/
Результат поиска


Мацан К. М. Церковь как «субъект познания» в философско-апологетической мысли В. В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 71-94. DOI: 10.15382/sturI202198.71-94
В статье предпринята попытка осуществить реконструкцию гносеологических построений прот. В. В. Зеньковского, выделив, какое место занимает в них представление философа о Церкви, и выявив их апологетическую направленность. Показано, что тема Церкви («церковного разума» в сопоставлении с индивидуальным разумом) включается Зеньковским в контекст апологетической проблематики веры и знания, о чем свидетельствуют конспекты лекций 1940–50-х гг. Раскрывается, что Зеньковский подчеркивает надындивидуальный, трансцендентальный, соборный характер познания, однако ставит под вопрос имеющиеся концепции единого субъекта познания: «формальные» понятия («гносеологический субъект» Г. Риккерта, «соборное сознание» С. Трубецкого) требуют прояснения их онтологического содержания. Субъект познания необходимо мыслить всеобщим, единичным, но одновременно многоипостасным (удерживая идею множества эмпирических сознаний). Таким субъектом познания, по Зеньковскому, оказывается Церковь, понятая как единосущное многоипостасное человечество и являющая в этом качестве «естественную соборность». Идея богочеловечества так же решает, по Зеньковскому, вопрос «гносеологической координации» (Н. Лосский), так как «единство субъекта и объекта реализуемо только в Том, кто, будучи человеком (“субъектом познания”), есть одновременно и Бог — Творец бытия (объекта)». В статье показаны связь построений Зеньковского, в которых философ различает историческую Церковь и «Церковь в метафизическом смысле», с близкими по смыслу построениями С. Л. Франка, а также разница между концепциями богочеловечества у Зеньковского и Вл. Соловьева. Проанализировано, что в гносеологических построениях Зеньковского смыкаются и восполняют друг друга учения А. С. Хомякова (о Церкви) и С. Н. Трубецкого (о соборной природе сознания). Предложен вывод, что гносеологические построения Зеньковского имеют апологетическую направленность: концепции, которые не прибегают к данным христианского Откровения, оставляют без ответа отдельные существенные вопросы теории познания. Идея Церкви и данные христианского Откровения представляют, по Зеньковскому, «философскую выгоду».
Церковь, апологетика, вера и разум, гносеологический субъект, соборное сознание, соборность, богочеловечество, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, А. А. Козлов, Н. О. Лосский, Г. Риккерт, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, А. С. Хомяков
  1. Антонов К. М. «Как возможна религия?»: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков. М., 2020. Ч. 1.
  2. Антонов К. М. Философия религии и философская теология между верой и знанием: русский философский спиритуализм конца XIX в. (А. А. Козлов) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 43–55.
  3. Архив Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына. Ф. 27 (В. В. Зеньковский). Оп. 2. Ед. хр. 8. Л. 7, 22, 23.
  4. Бердяев Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века // Современные записки. 1936. LXII. С. 309–343.
  5. Вышеславцев Б. Н. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
  6. Ермишин О. Т. Василий Зеньковский. СПб.: Наука, 2017.
  7. Зеньковский В. В. Апологетика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
  8. Зеньковский В. В. Идея православной культуры // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008. Т. 2. С. 65–86.
  9. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический проект, 2011.
  10. Зеньковский В. В. Основы христианской философии // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2011. Т. 4. С. 213–466.
  11. Зеньковский В. В. Очерки идеологии Русского студенческого христианского движения // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008. Т. 2. С. 246–251.
  12. Зеньковский В. В. Очерк моей внутренней биографии // Вестник РСХД. 1962. № 66–67. С. 8–15.
  13. Зеньковский В. В. Очерк моей философской системы // Вестник РСХД. 1962. № 66–67. С. 37–39.
  14. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2011. Т. 4. С. 469–507.
  15. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993.
  16. Зеньковский В. В. [Рецензия на книгу:] Н. О. Лосский. Ценность и бытие // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008. Т. 1. С. 120–122.
  17. Зеньковский В. В. Россия и Православие // Собрание сочинений. М.: Русский путь, 2008. Т. 2. С. 7–64.
  18. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений. М.: Директ-Медиа, 2014.
  19. Козлов А. А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Ч. I // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 29. C. 445–460.
  20. Кудрявцев-Платонов В. Д. Что такое философия? // Сочинения. Сергиев Посад, 1893. Т. 1. Вып. 1. С. 1–40.
  21. Летцев В. М. Эмигрантский период творчества В. В. Зеньковского // Русское зарубежье: история и современность / ред. Ю. В. Мухачев. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 97–117.
  22. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.
  23. Нижников С. А. Вера и знание: проблемы онтологии и гносеологии в историко-философском контексте // Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 76–82.
  24. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания // Философия жизни. К.: Ника-Центр, 1988. С. 13–163.
  25. Ровбо М. В. Кантовское понятие «трансцендентальный субъект» в философии неокантианства // Философия и социальные науки в современном мире: материалы Международной науч. конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук БГУ / ред. В. Ф. Гигин. Минск: БГУ, 2019. C. 102–107.
  26. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. М.: Академический проект, 2011.
  27. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / cост. Н. К. Гаврюшин. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 243–488.
  28. Трубецкой Е. Н. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.
  29. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 483–595.
  30. Трубецкой С. Н. Основания идеализма // Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 595–717.
  31. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  32. Франк С. Л. Предмет знания // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 33–416.
  33. Франк С. Л. Русское мировоззрение // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. C. 471–500.
  34. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Свет во тьме. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2011. С. 415–827.
  35. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Вопросы 1–43 / пер. С. И. Еремеев, А. А. Юдин. К.: Ника-центр, 2002.
  36. Хомяков А. С. Несколько слов о западных вероисповеданиях по поводу брошюры г-на Лоранси // Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. 2. С. 27–94.
  37. Хомяков А. С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского // Полное собрание сочинений. М., 1900. Т. 1. C. 263–286.
  38. Хомяков А. С. Церковь одна // Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. 2. С. 1–26.
  39. Шмаков В. В. Идея Церкви в философии и социальной антропологии С. Л. Франка // Соловьевские исследования. 2016. Вып. 4 (52). С. 163–171.
  40. Obolevitch T. Faith and Science in Russian Religious Thought. Oxford: Oxford University Press, 2019.
  41. Obolevitch T. Faith as the Locus Philosophicus of Russian Thought // Faith and reason in Russian thought / T. Obolevitch, P. Rojek, ed. Krakow: Copernicus Center Press, 2015. P. 7–24.
  42. Stöckl K. Modernity and its critique in 20th century Russian orthodox thought // Studies in East European Thought. 2006. Vol. 58. No. 4. P. 243–269.
Мацан Константин Михайлович
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, ГСП-1, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000-0001-9019-1901;
Электронный адрес: kmatsan@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90024.