/
Результат поиска


Мельникова И. Е. Основные вехи 700-летних российско-грузинских государственно-церковных отношений на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (23 января 2007г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 177-179.
PDF
Мельникова Ия Евгеньевна
Мельникова И. Е. Из истории российско-грузинских государственно-церковных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 150-152.
PDF
Мельникова Ия Евгеньевна
Мельникова И. Е., Олевская В. В. Из истории пребывания епископа Кириона (Садзаглишвили) на покое в период 1908–1910 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 50-57.
PDF
Статья посвящена епископу Кириону (Садзаглишвили), первому Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления ее автокефалии 12 марта 1917 г. В историографии личность епископа Кириона освещена неоднозначно и в основном касается его участия в так называемом автокефальном движении. Публикуемые документы из государственных российских архивов ГА РФ и РГИА позволят внести вклад в целостное описание разносторонней деятельности епископа Кириона.
епископ Кирион (Садзаглишвили), убийство экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского), Грузинская Автокефальная Церковь, экзарх Грузии Владимир Богоявленский, Председатель Бельгийской Лиги защиты прав человека и гражданина Джордж Лоран
Мельникова Ия Евгеньевна
Олевская Вера Васильевна
Мельникова И. Е. К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944–1947 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 69-76. DOI: 10.15382/sturII201670.69-76
Статья посвящена проблемам взаимоотношений Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым после восстановления евхаристического общения между Русской и Грузинской Православными Церквами. Приводятся сведения о том, как Католикос Каллистрат инициировал вопрос об изменении характера контроля над Грузинской Церковью со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, прибегая в 1946 г. к покровительству Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина и его заместителя — Л. П. Берии. Эти труды закончились созданием в Грузии филиала контролирующего церковного органа, а его глава стал с 1947 г. именоваться Уполномоченным по делам Грузинской Церкви при Совете Министров Грузинской ССР.
Грузинская Православная Церковь, Патриарх Каллистрат, Совет по делам Русской Православной Церкви, митрополит Антоний (Романовский).
1. ვარდოსანიდზე სერგო. სრულიად საქართველოს კათოლიკოს–პატრიაქი უწმიდესი და უნიტარესი კალისტრატე (1932–1952 წწ. )თბ. 2009 (Варджанидзе Серго Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (1932–1952 гг.). Тбилиси, 2009).
2. Грузинская Православная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 191–321.
3. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в. // Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции. М., 2011. Т. 2. С. 60–68.
4. Мельникова И. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 163–172.
5. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 93–102.
Мельникова Ия Евгеньевна
Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 24-31. DOI: 10.15382/sturIV201643.24-31
Статья содержит описание эмпирических исследований по изучению влияния социальногрупповых форм деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы личности у школьников разных возрастных групп. Ценностно-смысловая сфера личности школьника рассматривается авторами с позиции одного из ее существенных компонентов — нравственной сферы. Развитие ценностно-смысловой сферы личности изучается с позиции сформированности у школьника смысловых структур, в том числе и характера взаимодействия его с миром на уровне поведения. В качестве критериев ценностносмысловой сферы личности анализируются способы смыслового отражения школьником мира, включенность школьника в события жизни и широта круга значимых для него объектов, явлений окружающего мира. Подробное описание получили педагогические возможности предложенных методик, технология их проведения. Представлены результаты эмпирических исследований по уровням сформированности нравственной сферы личности школьника, подтвердившие эффективность влияния социально-групповых форм деятельности на развитие нравственных качеств личности в образовательном процессе младшей, средней и старшей школы.
ценностно-смысловая сфера личности, нравственная сфера личности, сопричастность к событиям жизни, социально-ролевые формы групповой деятельности, включенность в ситуацию жизни, широта круга значимых объектов
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, сост. М., 2009.
2. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: Автореф. дис. ... д-р психол. наук. М., 2015.
3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2008.
4. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для школьного педагога. Владимир, 1993.
Потанина Лейла Тахировна
Мельников Тимур Николаевич
Кузнецова Галина Дмитриевна
Мельникова С. В. Камчатка в судьбе иркутского протоиерея П. В. Громова (1801–1880) и его научном и мемуарном наследии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 11-22. DOI: 10.15382/sturII201987.11-22
Статья посвящена церковному историку и духовному писателю, автору первых обобщающих трудов по истории православия на Востоке Российской империи — иркутскому протоиерею Прокопию Васильевичу Громову. Несмотря на устойчивый интерес к личности и научной деятельности Громова современных сибирских историков и краеведов, библиографирование и изучение его трудов нельзя считать завершенным. В частности, в системном описании нуждается комплекс сочинений, связанных с камчатской тематикой. В статье дается библиографический обзор и краткий анализ данных трудов. Приводятся сведения об их оценке современниками автора (цензорами, рецензентами), а также рассматривается отношение к ним в новейшей региональной историографии. Делается вывод о том, что своеобразие исторического повествования у Громова заключается в соединении научно-исторического и мемуарного дискурсов, а сквозной темой «камчатских» сочинений становится повествование о святителе Иннокентии, личное свидетельство о котором придает особую историческую ценность и духовную значимость сочинениям протоиерея. Статья написана преимущественно на материалах восточносибирской периодики и данных региональных архивов.
Камчатка, протоиерей Прокопий Громов, святитель Иннокентий (Вениаминов), история Церкви, мемуары, духовные писатели
  1. Исаев А. Ю. Прокопий Васильевич Громов: 200 лет со дня рождения // Приангаpье: годы, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2002 г. Вып. 34. Иркутск, 2001. С. 129–135.
  2. Костанов А. И. Документальная история Сибири. XVII– середина XIX в.: Историко-архивоведческое исследование. Владивосток, 2007.
  3. Крючкова Т. А. Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706–2006 / Акулич О. А., Крючкова Т. А., Полунина Н. М. Иркутск, 2008. С. 324–335.
  4. Куликаускене Н. В. «Честь и хвала Иркутского духовенства»: протоиерей Прокопий Васильевич Громов // Куликаускене Н. В. Прошлое — будущему. Иркутск, 2012. С. 144–170.
  5. Кусков В. П. Краевед Прокопий Громов // Краеведческие записки. Вып. 2. Петропавловск-Камчатский, 1970. С. 124–133.
  6. Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII — начала ХХ века: Материалы к биобиблиографическому словарю / С. В. Мельникова, Т. А. Крючкова, Е. Л. Воробьева, Н. Н. Суханова, сост.; Д. Н. Шилов, науч. ред. Иркутск, 2016.
  7. Шинкарева А. П. Очерки истории издательского дела и печати Иркутска (1785–1920). Иркутск, 2009.
Мельникова Софья Владимировна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Иркутский государственный университет; Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека; Российская Федерация, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 253;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2106-5730;
Электронный адрес: memuaristika@yandex.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 16-04-00434 «Православные духовные писатели Восточной Сибири XIX – начала XX вв. Биобиблиографический словарь».
Мельник С. В. Периодизация истории межрелигиозного диалога на современном этапе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 95-118. DOI: 10.15382/sturI202196.95-118
В статье представлен авторский подход к периодизации истории межрелигиозного диалога на современном этапе. Автор выделяет несколько событий, оказавших влияние на развитие межрелигиозного диалога: Всемирный парламент религий 1893 г., Вторая мировая война (и Холокост), Второй Ватиканский собор, атака на башни-близнецы в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. Межрелигиозный диалог на современном этапе понимается как позитивное, конструктивное взаимодействие между последователями разных религий, которое стало осуществляться на регулярной основе. Началом современного этапа межрелигиозного диалога считается Всемирный парламент религий 1893 г. в Чикаго. Вторая мировая война оказала большое влияние на человечество в различных аспектах, в том числе ее окончание можно условно связать с началом очередного периода межрелигиозного диалога. Большой импульс к развитию межрелигиозного диалога придал Второй Ватиканский собор и принятие на нем декларации «Nostra aetate» 1965 г., посвященной отношению к нехристианским религиям. Межрелигиозный диалог в этот период развивается в рамках двух основных тематических направлений. Первое из них, на котором делала особый акцент Католическая Церковь, заключалось в понимании диалога как взаимного изучения разных религий, сравнения их представлений и религиозного опыта. Вторым направлением был диалог с целью миротворчества, урегулирования конфликтов и укрепления общественного согласия. Отдельное внимание в статье уделяется рассмотрению межрелигиозного диалога в СССР, который можно отнести ко второму из указанных направлений. В последние десятилетия особое значение имеет межрелигиозный диалог, понимаемый как сотрудничество верующих не только в деле укрепления мира, но и в различных сферах — гуманитарной, социальной, образовательной, экологической. Выявляются основные факторы, способствующие развитию межрелигиозного диалога в каждый из указанных периодов. Например, среди факторов последнего периода межрелигиозного диалога, начавшегося после террористических актов 11 сентября 2001 г., автор выделяет следующие: проблема распространения терроризма под религиозными лозунгами, дискурс «столкновения цивилизаций», повышение уровня взаимозависимости и взаимосвязи современного мира, постсекуляризм.
межрелигиозный диалог, история, межрелигиозные отношения, факторы, Всемирный парламент религий, католицизм, Второй Ватиканский собор, глобализация, терроризм
  1. Ефанова В. Н. Всемирный парламент религий // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155516.html (дата обращения: 08.01.2021).
  2. Мельник С. В. Дипломатический межрелигиозный диалог // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. Ч. 2 (№ 43). С. 217–225.
  3. Мельник С. В. Классификация типов межрелигиозного диалога // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 25–51.
  4. Мельник С. В. Православие и хасидизм Хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога: М.: ИНИОН РАН, 2017.
  5. Пущаев Ю. В. Изменение позиции Римско-Католической Церкви по отношению к иудаизму (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия: Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, 2016. № 4. С. 79–91.
  6. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы: Всемирная конференция 10–14 мая 1982 года / ред. А. Г. Чулюкина. М.: Московская Патриархия, 1983.
  7. Рыбаков Р. Б. Всемирный Парламент религий (Наблюдения и размышления). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/vsemirnyi-parlament-religii
  8. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы // Страницы. 2000. № 5. Вып. 3. С. 452–461.
  9. Селезнев Н. История экуменизма: забытый ранний этап // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (33). С. 163–181.
  10. Силантьев Р. А. Исламо-христианский диалог в досоветский и советский периоды // Религия и современный мир. 2010. № 8. С. 65–73.
  11. Хоружий С. С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания // Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке. СПб.; Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009. С. 160–171.
  12. Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика. Ч. 1 // Альфа и Омега. М., 1997. № 1 (12). С. 281–295.
  13. Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика. Ч. 2 // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 223–240.
  14. Ad gentes: Декрет о миссионерской деятельности Церкви. URL: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vatii_decree_19651207_ad-gentes_en.html (дата обращения: 08.01.2021).
  15. Ariel Y. Jewish–Christian dialogue // The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 205–223.
  16. Berger P. L. Desecularization of the world: a global overview // The desecularization of the world: resurgent religion and world politics. Washington, 1999. P. 1–18.
  17. Cornille C. Conditions for inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 20–33.
  18. Fletcher J. H. Women in inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 168–184.
  19. Moyaert M. Interreligious Dialogue // Understanding Interreligious Relations / D. Cheetham, D. Pratt, D. Thomas, ed. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 193–217.
  20. Nostra aetate: Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/6/128/page10.htm (дата обращения: 08.01.2021).
  21. Swamy M. Revisiting the Antecedents of Interreligious Dialogue // Current dialogue. The Ecumenical Review. 2019. Vol. 71. № 5. P. 719–738.
  22. Swidler L. The «dialogue of civilizations» at the tipping point: The «dialogosphere» // Journal of ecumenical Studies. 2015. 50:1. P. 3–17.
  23. Swidler L. The history of inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to interreligious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 3–19.
  24. Viviano R. Benedict XVI, Islam and Christian-Muslim relations // The downside review. Somerset, 2016. P. 1–21.
Мельник Сергей Владиславович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт научной информации по общественным наукам РАН; Российская Федерация, 117997, г. Москва, Нахимовский пр., 1/21; Болгарская исламская академия; Российская Федерация, 422840, Республика Татарстан, г. Болгар, ул. Кул Гали, 1а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1491-7624;
Электронный адрес: melnik.s.vl@yandex.ru.
Автор выражает благодарность организации «Объединенные религии» (https://unitedreligions.org/).