/
Результат поиска


Небольсин А. Г., Матерова Е. В. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102-117. DOI: 10.15382/sturIII201648.102-117
Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на первую главу Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык настоящий труд переводится впервые.
Тихоний, бл. Августин Иппонский, Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, эсхатология, хилиазм, донатизм, древнехристианская экзегеза.
Небольсин Антал Гергей
Матерова Елизавета Викторовна
Небольсин А. Г., Матерова Е. В. Тихоний Африканский. Комментарий на Апокалипсис (Откр 2-3) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 98-118. DOI: 10.15382/sturIII201750.98-118
Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на вторую и третью главы Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык данный труд переводится впервые.
Тихоний, Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, эсхатология, экклезиология, донатизм, древнехристианская экзегеза
Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 55–74.
Тихоний. Тихония Африканца книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания // Прибавления к Творениям святых Отцов. 1892. Вып. 48. С. 184–252, 333–373.
Beda. Bedae presbyteri Expositio Apocalypseos / Ad fidem codicum manuscriptorum edididt Roger Gryson. Turnhout; Brepols, 2001 (Corpus Christianorum. Series Latina; CXXIa).
Biguzzi G. I settenari nella struttura dell’Apocalisse. Bologna: Dehoniane, 1996.
Tyconius. Le Livre des Règles / Intr., trad. et notes par Jean-Marc Vercruysse. Paris: Cerf, 2004 (Sources Chrétiennes; 488).
Tyconius. Commentaire de l’Apocalypse / Introduction, traduction et notes par Roger Gryson. Turnhout: Brepols, 2011 (Corpus Christianorum in Translation; 10).
Tyconii Afri Expositio Apocalypseos. Accedunt eiusdem Expositionis a quodam retractatae Fragmenta Tauriniensa / Cura et studio Roger Gryson. Turnhout, 2011 (Corpus Christianorum. Series Latina; CVII A).
Vanni U. La struttura letteraria dell’Apocalisse. Brescia: Morcelliana, 1980.
Небольсин Антал Гергей
Матерова Елизавета Викторовна
Небольсин А., Матерова Е. В. Тихоний Африканский. Комментарий на Апокалипсис (Откр 4-5) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 115-130. DOI: 10.15382/sturIII201752.115-130
Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на четвертую и пятую главы Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык данный труд переводится впервые.
Тихоний, Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, эсхатология, экклезиология, донатизм, древнехристианская экзегеза
  1. Андросова В. Книга, запечатанная семью печатями (Откр 5. 1): три ярких святоотеческих толкования // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 71–87.
  2. Андросова В. Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова. М., 2013.
  3. Aune D. E. Revelation 1–5. Dallas, 1997.
  4. Bogaert P. M. Les Quatre Vivants, l’Évangile et les évangiles // Revue théologique de Louvain. 2001. № 32. P. 457–478.
  5. Bogaert P. M. Ordres anciens des évangiles et tétraévangile dans un seul codex // Revue théologique de Louvain. 1999. № 30. P. 297–314.
  6. Dulaey M. La sixième Règle de Tyconius et son résumé dans le De doctrina Christiana // Revue des études augustiniennes et patristiques. 1989. № 35. P. 83–103.
  7. Schimanowski G. Die himmlische Liturgie in der Apokalypse des Johannes. Die frühjüdischen Traditionen in Off enbarung 4–5 unter Einschluß der Hekhalotliteratur. Tübingen, 2002.
  8. Tavo F. Woman, Mother and Bride. An Exegetical Investigation into the «Ecclesial» Notions of the Apocalypse. Leuven: Peeters, 2007.
  9. Tavo F. The Outer Court and Holy City in Rev 11:1–2: Arguing for a Positive Appraisal // Australian Biblical Review. 2006. № 54. P. 56–72.
Небольсин Антал Гергей
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Матерова Елизавета Викторовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Латинские толкования на Откровение Иоанна Богослова патристического периода. Комментированный перевод» при поддержке Фонда развития ПСТГУ (договор №02-1215 КИП от 23 декабря 2015 г.)
Матерова Е. В. Образ лягушки в Комментарии на Апокалипсис Тихония Африканского (Откр.16.13-14) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 82-94. DOI: 10.15382/sturIII202064.82-94
Статья посвящена интерпретации образа лягушки у Тихония Африканского, христианского экзегета IV в. В своем Комментарии на Апокалипсис Тихоний вслед за текстом Откр 16. 13–14 указывает, что лягушка являет образ нечистоты и связана с бесовским началом, своеобразной «бесовской троицей» — драконом, зверем и лжепророком. Подобная демонизация лягушки не была знакома ни античной, ни иудейской культуре, где лягушка если и наделена негативной коннотацией, то, скорее, комического, нежели устрашающего характера. Единственная культура, сходная с христианскими эсхатологическими представлениями, которая связывает лягушку именно с силами зла, это зороастрийская. Тихоний комментирует это место, не довольствуясь, однако, обобщенным утверждением, ставящим знак равенства между лягушками и нечистыми духами, этот образ у него конкретизируется, выступая аллегорией лицемерия. Сопоставление указанного эпизода из Комментария Тихония с изображением лягушки в Физиологе (II–III вв.) позволяет заметить ряд сходных черт: двухчастную композицию (описание повадок и последующее аллегорическое истолкование), противопоставление праведного и грешного, представленное в Физиологе как изображение двух видов лягушек — χερσα´ος (наземная) и Ëνυδρος (водная), а в Комментарии Тихония как антитеза credentes (верующие) — hypocritae (лицемеры). Важную роль в обоих источниках играет образ воды, связанный с таинством Крещения. Выявленное сходство, на наш взгляд, может быть основанием для осторожного предположения о знакомстве Тихония, уроженца Северной Африки, с Физиологом, текстом, предположительно, из Александрии, и сознательном ориентировании на этот текст. Интерпретация образа лягушки соотносится с представлением Тихония о Церкви как двучастном Христовом Теле, внутри которого можно различить две стороны: правую — истинную и левую — ложную, лицемерную. Эти стороны противоположны духовно, но пребывают вместе вплоть до Страшного Суда, когда, наконец, произойдет их явное разделение. Отождествление лягушек с «левой частью» Церкви предстает закономерным и органично вписывается в систему воззрений Тихония в целом.
Тихоний Африканский, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, Физиолог, образ лягушки, раннехристианская экзегеза, зороастризм, аллегория
  1. Бил Г. К., Макдонах Ш. М. Откровение Иоанна Богослова // Ветхий Завет на страницах Нового / Под ред. Г. К. Била, Д. А. Карсона. Черкассы: Коллоквиум, 2013. Т. 3. C. 459–590.
  2. Небольсин А. Г. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102–107.
  3. Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2000.
  4. Сарианиди В. И. Задолго до Заратуштры: Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане. М., 2010.
  5. Frenschkowski M. Parthica Apocalyptica: Mythologie und Militärwesen iranicher Völker in ihrer Rezeption durch die Off enbarung des Johannes // Jahrbuch fur Antike und Christentum. 2004. Bd. 47. S. 16–57.
  6. Gabra G. Cairo, the Coptic museum, Old Churches / With contributions by A. Alcock. Cairo: The Egyptian International Publishing Company; Longman, 1993.
  7. Loubser J. A. Gathering jewels: Biblical Hermeneutics in the Coptic Orthodox Church of Egypt // Journal for the Study of Religion. 1997. Vol. 10. № 1. P. 41–75.
  8. Löw I. Fauna und Mineralen der Juden. Hildesheim, 1969.
  9. Russel J. R. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge (MA), 1987. (Harvard Iranian Series; 5.)
  10. Steinhauser K. B. Tyconius: was he Greek? // Studia Patristica. Louvain, 1993. Vol. 27. P. 394–399.
  11. Witetschek St. The Dragon Spitting Frogs: On the Imagery of Revelation 16. 13–14 // New Testament Studies. 2008. № 54. P. 557–572.
Матерова Елизавета Викторовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.
Матерова Е. В. Экклезиологические аспекты образа саранчи (Откр 9) в толковании латинских экзегетов IV–VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 11-24. DOI: 10.15382/sturI202198.11-24
В центре внимания статьи образ саранчи (Откр 9), принадлежащий к так называемому демоническому бестиарию Откровения Иоанна Богослова, и его интерперетация в латинских патристических комментариях Тихония Африканского (IV в.), Цезария Арльского (V в.) и Примасия Гадруметского (VI в.). Истолкование Тихонием саранчи как жестоких гонителей, притворяющихся истинной Церковью, в полной мере соответствует его концепции «двучастной Церкви», а соотнесенность данной саранче на пять месяцев власти с пятилетними гонениями против донатистов в Африке отвечает в целом Тихониеву пониманию Апокалипсиса как книги не только о грядущем, но и о настоящем земной Церкви. Опираясь на Комментарий Тихония, два его вышеназванных последователя, наследующих его экклезиологичность, характеризуют саранчу как образ еретиков, но при этом создают довольно непохожие комментарии. Так, Цезарий Арльский, превосходя в своих гомилиях Тихония в стилистическом отношении, явно уступает тому в самостоятельности мысли. У Примасия же наряду с заимствованиями также обнаруживаются оригинальные идеи, и в целом его толкование оказывается не менее ярким и самобытным, чем комментарий его предшественника Тихония Африканского.
Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, раннехристианская экзегеза, образ саранчи, Тихоний Африканский, Цезарий Арльский, Кесарий Арелатский, Примасий Гадруметский, аллегория, Физиолог, экклезиология
  1. Бил Г. К., Макдонах Шон М. Откровение Иоанна Богослова // Ветхий Завет на страницах Нового / Г. К. Бил, Д. А. Карсон, ред. Черкассы: Коллоквиум, 2013. Т. 3. С. 459–590.
  2. Матерова Е. В. Образ лягушки в «Комментарии на Апокалипсис» Тихония Африканского (Откр 16. 13–14) // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2020. Вып. 64. С. 82–94.
  3. Небольсин А. Г. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102–107.
  4. Dittmann S. Skorpione als Bild des Schreckens in der Johannesapokalypse // Apollon, Artemis, Asteria und die Apokalypse des Johannes. Leipzig: Evangelishe Verlagsanstalt, 2018. S. 213–228.
  5. Jones L. Locusts: an apocalyptic iconographical representation of the medieval warhorse. URL: https://youtu.be/o03LTjzcrqM (дата обращения: 20.09.2021).
  6. Ley W. Exotic zoology. N. Y., 1959.
  7. Pakis V. A. Contextual Duplicity and Textual Variation: The Siren and Onocentaur in the Physiologus Tradition // Mediaevististik. 2010. Vol. 23. P. 115–186.
  8. Portalatin A. The Apocalyptic Lamb and Dragon: from symbols to ugly images // Biblica. 2002. Vol. 101 (2). P. 248–271.
  9. Vanni U. Apocalisse: ermeneutica, esegesi, teologia. Bologna, 1988.
Матерова Елизавета Викторовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21.
Небольсин А., Матерова Е. В. Тихоний Африканский. Комментарий на Апокалипсис (Откр 6) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2022. Вып. 71. С. 87-105. DOI: 10.15382/sturIII202271.87-105
Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на шестую главу Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык данный труд переводится впервые.Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на шестую главу Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык данный труд переводится впервые.Публикация представляет собой перевод толкования донатистского богослова Тихония на шестую главу Апокалипсиса, сопровожденный вступительной статьей и комментариями. Сочинение Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам у позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью своих экклезиологических идей. Влияние его на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса было огромно. На русский язык данный труд переводится впервые.
Тихоний, Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, эсхатология, экклезиология, донатизм, древнехристианская экзегеза
  1. Небольсин А. Г. Рец. на: Witulski T. Die vier “apokalyptischen Reiter” Apk 6.1–8. Ein Versuch ihrer zeitgeschichtlichen (Neu-)Interpretation. Neukirchen, 2015 // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 1 (63). С. 126–128.
  2. Небольсин А. Г. Тихоний Африканский — толкователь Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 102–107.
  3. Bachmann M. Die apokalyptischen Reiter: Dürers Holzschnitt und die Auslegungsgeschichte von Apk 6.1–8 // Zeitschrift fuer Theologie und Kirche. 1989. Bd. 86. S. 33–58.
  4. Witulski T. Die vier “apokalyptischen Reiter” Apk 6.1–8: Ein Versuch ihrer zeitgeschichtlichen (Neu-)Interpretation. Neukirchen, 2015.
Небольсин Антал Гергей
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Матерова Елизавета Викторовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0003-0776-0515;
Электронный адрес: materowa@mail.ru.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21.