Результат поиска
Ссылка на статью:
Маслов К. И. К истории возрождения ≪византийского стиля≫ в русской церковной живописи. И. М. Снегирев
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2014.
Вып. 3 (15). С. 154-164.
DOI: 10.15382/sturV201415.154-164
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена публикациям известного ученого — археолога И. М. Снегирева, относящимся к 1834 г. и 1849 г., где автор утверждает, что «византийский стиль» и отечественная иконопись являются «животворным» источником для современной церковной живописи академического направления и что ориентация на отечественную традицию иконописания «не исключает возможности соблюдать перспективу и другие художественные условия». В статье 1849 г., в качестве примера художника, который «воссозидает» византийский церковный стиль, И. М. Снегирев называет Карла Брюллова.
романтическая парадигма, Герман Гесс, назарейцы, И. М. Снегирев, византийский стиль, дух стиля, иконопись, иератическое, иконография, церковная живопись, подлинник, народность
1. Б-н В. Выставка Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в 1842 году // Отечественные записки. СПб., 1842. Т. 25. № 11. С. 25–46.
2. Бенуа А. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5.
3. Бенуа А. Русская школа живописи XIX века. СПб., 1998.
4. Буслаев Ф. И. Иван Михайлович Снегирев // Московские университетские известия. М., 1869. № 1. Оффициальный отдел. С. 56–62.
5. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999.
6. Воропаев В., Воропаева Е. И. М. Снегирев и литературная Москва // Москва литературная. Критики столицы о современной литературе. М., 1985. С. 184–196.
7. Годовая выставка художественных произведений в Императорской Академии художеств (Статья 1) // Художественная газета. 1837. № 17, 18. С. 291–293.
8. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
9. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). Строен от 1194 до 1197 года. Москва, 1849. В тип. А. Семена // Отечественные записки. СПб., 1850. Т. 72. № 9. С. 1–12.
10. Дневник Ивана Михайловича Снегирева. T. 1. 1822–1852. М., 1904.
11. Иван Михайлович Снегирев. Биобиблиографический указатель / Сост. О. Ф. Бойкова. М., 1994.
12. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк. СПб., 1871.
13. Каменский З. А. Н. И. Надеждин. Эстетическая концепция школы // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 303–329.
14. Каменский З. А. Шеллингианская школа диалектического идеализма в русской философии начала XIX века // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 209–365.
15. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
16. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб., 1914. Т. 1.
17. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // EIKON KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011. Т. 2. С. 206–217.
18. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 204–216.
19. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. XII. С. 64–74.
20. Описание остальных картин Ф. А. Бруни меньшей величины (The Description of Other Paintings by F. A. Bruni of A Smaller Size) // Художественная газета. СПб., 1837. № 6. С. 106–107.
21. Памятная записка о профессорах Московского университета // Русская старина. 1880. Т. 28, август. С. 780–782.
22. Половцев А. В. Ф. А. Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907.
23. Пустарнаков В. Ф. Основные вехи истории и особенности развития российского шеллинговедения и историографии «русского шеллингианства» // Философия Шеллинга в России. М., 1998. С. 13–208.
24. Рамазанов Н. О реставрации картин Н. А. Подключникова. М., 1854.
25. Резвых П. Ф. В. Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами. Общие места и суждения // Новое литературное обозрение. М., 2008. № 91. С. 141–186.
26. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.
27. Снегирев И. М. О значении отечественной иконописи (письма к графу А. С. Уварову И. М. Снегирева) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1848. III. С. 181–210.
28. Снегирев И. М. О стиле Византийского художества, особенно ваяния и живописи, в отношение к Русскому // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1834. Ноябрь, № V. С. 272–286; Декабрь, № VI. C. 418–449.
29. Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. М., 1831–1834. Т. 1–4.
30. Тарасов Е. Снегирев И. М. Русский биографический словарь. СПб., 1909. Смеловский — Суворина. С. 7–11.
31. Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843. СПб., 1864.
32. Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Река времени. Книга истории и культуры. М., 1995. С. 70–72.
33. Ф. А. Бруни // Художественная газета. СПб., 1837. № 15. С. 237–240.
34. Шевырев С. Болонская школа (отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы. Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
35. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М., 1999.
36. Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1829. Ч. 1–2.
37. Шлегель Ф. Описание картин из Парижа и Нидерландов // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2.
38. Le Bas Ph. Allemagne. Paris, 1841. T. 2.
39. Clement F. De l' ideal de l' art chretien // Revue de l' art chretien. Paris, 1878. N. 26. P. 257– 292.
40. Didron A.- N. Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845.
41. Gerstner Joh. Studien zur reseption der «Altchristlischen Bauart» in Kirchen der Deuchen Romantik. Munchen, 1991.
42. Nachricht uber neugrechisches Malerbuch // Kunst-Blatt. 1832. № 1–5.
43. Sabatier J. De l' iconographie sacrée en Russie // Revue archeologique. Paris, 1850. VII année. Premier partie. P. 174–177, 234–240, 321–339.
44. Sabatier J. Notion sur l' iconographie sacrée en Russie. Spb., 1849.
45. Weiss Th. Stildiskussion zur sakralarchitektur des jahrhunderts in Deutschland. Munchen, 1983.
46. Witt A. de. Cartons de Bruloff (Carl) №1, 2, 3, 4, 5, 6. Les apotres // L' Artiste Russe. 1846. Pr. an. Sec. vol. P. 198.
2. Бенуа А. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5.
3. Бенуа А. Русская школа живописи XIX века. СПб., 1998.
4. Буслаев Ф. И. Иван Михайлович Снегирев // Московские университетские известия. М., 1869. № 1. Оффициальный отдел. С. 56–62.
5. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999.
6. Воропаев В., Воропаева Е. И. М. Снегирев и литературная Москва // Москва литературная. Критики столицы о современной литературе. М., 1985. С. 184–196.
7. Годовая выставка художественных произведений в Императорской Академии художеств (Статья 1) // Художественная газета. 1837. № 17, 18. С. 291–293.
8. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
9. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). Строен от 1194 до 1197 года. Москва, 1849. В тип. А. Семена // Отечественные записки. СПб., 1850. Т. 72. № 9. С. 1–12.
10. Дневник Ивана Михайловича Снегирева. T. 1. 1822–1852. М., 1904.
11. Иван Михайлович Снегирев. Биобиблиографический указатель / Сост. О. Ф. Бойкова. М., 1994.
12. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк. СПб., 1871.
13. Каменский З. А. Н. И. Надеждин. Эстетическая концепция школы // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 303–329.
14. Каменский З. А. Шеллингианская школа диалектического идеализма в русской философии начала XIX века // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 209–365.
15. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
16. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб., 1914. Т. 1.
17. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // EIKON KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011. Т. 2. С. 206–217.
18. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 204–216.
19. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. XII. С. 64–74.
20. Описание остальных картин Ф. А. Бруни меньшей величины (The Description of Other Paintings by F. A. Bruni of A Smaller Size) // Художественная газета. СПб., 1837. № 6. С. 106–107.
21. Памятная записка о профессорах Московского университета // Русская старина. 1880. Т. 28, август. С. 780–782.
22. Половцев А. В. Ф. А. Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907.
23. Пустарнаков В. Ф. Основные вехи истории и особенности развития российского шеллинговедения и историографии «русского шеллингианства» // Философия Шеллинга в России. М., 1998. С. 13–208.
24. Рамазанов Н. О реставрации картин Н. А. Подключникова. М., 1854.
25. Резвых П. Ф. В. Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами. Общие места и суждения // Новое литературное обозрение. М., 2008. № 91. С. 141–186.
26. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.
27. Снегирев И. М. О значении отечественной иконописи (письма к графу А. С. Уварову И. М. Снегирева) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1848. III. С. 181–210.
28. Снегирев И. М. О стиле Византийского художества, особенно ваяния и живописи, в отношение к Русскому // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1834. Ноябрь, № V. С. 272–286; Декабрь, № VI. C. 418–449.
29. Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. М., 1831–1834. Т. 1–4.
30. Тарасов Е. Снегирев И. М. Русский биографический словарь. СПб., 1909. Смеловский — Суворина. С. 7–11.
31. Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843. СПб., 1864.
32. Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Река времени. Книга истории и культуры. М., 1995. С. 70–72.
33. Ф. А. Бруни // Художественная газета. СПб., 1837. № 15. С. 237–240.
34. Шевырев С. Болонская школа (отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы. Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
35. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М., 1999.
36. Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1829. Ч. 1–2.
37. Шлегель Ф. Описание картин из Парижа и Нидерландов // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2.
38. Le Bas Ph. Allemagne. Paris, 1841. T. 2.
39. Clement F. De l' ideal de l' art chretien // Revue de l' art chretien. Paris, 1878. N. 26. P. 257– 292.
40. Didron A.- N. Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845.
41. Gerstner Joh. Studien zur reseption der «Altchristlischen Bauart» in Kirchen der Deuchen Romantik. Munchen, 1991.
42. Nachricht uber neugrechisches Malerbuch // Kunst-Blatt. 1832. № 1–5.
43. Sabatier J. De l' iconographie sacrée en Russie // Revue archeologique. Paris, 1850. VII année. Premier partie. P. 174–177, 234–240, 321–339.
44. Sabatier J. Notion sur l' iconographie sacrée en Russie. Spb., 1849.
45. Weiss Th. Stildiskussion zur sakralarchitektur des jahrhunderts in Deutschland. Munchen, 1983.
46. Witt A. de. Cartons de Bruloff (Carl) №1, 2, 3, 4, 5, 6. Les apotres // L' Artiste Russe. 1846. Pr. an. Sec. vol. P. 198.
Маслов Константин Ильич
Ссылка на статью:
Маслов К. И. Росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в художественной критике конца XIX века
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2017.
Вып. 28. С. 83-108.
DOI: 10.15382/sturV201728.83-108
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена взглядам руководителя работ 1885–1896 гг. по украшению киевского Владимирского собора А. В. Прахова и основного исполнителя настенных росписей в нем В. М. Васнецова на цели и задачи этих работ, общее направление которым, предполагавшее восстановление облика «древнего храмового устройства» храма, изначально было задано Церковно-археологическим обществом Киевской Духовной академии, а также откликам на живопись Васнецова в художественной критике конца XIX в. Показано, что, признавая художника основоположником нового национального направления церковных росписей, авторы публикаций, посвященных его живописи в соборе, не были едины в том, что касалось оценки характера ее связи с древнерусским и византийским искусством, с отечественной традицией иконописания. Одни видели в Васнецове прямого продолжателя традиции, а его работам даже присвоили значение иконописного подлинника, другие традицию в его живописи понимали лишь как омертвелую форму, ожившую под «русской кистью» «русского художника», а третьи и вовсе отрицали всякую связь с нею. Среди восторженных отзывов о васнецовских росписях Владимирского собора лишь один критик, А. Н. Бенуа, позволил себе отрицать разом и национальную глубину живописи Васнецова, и ее связь с русской традицией, определив ее как «роскошную и легкомысленную феерию», которая, по его словам, должна была нравиться, скорее, «заезжим французам, аплодирующим в Grand Opera “Эсклярмонде”».
церковная живопись, традиция иконописания, И. Иг. Малышевский, А. В. Прахов, В. М. Васнецов, киевский Владимирский собор, почвенничество
- А. И. К. Чудесное явление изображения Богоматери с предвечным Младенцем в строящемся храме во имя Св. Равноапостольного князя Владимира в Киеве. Киев, 1895. Абрамцево: Искусство и жизнь. М., 2003.
- Абрамцево: Художественный кружок. Живопись. Графика. Театр. Мастерские. Л., 1988.
- Александровский И. В. Собор св. Владимира в Киеве. Киев, 1896.
- Бенуа А. История живописи в XIX веке: Русская живопись. СПб., 1901.
- Бенуа А. Ответ г. Философову // Мир искусства. СПб., 1901. Т. VI: Художественная хроника. С. 301–309.
- Биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета. СПб., 1898. Т. 2. С. 129–138.
- Богданов А. В. Почвенничество: Политическая философия Ф. М. Достоевского, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова. М., 2001.
- Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866.
- В. Ч. Работы Васнецова в Киевском соборе // Всемирная иллюстрация. СПб., 1891. № 1155. С. 177–179.
- Васнецов Виктор Михайлович: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
- Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.
- Виктор Васнецов: Письма. Новые материалы / Л. В. Короткина, авт.-сост. СПб., 2004.
- Виолле-ле Дюк Е. Русское искусство: Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879.
- Грабарь И. Э. Каменный век. Фриз В. М. Васнецова. М., 1956.
- Гусакова В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX — начала XX века. СПб., 2008.
- Дедлов (В. Л. Кигн). Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб., 1887.
- Дедлов В. Л. Эллин // Варвар; Эллин; Еврей: Современные характеристики. СПб., 1895.
- Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. СПб., 1901.
- Достоевский Ф. М. Глава вторая. Пушкин (очерк). Дневник писателя на 1880 год // Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1984. Т. 26. С. 136–149.
- Живописные работы Владимирского собора в их нынешнем виде // Киевлянин. 1892. № 225. 15 авг. С. 2.
- Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1964.
- Илларионов В. Провозвестник нового направления в русской религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 41. С. 95–131.
- Каталог Дома-музея Виктора Михайловича Васнецова. М., 1959.
- Корнилович. Письмо в редакцию // Киевское слово. 1894. № 2156. 14 янв. С. 3.
- Кустарные промыслы Владимирской губ. // Владимирские губернские ведомости. 1897. № 50. С. 1–5.
- Кутейникова Н. С. Религиозная живопись В. М. Васнецова // Культура. Искусство. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990. С. 25–40.
- Липранди А. Храм св. Владимира в Киеве // Русский вестник. М., 1996. Июль. С. 205–215.
- М-е. Новые работы во Владимирском соборе в Киеве // Новое время. М., 1891. № 5362. С. 350–351.
- М-е. Собор св. Владимира в Киеве // Новое время. СПб., 1896. № 7366. С. 2–3.
- М-ий И. Желания относительно строящегося собора святого Владимира // Киевлянин. 1882. № 79. С. 1–2.
- Маковский С. В. М. Васнецов и Владимирский собор // Мир Божий. СПб., 1898. Т. III. С. 201–219.
- Марков Е. Л. В храме св. Владимира в Киеве (Путевые заметки) // Русский вестник. 1897. Март. С. 122–136.
- Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
- Маслов К. И. Проект И. П. Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3. С. 249–258.
- Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. Вып. 2. С. 59–75.
- Нарсесян Л. О древнерусских прототипах трех композиций В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве // Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX — начала XX века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. М., 2000. С. 316–321.
- Нестеров М. В. Письма. Избранное. М., 1988.
- Николаев Ю. Несколько мыслей о религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 25. C. 673–684.
- Петров Н. И. Из истории Киевского Владимирского собора. Киев, 1898.
- Петров Н. И. О росписывании стен и вообще об украшении Киевского Владимирского собора // Труды Киевской Духовной академии. 1899. № 7. С. 289–320.
- Письма В. М. Васнецова к В. Т. Георгиевскому / Публ. Л. В. Короткиной // Вопросы искусство знания. М., 1997. Х (1/97). С. 571–580.
- Плотникова И. В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе // Виктор Михайлович Васнецов 1848–1926. М., 1994.
- Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1926. Т. II.
- Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI архео логического съезда в Одессе. Одесса, 1887. Т. 3.
- Поселянин Е. Князе-Владимирский собор и его живопись // Душеполезное чтение. М., 1896. № 11. С. 388–396.
- Прахов А. В. Записка. Б. м. 1896.
- Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Худо жественные сокровища России. СПб., 1903. № 4–8. С. 124–180.
- Репин И. Е. Далекое. Близкое. Л., 1986.
- Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве. М., 1900.
- Савельев Ю. Р. Новая концепция самодержавия и «русский стиль» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2006. Вып. 4. С. 40–52.
- Соболев А. Киевские заметки (впечатления москвича). II // Киевлянин. 1891. № 39. С. 2.
- Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898.
- Собор св. князя Владимира в Киеве / Изд. С. В. Кульженко. Киев, 1898.
- Соловьев М. Русское искусство в 1890–91 году // Русское обозрение. М., 1891. Т. 4. С. 124–167.
- Стасов В. В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы // Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. М., 1954. С. 154–220.
- Ульяновський В. Диво й Дива киiвського Володимирського собору. Киiв, 2016.
- Чуйко В. Работы В. М. Васнецова в соборе св. Владимира // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1446. С. 384–385.
- Шишмарев Д. И. Киевский собор Св. Владимира // Сборник «Нивы» на 1891 год. СПб., 1891. Июнь. С. 706–719.
- Эртель А. Д. Храм св. Владимира в Киеве // Киевское слово. 1893. № 2037. C. 2; № 2040. С. 2; № 2051. С. 2; № 2073. С. 2; № 2098. С. 1; № 2114. С. 1; № 2115. С. 2.
- Яринский И. Письмо о А. В. Прахове // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1444. С. 331–332.
- Ярославцева Н. Царица небесная и женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова // Советский музей. М., 1991. № 4. С. 45–55.
- Violle-le-Duc E. L'Art russe. Ses origins, ses elements constitutifs, son apogee, son avenir. P., 1877.
Маслов Константин Ильич
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Ссылка на статью:
Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1830 — 1-й пол. 1840-х годов
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2022.
Вып. 48. С. 74-94.
DOI: 10.15382/sturV202248.74-94
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
Стремительный процесс европеизация России, начатый Петром Великим и продолженный его преемниками, выразился, в числе прочего, в основании Императорской Академии художеств и рождении русской академической школы, блестящие успехи которой были никак не связаны с отечественной художественной традицией и, в частности, иконописанием, которому позволено было существовать лишь на правах ремесла простого народа. В правление Николая I это положение стремятся преодолеть - начинается постепенный процесс восстановления связей с традицией, прежде всего в «византийском стиле» церковной архитектуры, созданном в конце 1820-х – начале 1830-х годов архитектором К.А. Тоном по прямому указанию Императора. Охранительная идеология, нашедшая отчасти выражение со времени назначения Министром народного просвещения С.С. Уварова, в так называемой теории официальной народности, автором которой он был, не отразилась, однако, на характере академической церковной живописи, как и на живописи исторического жанра в целом, к которой ее относили. В статье рассмотрены взгляды на академическую церковную живопись и традиционную иконопись, характерные для «образованного общества» в 1830-е и первую половину 1840-х годов. Показано, что цель отечественных исторических живописцев и, в том числе, церковных, современники видели в движении к народности, выражавшемся в «необходимости приобрести собственную индивидуальность в искусстве, свой собственный характер, который, сохраняя всю оригинальность, стремился бы к общей гармонии с Европейским Искусством», и, по крайней мере, в части общества утвердилось мнение, что на фоне упадка знаменитых школ искусств на Западе, живопись получила «жизнь и развитие именно в России» (Н.В. Кукольник). Ориентированный на памятники древности собственно «русский» стиль зарождается в церковной живописи в 1830-е годы не в самой академической школе, но в деятельности вспомогательной – как побочный плод художественно-археологических занятий Ф.Г. Солнцева, итогом которых должен был стать -по замыслу Президента Академии художеств А.Н.Оленина, по инициативе которого они были предприняты- «полный живописный курс археологии и этнографии для художников».Он рождается в 1830-е годы в процессе двух работ художника: создании святцев и росписи Теремного дворца и церквей в Московском Кремле.
церковная живопись, традиция иконописания, С.С. Уваров, И.М. Снегирев, Н.В. Кукольник, С.П. Шевырев, Ф.Г. Солнцев
- Академия художеств // Сын Отечества. 1820. № 39. С. 255–278.
- Алленов А. А. Александр Иванович Иванов. М., 1980.
- Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999.
- Годовая выставка художественных произведений в Императорской Академии художеств // Художественная газета. СПб., 1837. № 17 и 18. С. 291–298.
- Горстка А. Н. Спасо-Преображенский собор в Угличе. М., 2002.
- Григорович В. И. Академия художеств // Энциклопедический лексикон. СПб., 1835. Т. 1. С. 328–338.
- Диссон Ю. А. Московский Университетский благородный пансион в системе народного просвещения России конца XVIII — первой трети XIX века // XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы, 2005. Т. 2. С. 199–210.
- Зорин А. Л. «Кормя двуглавого орла…»: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2004.
- Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. М., 1991.
- Карп С. Я. Что такое просвещение // Всемирная история. Мир в XVIII веке. М., 2013. Т. 4. С. 100–103.
- Качалов И. Л. Идеология официальной народности: историография и стереотипы общественного сознания // Исторические аспекты политической теории: материалы научно-методического семинара. Республика Беларусь, Минск, 28 февраля 2018 г. Минск, 2018. С. 28–35.
- Киреевский И. В. Девятнадцатый век // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 79–101.
- Киреевский И. В. Обозрение русской словесности 1829 года // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 55–79.
- Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992.
- Кукольник Н. В. Замечания на статью Струйского, помещенную в №№ 7 и 8 Литературных прибавлений к Русскому инвалиду за 1837 год // Художественная газета. СПб., 1837. № 4 и 5. С. 72–85.
- Кукольник Н. Русская живописная школа // Картины русской живописи. СПб., 1846. С. 3–15.
- Кукольник Н. Современные художества в России // Библиотека для чтения. СПб., 1843. Т. 56. № 2. С. 45–63.
- Кукольник Н. Солнцевские лицевые святцы // Голос. СПб., 1866. № 110, 22 апреля (4 мая). С. 1–2.
- Кулжинский И. О значении России в семействе европейских народов. СПб., 1840.
- Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.
- Максимович М. Речь о русском просвещении. М., 1832.
- Маслов К. И. Академик Ф. Г. Солнцев, художник-археолог, реставратор, церковный живописец // Искусство христианского мира. М., Вып. III. С. 209–219.
- Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // EIKΩN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011. Т. 2. С. 206–217.
- Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. IV. С. 204–216.
- Маслов К. И. К истории возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. Вып. XII. С. 64–74.
- Маслов К. И. К истории обновления Юрьево-Новгородского монастыря архимандритом Фотием // Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Чтения памяти Л. А. Лелекова, 1998. М., 1998. Вып. 4. С. 74–90.
- Маслов К. И. Лицевые святцы художника-археолога Федора Солнцева в оценках современников // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. М., 2015. № 4. С. 183–195.
- Маслов К. И. О проектах исправления иконописи 1830-х годов // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. V. C. 292–296.
- Маслов К. И. Об одном источнике «Византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доменик Папети // Обсерватория культуры. М., 2016. Т. 13. № 6. С. 696–701.
- Маслов К. И. Современник Бруни и Брюллова // История Тейкова в лицах: альманах. Тейково, 2009. С. 32–33.
- Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 2. С. 59–75.
- Маслов К. И. Церковная живопись Сапожниковых в оценках архимандрита Фотия и археолога Г. Д. Филимонова // Обсерватория культуры. М., 2015. № 6. С. 52–56.
- Мельник А. Г. Художник Тимофей и Ростов Великий // История Тейкова в лицах: альманах. Тейково, 2009. С. 34–36.
- Михайлов А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецкого романтизма. М., 1987. С. 7–43.
- Мнение Юрьевского отца архимандрита Фотия о писании и продаже икон и о надзоре за иконописцами, по силе указа Святейшего Синода от 27 февраля 1830 года // Cборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866. С. 132–138.
- Московский университет в 1826 году // Русская старина. СПб., 1902. № 4. С. 208.
- Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. СПб., 1836.
- Никитин Н. А. Монферран. Л., 1939.
- О производстве в церквах Рождества Богородицы и Воскресения Лазаря во вновь построенной башне и коридорах при Теремном Дворце живописной стенной и иконной работы (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3-60. Д. 29937. 52 л.).
- Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975.
- От издателя // Художественная газета. СПб., 1836. № 1. С. 3–9.
- От издателя // Художественная газета. СПб., 1837. № 1. С. 3–10.
- Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 2007. Т. 1.
- Пнин И. Опыт о просвещении относительно к России // Сочинения. М., 1934. С. 119–161.
- Полиевктов М. А. Николай I. Биография и обзор царствования. СПб., 2019.
- Половцев А. В. Ф. А. Бруни: Биографический очерк. СПб., 1907.
- Примечание издателя // Журнал изящных искусств. СПб., 1825. С. 267–268.
- Пушкин А. С. О народности в литературе // Полное собрание сочинений. М., 1948. Т. 6. С. 49–50.
- Римские картины Бруни // Художественная газета. СПб., 1837. № 15. С. 237–240.
- Родин Д. И., Стрекозова М. Ю., Гайденко В. В. Большой Кремлевский Дворец. М., 2019.
- Семенов Ю. И. Философия истории. От истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999.
- Смирнов В. Я. Жизнь и поэзия Н. М. Языкова. Пермь, 1900.
- Снегирев И. М. О значении отечественной иконописи (письма к графу А. С. Уварову) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1848. III. С. 181–210.
- Снегирев И. М. О стиле Византийского художества, особенно ваяния и живописи в отношение к Русскому // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1834. Ноябрь, № V. С. 272–286; Декабрь, № VI. C. 418–449.
- Снегирев И. М. Речь о том, что истинное просвещение основывается на благочестии и любви к отечеству // Иван Михайлович Снегирев: Биографический очерк. СПб., 1871. С. 283–307.
- Солнцев Ф. Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина. СПб., 1876. Т. XVI. С. 263–302.
- Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Река времени. Книга истории и культуры. М., 1995. С. 70–72.
- Уваров С. С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию // Сергей Семенович Уваров. Православие. Самодержавие. Народность. М., 2016. С. 133–141.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
- Художественная летопись // Художественная газета. СПб., 1837. № 16. С. 256–261.
- Художники в России при Петре Великом. Статья II // Художественная газета. СПб., 1836. № 9 и 10. С. 154–160.
- Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и Членом различных иностранных академий Константином Тоном. СПб., 1838.
- Цимбаев Н. И. Московские споры либерального времени // Русское общество 40–50-х годов XIX в. Ч. I: Записки А. И. Кошелева. М., 1991. С. 5–43.
- Чижов Ф. О работах русских художников в Риме // Московский литературный и ученый сборник. М., 1846. С. 49–136.
- Шевырев С. Болонская школа (Отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы: альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
- Шевырев С. П. Взгляд русского на современное образование Европы // Москвитянин. М., 1841. Ч. 1. С. 219–296.
- Шевырев С. П. Изящные искусства в XVI веке // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1833. Ч. 2, № IV. С. 77–133.
- Шевырев С. П. Русские художники в Риме // Москвитянин. М., 1841. Ч. VI. № 11. С. 134–161.
- Шильдер Н. К. Император Николай Первый: Его жизнь и царствование. СПб., 1903. Т. 2.
- Шуйский В. К. Лео Кленце и Огюст Монферран // Немцы в России: Российско-немецкий диалог. СПб., 2001. С. 450–457.
- Я. П. Нечто о суздальской иконописи // Владимирские губернские ведомости. 1843. № 21. С. 85–87.
- Discours рronouncé le 12 Janvier 1827 dans la sale du conseil de l'Université imperiale de Moscou, par l'assesseur de college, lecteur et chevalier, J. Pelte. S.l. S. a.
- Hummert L. Zwischen Munchen und St. Petersburg. Bayerisch-russische Beziehungen von 1779 bis 1918. München, 1977.
- Montferrand A. Richard. Eglise cathedral de Saint — Isaac. Description architectural, pittoresque et historique de ce monument. Spb., MDCCCXLY.
- Witt A., de. Cartons de Mr. Bruloff (Carl) №1, 2, 3, 4, 5, 6. Les apôtres // L'Artiste russe. 1846. Pr.an. Sec.vol. P. 195–198.
Маслов Константин Ильич
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного в НИИ РАХ 20 октября 2021 г. (https://youtu.be/uA4nR3jIZiA (последнее обращение 10.01.2022).
Ссылка на статью:
Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1840-х - первой половины 1850-х гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2023.
Вып. 49. С. 91-120.
DOI: 10.15382/sturV202349.91-120
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Последнее десятилетие правления императора Николая I (1845-1855 гг.) отмечено появлением проектов обновления церковной живописи в России. Публичному обсуждению проблемы отечественной художественной традиции положила начало опубликованная в 1845 году брошюра епископа Острожского Анатолия «О иконописании», хотя сам автор и не был вовсе ревностным приверженцем традиционной иконописи, а его «теория» иконописания тяготела больше к неоклассицизму. В отличие от брошюры Преосвященного, в статье того же года свящ. Григория Дебольского народность церковной живописи и традиция иконописания впервые были представлены в неразрывной связи. Отечественная Академическая школа никак не откликнулось на новые настроения в обществе: побуждаемая Императором, она отдала дань традиции лишь символически – «византийскими» золотыми фонами живописи Исаакиевского собора, ансамбль которой в целом обещал стать блестящим претворением заветов Болонского академизма. 1848 год – год революций в Европе, воспринятых как прямая угроза Империи, открыл период николаевского царствования, ознаменовавшийся, с одной стороны, цензурным террором, а с другой,- появлением двух проектов возрождения национальной церковной живописи: князя Г.Г.Гагарина и археолога И.П. Сахарова. Если первый проект, в основу которого была положена воспринятая от французских художников идея христианизации античного искусства, являлся попыткой обращения к византийской традиции в рамках академической художественной парадигмы, то проект Сахарова предполагал полный отказ от последней и возвращение к иконописи, не испорченной еще западным влиянием. В преддверии Крымской войны правительством была предпринята попытка расширить отечественную традицию, включив в нее древнюю афонскую живопись, прежде всего, стенописи Панселина, которые, как утверждал А.Н. Муравьев, «не уступают произведениям Рафаэля и Микельанджело колоритом и скромнее осанкою фигур». В новую эпоху, ознаменованную Великой реформой Александра II, попытки обновления церковной живописи Николаевского времени, отходят, по большей части, в историю.
церковная живопись, иконописание, преосвященный Анатолий Мартыновский, Григорий Гагарин, Энгр, Фландрен, Иван Сахаров.
- А. А. М. М. Вера, надежда и любовь, изложенные в беседах и размышлениях. СПб., 1854. Части I–II.
- Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
- Анатолий, архиеп. Об иконописании. СПб., 1867.
- Б. Ф. О иконописании. М., в Университетской тип. .–132 стр в 8 д.л. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1847. Ч. LVI, отд. VI. С. 201–215.
- Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1893. Т.YII.
- Белинский В. Г. Библиографическая хроника // Отечественные записки. СПб., 1845. Т. 39, № 4. Отд. 6: Библиографическая хроника. С. 19–20.
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
- Бенуа А. Н. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5, 6.
- Васильев В. О иконописании // Маяк. СПб., 1845. Т. XXIX. Кн. XLVII. Материалы. С. 1–48.
- Верещагина А. Г. К истории Академии художеств в России второй половины XIX века // Русское искусство Нового времени: сб. статей. М., 1996. Вып. 2. С. 171–196.
- Винкельман И. И. Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры // История искусства древности. Малые произведения. СПб., 2000. С. 303–330.
- Воспоминания князя Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове с предисловием и статьей о художественной деятельности автора воспоминаний. СПб., б. г. Г. Г. Г. Воспоминания о Брюлове // Зурна: Закавказский альманах. Тифлис, 1855. С. 83–108.
- Гагарин Г. Г. Изображения из Святых Евангелий в свободных подражаниях по древнейшим источникам. б. м., б. г.
- Гагарин Г. Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов памятников архитектуры. СПб., 1897–1903. Сер. 1–3.
- Герман М. Энгр: искусство и судьба // Искусствознание. М., 1999. 1/99. С. 199–221.
- Герц К. К. Письма из Петербурга. IV // Собрание сочинений. Археологическая и художественная хроника. Ч. 1: 1857–1865. СПб., 1901. Вып. 7. С. 184–196.
- Готье Т. Листки из альбома молодого художника // Бес в Париже. СПб., 1846. С. 245–258.
- Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
- Для биографии И. П. Сахарова. Мои воспоминания / cообщ. П. И. Савваитовым // Русский архив. М., 1873. Кн. 1. № 6. Стб. 897–1018.
- Довгалло Г. П. И. Севастьянов — археолог, путешественник, собиратель // Московский журнал. М., 1993. № 1. С. 11–17.
- Евтушенко М. М. Академик живописи Ф. Г. Солнцев (1801–1892). М., 2017.
- Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский, и его литературные труды. Киев, 1889.
- Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001.
- Кадочникова В. Григорий Гагарин — «художник живой и интересный» // Григорий Гагарин. Из собрания Русского музея. СПб., 2010. С. 5–31.
- Кистин. Заметки о художествах. VIII // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 1869. № 79. С. 1–2.
- Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 1998.
- Корнилова А. В. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. М., 2001.
- Краткая хронологическая таблица в пособие истории Византийского искусства / cост. Г. Г. Г. Тифлис, 1856.
- Круглихина Т. М. Григорий Григорьевич Гагарин (К портрету творческой личности) // Русское искусство Нового времени. М., 1993. С. 146–196.
- Круглихина Т. М. Еще раз о «Тарантасе» // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. М., 1999. Вып. 5. С. 136–151.
- Маслов К. И. Афонское иконописание и проект восстановления традиции церковной живописи в России А. Н. Муравьева // Материальная база сферы культуры. К 30-летию Отдела монументальной живописи: Научно-информационный сборник. М., 2001. Вып. 3. С. 105–121.
- Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // ΕΙΚΩΝ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗ: Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011, Т. 2. С. 206–217.
- Маслов К. И. В поисках утраченной традиции: к истории церковной живописи 1830–1840-х годов // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2022. Вып. 4. С. 74–94.
- Маслов К. И. Византийский проект Гагарина: от иллюстраций к повести «Тарантас» к росписям Сионского собора в Тифлисе // Обсерватория культуры. М., 2017. № 6. С. 756–763.
- Маслов К. И. К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 154–164.
- Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. Вып. 12. С. 64–74.
- Маслов К. И. К истории обучения «рисовальному искусству» и иконописанию в духовных академиях и семинариях в XVIII–XIX веках // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда: Вестник МГХПА. 2014. Вып. 4. С. 314–328.
- Маслов К. И. К характеристике взглядов преосв. Порфирия Успенского на церковную живопись // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2019. Вып. 1. Ч. 1. С. 92–104.
- Маслов К. И. Об одном источнике «Византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. М., 2016. № 6. С. 696–702.
- Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
- Маслов К. И. Проект Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3 (142). С. 248–258.
- Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 2. С. 59–75.
- Муравьев А. Н. Письма с Востока. М., 1849.
- Никитенко А. В. Дневник. М., 1955. Т. 1.
- О иконописании. М., 1845.
- О церковной живописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1853. Ч. LXXXI, отд. II. С. 97–107.
- Об иконописании, Архиепископа Анатолия. 2-е изд. // Странник. СПб., 1867. № 5. Библиография. С. 15–19.
- Переваленко. Гелат // Кавказ. Тифлис, 1850. № 86.
- Пивоварова Н. В. Еще раз об Афонских экспедициях П. И. Севастьянова // Spicilegium Byzantino-Rossicum: сб. статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И. П. Медведева / под ред. Л. А. Герд. М., 2015. С. 232–245.
- Погодин М. Несколько дней в Петербурге // Московские ведомости. М., 1863. № 168. С. 3.
- Попов А. Н. Иконописание // Северное обозрение. СПб., 1849. Кн. 1. № 2. С. 489–525.
- Прокопенко З. Т., Куликова И. И. Академик из крепостных А. В. Никитенко. Белгород, 1998.
- Простаков С. А. Мрачное семилетие 1848–1855 годов // Политическая концептология. М., 2014. № 2. С. 62–69.
- С. Д. О иконописи // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1845. Ч. XLY. Отд. II. С. 29–39.
- Самарин Ю. Ф. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В. А. Соллогуба. СПб., 1845 г. // Собр. соч.: в 5 т. Т. 1: Литература и история. СПб., 2013. С. 62–84.
- Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 1–2.
- Сборник материалов для истории Санкт-петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования / ред. и примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866. Ч. 3.
- Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. СПб., 1887.
- Соллогуб В. А. Тарантас. СПб., 1845.
- Соллогуб В. А. Возобновление Сионского собора в Тифлисе. Тифлис, 1854.
- Соловьев М. Музей древнерусского искусства в Академии художеств // Художественные новости. СПб., 1885. Т. 3. № 3. С. 58–66.
- Стасов В. В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 4. С. 320–360.
- Суздальская живопись // Северная пчела. СПб., 1843. № 138. С. 551–552.
- Тарасов Е. Сахаров Иван Петрович // Русский биографический словарь. СПб., 1904. Т. 18. С. 211–216.
- Хомяков А. С. Письмо в Петербург о выставке // О старом и новом: cтатьи и очерки. М., 1988. С. 56–65.
- Храм Христа Спасителя в Москве // Странник. СПб., 1882. Август. С. 665–688.
- Художник. Воспоминания об Академии художеств 1859–1864 // Русская старина. СПб., 1880. ХХIХ, октябрь. С. 399–416.
- Ч. О иконописании // Москвитянин. М., 1846. Ч. IV. № 7. C. 113–124.
- Шевырев С. Болонская школа (Отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы: Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
- Я.П. Нечто о суздальской живописи // Владимирские губернские ведомости. Владимир, 1843. № 21. С. 85–87.
- Allgemеine Deutsche Biographie. Leipzig, 1884. Bd. 19.
- Gargiulo R. Collection of the Most Remarkable Monuments of the National Museum. Naples, 1869. Vol. 1.
- Gautier Th. Feuillets de l'Album d'un jeune rapin // Diable à Paris. P., 1845. P. 311–322.
- Gautier Th. Saint-Isaac / Trésors d'art de la Russie ancienne et moderne. P., 1859.
- Gjertson Stephen. Hippolyte Flandrin. A Nineteenth Century Master. Part I (https://stephengjertsongalleries.com/hippolyte-flandrin-1809-1864-a-nineteenth-century-masterpart-i/ (дата обращения: 30.11.2022).
- Grégoire de Nazianze. Manuscript dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. 879–883 / Bibliothèque nationale de France. Grec. 510.
- Delaborde H. Lettres et Pensées d'Hippolyte Flandrin. 1865.
- Didron A.-N. Manuel d'iconographie chrétienne grecque et latine. P., 1845.
- Driskel M. P. Representing Belief. Religion, Art, and Society in Nineteenth — Century France. Pennsylvania, 1992.
- Flandrin L. Hippolyte Flandrin. Sa vie et son oeuvre. P., 1902.
- Foucart B. Le renouveau de la peinture religieuse en France (1800–1860). P., 1987.
- Kurt Julius. Die Wandmosaiken von Ravenna. München, 1912.
- Menologium graecorum, jussu Basilii imperatoris graece olim editum... / Albani Annibal. — Urbinum: Typ. Fantauzzi Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem Tres menses complectens: septembrem, octobrem et novembrem. P. 1, 1727.
- Mickewics A. Fragment sur la peinture // Artiste. P., 1846. Serie IV. T. VI. P. 240–242.
- Montferrand A. Ricard. Église cathédrale de Saint-Isaac. Description architectural, pittoresque et historique de ce monument. Spb., MDCCCXLY.
- Montrosier Eug. Peintres modernes. Ingres, H. Flandrin, Robert-Fleury. P., 1882.
- Perin A. Victor Orsel. Oeuvres divers. P., s.a.
- Rio A-F. De la poésie chrétienne. P., 1836.
- Rosenblum R. Jean-Auguste-Dominique Ingres. N. Y., 1967.
Маслов Константин Ильич
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.