данное понятие посредством концептуального аппарата философии действия. Демонстрируется, что аргументы от зла предполагают наличие совершенных моральных оснований в пользу устранения чудовищного и бессмысленного зла. Далее доказывается, что выявление совершенных оснований в пользу некоторого действия требует возможности сравнить основания в пользу данного действия, с основаниями в пользу альтернативных действий. Однако имеющаяся у людей возможность сравнения оснований в пользу альтернативных вариантов действия, доступных Богу, оказывается радикально ограниченной. Данная ограниченность обусловлена отсутствием практического доступа оценивающего субъекта к ряду возможных оснований Бога, где под практическим доступом подразумевается возможность совершать те действия, которые диктуются данными основаниями. Так, для человека метафизически невозможно сотворить мир, в котором нет зла, или сотворить человека с такой свободой воли, которая не может привести ко злу. Далее вводится принцип экспертизы, согласно которому надежность процедуры соизмерения оснований в пользу некоторого действия в определенной сфере деятельности зависит от степени практического доступа соизмеряющего агента к данной сфере деятельности, так что большая практическая вовлеченность агента в сферу деятельности коррелирует с большей успешностью результатов оценки оснований, где под успешностью понимается обнаружение наилучших целей и наилучших действий, которые требуются для достижения этих целей. Принцип экспертизы вкупе с радикальной ограниченностью практического доступа к возможным основаниям Бога дают основание полагать, что определение совершенных оснований в пользу действий Бога не имеет надежных эпистемических оснований. Соответственно, утверждения, что зло в мире дает совершенные основания для вмешательства Бога, оказываются не вполне обоснованны.
философия религии, проблема зла, аргументы от зла, скептический теизм, божественные атрибуты, совершенная благость, философия действия, основания в пользу действия
  1. Adams M. Horrendous Evils and the Goodness of God. N. Y.: Cornell University, 2000.
  2. Adams M. M. Problems of Evil // Faith and Philosophy. 1988. Vol. 5. No. 2. P. 121–143.
  3. Being and Goodness: The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. N. Y.: Cornell University Press, 1991.
  4. Alston W. The Inductive Argument from Evil and the Human Cognitive Condition // Philosophical Perspectives. 1991. Vol. 5. P. 29–67.
  5. Bergman M. Skeptical Theism and Rowe’s new Evidential Argument from Evil // Noûs. 2001. Vol. 35. P. 278–296.
  6. Bratman M. Intention, Plans, and Practical Reason. Boston MA: Harvard University Press, 1988.
  7. D’Oro G., Sandis C. From Anti-Causalism to Causalism and Back: A Century of the Reasons/ Causes Debate // Reasons and Causes: Causalism and Anti-Causalism in the Philosophy of Action / G. D’Oro, C. Sandis, eds. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2013. P. 1–47.
  8. Dougherty T. Sceptical Theism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2016 Edition) / E. N. Zalta, ed. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/moralmotivation (дата обращения: 08.11.2019).
  9. Gleeson A. A Frightening Love: Recasting the Problem of Evil. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2012.
  10. Hickson M. W. A Brief History of Problems of Evil // The Blackwell Companion to the Problem of Evil / J. P. McBrayer, D. Howard-Snyder, eds. West Sussex, UK: Wiley, 2013. P. 3–19.
  11. Mackie J. L. Evil and Omnipotence // Mind. 1955. Vol. 64. P. 200–212.
  12. Mann W. E. God, Modality, and Morality. N. Y.: Oxford University Press, 2015. P. 12–16.
  13. Morris T. V. Duty and Divine Goodness // American Philosophical Quarterly. 1984. Vol. 21, No. 3. P. 261–268.
  14. Murphy M. Perfect Goodness // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) / E. N. Zalta, ed. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/moralmotivation (дата обращения: 08.11.2019).
  15. Plantinga A. God, Freedom, and Evil. N. Y.: Harper and Row, 1974.
  16. Rosati Connie S. Moral Motivation // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2016 Edition) / E. N. Zalta, ed. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/moralmotivation (дата обращения: 08.11.2019).
  17. Rowe W. Divine Omnipotence, goodness and knowledge // The Oxford Handbook of Philosophy of Religion / W. Wainwright, ed. Oxford: Oxford University Press. P. 15–34.
  18. Rowe W. The Evidential Argument from Evil: A Second look // The Evidential Argument from Evil / D. Howard-Snyder, ed. Bloomington: Indiana university Press, 1996. P.262–285.
  19. Rowe W. The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism // American Philosophical Quarterly. 1979. Vol. 16. P. 335–341.).
  20. Searle J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. N. Y., Cambridge University Press, 1983.
  21. The Cambridge Companion to the Problem of Evil / C. Meister, P. K. Moser, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
  22. Tooley M. Does God Exist // Plantinga A., Tooley M. The Knowledge of God. Oxford: Blackwell Publishing, 2008.
  23. Wierenga E. The Nature of God. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1989.
  24. Wykstra S. The Humean Obstacle to Evidential Arguments from Suff ering: On Avoiding the Evils of “Appearance” // International Journal for the Philosophy of Religion. 1984. Vol. 16. P. 73–94.
  25. Zagzebski L. Divine Motivation Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  26. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1976. Т. 14.
  27. Моррис Т. Наша идея Бога. Введение в философское богословие. М.: ББИ, 2011.
  28. Шохин В. К. Проблема зла: теодицея и апология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. № 5 (67). С. 47–58.
Мишура Александр Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-5831-8896;
Электронный адрес: alex.mishura@gmail.com.
Статья написана в рамках реализации проекта "Феномен зла: от метафизики к теориям морали", поддержанного РНФ № 19-18-00441.