/
Результат поиска


Метлик И. В. Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 140-146.
PDF
Метлик Игорь Витальевич
Метлик И. В. Православие в русской школе: трудный путь возвращения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 7-30.
PDF
В статье детально рассматривается актуальная, социально значимая тема: восстановление в постсоветский период религиозного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Анализируются основные государственные и церковные документы, решения по этой теме, принятые в последние годы. Представлен аналитический обзор современной ситуации с преподаванием Православной культуры, охарактеризованы перспективы развития этой практики в условиях разработки нового ФГОС общего образования и проведения в 2000–012 гг. Минобрнауки России эксперимента по введению изучения в школах религиозных культур традиционных российских конфессий и светской этики по выбору семьи школьника.
образование, воспитание, религиозное образование, государственно-конфессиональные отношения в сфере образования, духовно-нравственное воспитание, общеобразовательная школа, русская национальная школа (с русским языком обучения), ОПК, преподавание учебног
Метлик Игорь Витальевич
Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23.
PDF
В статье рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте процессов возрастания влияния Церкви на общественную жизнь, развития государственно-конфессиональных отношений, институционализации религиозного образования в Российской Федерации в постсоветский период. Анализируются подходы к решению данной проблемы, предлагается формат разработки стандарта православного компонента общего образования в православных школах и в иных общеобразовательных учреждениях (учебные предметы, курсы, модули православной культуры).
образование, религиозное образование, система образования, религиозное образование Русской Православной Церкви, православное образование, общеобразовательная школа, православный компонент общего образования, стандартизация общего образования
Метлик Игорь Витальевич
Склярова Татьяна Владимировна
Метлик И. В. Взаимодействие основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 30-38. DOI: 10.15382/sturIV201434.30-38
В статье рассматривается проблема взаимодействия основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в системе общего образования Российской Федерации. Отмечается дисфункциональность взаимодействия этих институтов вследствие деформаций, образовавшихся в предшествующий исторический период и сохраняющихся в текущий. Обосновано положение о том, что восстановление и развитие системы духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования непосредственно связано с функционированием системы образования (школы), государства (органов власти), семьи, Церкви (традиционных религиозных организаций) в режиме социального партнерства.
социальный институт, основные социальные институты, воспитание, духовно-нравственное воспитание, общее образование, духовно-нравственное воспитание в системе общего образования
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. М., 2004.
2. Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10. С. 36–46.
3. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И. В. Метлик, ред. М., 2012.
4. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года. Новгородская область [Электронный ресурс.] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19243
5. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. М., 2013.
6. Кравченко А. М. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
7. Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
8. Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс.] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
9. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс.] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118
10. Словарь социально-гуманитарных терминов. М., 1999.
Метлик Игорь Витальевич
Метлик И. В., Потаповская О. М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 29-49. DOI: 10.15382/sturIV201539.29-49
В статье ретроспективно рассматривается процесс формирования методики преподавания православной культуры в российской государственной и муниципальной (светской) общеобразовательной школе. Выделены его этапы, обозначены основные методические позиции, значимые для преподавания православной культуры как сферы совместной компетенции государства и Церкви. Показаны проблемы преподавания православной культуры, обусловленные противоречивой динамикой государственно-церковных отношений в сфере образования, тенденциями социально-культурной эволюции российского общества в постсоветский период.
общеобразовательная школа, методика преподавания, учебный предмет «Православная культура», государственно-церковные отношения.
1. Метлик И. В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 36–42.
2. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–12.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. (URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934483.html).
4. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 56–61.
Метлик Игорь Витальевич
Потаповская Ольга Михайловна
Метлик И. В. Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 63-77. DOI: 10.15382/sturIV202265.63-77
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Начавшееся с конца 1990-х годов формирование этой практики в системе образования Российской Федерации, в регионах, школах в последнее десятилетие стагнирует, не развивается до объёма и качества, необходимого для достижения её целей. Актуально исследование данной проблемы, поиск возможных путей её решения. В статье проведена первоначальная разметка проблемного поля, выделены основные аспекты рассмотрения проблемы: социокультурный, педагогический, социально-психологический. В их рамках обозначены и прокомментированы вопросы современного правового обеспечения этой практики и возможностей её совершенствования, отношений участников этого образования, включая организации Русской Православной Церкви, состояния педагогической базы (государственные и церковные образовательные документы и материалы, школьные учителя, преподающие православную культуру, их статус и подготовка, учебники и пособия по православной культуре, учебное и методическое обеспечение и т.д.). В педагогическом аспекте выделено принципиальное значение понимания целей преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении, ожидаемых результатов образования (личностных и предметных) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе образования.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, светская школа, преподавание православной культуры, духовно-нравственное образование, религиозное образование, церковно-государственные отношения, участники образовательных отношений, законодательство об образовании
  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография. М., 2016.
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». 19 октября 2021 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html (дата обращения: 12.02.2022).
  3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 27 января 2020 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5582481.html (дата обращения: 12.02.2022).
  4. Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения РФ новых проектов стандартов общего образования. 18 сентября 2019 г. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdelareligioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-svyazi-s-publikaciej (дата обращения: 12.02.2022).
  5. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики»: материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. М., 2010.
  6. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovayadokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikhrekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
  7. Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html (дата обращения: 13.02.2022).
  8. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 Пр-2009 ВП-044-4632. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/poruchenie-prezidenta-rossij skoj-federacziiot-2-avgusta-2009-goda-№pr-2009-vp-p44-4632/ (дата обращения: 23.01.2021).
  9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 02.02.2022).
  10. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.). URL: https://base.garant.ru/2540801/ (дата обращения: 23.01.2021).
  11. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований. М., 2010.
  12. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2022).
  13. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: монография: в 6 т. М., 1988–1990. Т. 2. С. 358–363.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).
Метлик Игорь Витальевич
Электронный адрес: metlik@list.ru.