/
Результат поиска


Маслинская С. Г. Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти ХХ века (об истоках раннесоветской концепции читателя) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 106-118. DOI: 10.15382/sturIV201954.106-118
Отечественные педагоги в первое двадцатилетие ХХ в. разрабатывали теорию детского чтения, во многом опираясь на концепции, сложившиеся в Германии рубежа XIX–ХХ вв. Развивая идеи Г. Вольгаста и Э. Линде, педагоги, работавшие в десятилетие, предшествующее революции, и чиновники образования в Советской России начала 1920-х гг. сформулировали общую концепцию детского чтения, не предполагавшую проверки экспериментальными методами изучения чтения.В отличие от теоретиков педагогики чтения в Германии, отечественные педагоги видели необходимость создания специальной детской литературы, полагаясь на ее воспитательное значение. Подавляющее большинство педагогов в начале ХХ в. писали о пользе и вреде детской литературы, исходя из тезиса о ничем и никем не опосредованном ее влиянии на ребенка. Экспериментальные исследования чтения, опровергавшие этот тезис, практически не учитывались руководителями чтения и экспертами в области детской книги при формировании дореволюционной концепции читателя-ребенка. Как сторонники свободного воспитания, так и педагоги-традиционалисты отказывались опираться на результаты обследования читателей-детей, проводившиеся библиотекарями под руководством А. К. Покровской. Раннесоветская номенклатурная педагогика, возглавляемая Н. К. Крупской, также строилась на недоверии к изучению детского читательского опыта экспериментальными методами и определила пренебрежение детскими читательскими интересами в последующие годы.
детское чтение, свободное воспитание, русско-немецкие контакты, Г. Вольгаст, Э. Линде, Е. Елачич, А. Покровская, Н. Крупская
  1. Арзамасцева И. Н. Подвижники детского чтения // Детские чтения. 2012. № 1. С. 12–42.
  2. Бахтин Н. Чтение с воспитательными целями // Педагогический сборник. 1906. № 3–4. С. 282–296; 307–332.
  3. Белоусов А. Ф., Головин В. В., Лучкина О. А., Маслинская С. Г., Сергиенко И. А. Критика детской литературы 1864–1934: фрагмент аннотированного указателя // Детские чтения. 2015. № 2 (8). С. 6–29. URL: detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/177
  4. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и пути ее осуществления // Свободное воспитание. 1908–1909. № 8. Стб. 12.
  5. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910.
  6. Вентцель К. Н. Педагог будущего // Свободное воспитание. 1907–1908. № 2. Стб. 5.
  7. Вентцель К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 6–7. Стб. 31.
  8. Воспитание нового читателя: литература для детей в педагогической критике и цензуре (1864–1934). URL: http://detcorpus.ru.
  9. Гаупп Р. Психология ребенка / Пер. с нем. А. Ф. Левоневского. СПб., 1910.
  10. Головин В. В. Евгений Елачич — критик детской литературы // Историко-педагогический вестник. 2017. № 1. С. 160–177.
  11. Григорьева Т. А. Литературные вкусы беспризорных // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 150–159.
  12. Дурылин С. Эксперимент или пытка? (К вопросу об экспериментальной школе) // Свободное воспитание. 1907–1908. № 3. Стб. 80.
  13. Елачич Е. А. Место морали в детской книге // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 37–64.
  14. Елачич Е. А. О критике детской литературы самими детьми // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 195–209.
  15. Калужская Ю. А. Становление и развитие отечественной педагогики детского чтения в первой трети ХХ в. (на примере деятельности научно-исследовательского института детского чтения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  16. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1. С. 4–29.
  17. Крупская Н. К. По поводу статьи «Литературные вкусы беспризорных» (Т. Григорьевой) // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 159–160.
  18. Крупская Н. К. Наши задачи // Красный библиотекарь. 1923. № 1.
  19. Лович Е. Друзья-враги (К вопросу о детском чтении) // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 97–134.
  20. Маслинская С. Вольгаст и развитие отечественной теории детской литературы в 1910-1930-е гг. // Детские чтения. 2017. № 2 (12). С. 412–420.
  21. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике / Пер. с нем. Н. Д. Виноградова. Ч. 1. М., 1909.
  22. Мурзаев В. С. Борьба с дурной книгой // Педагогический листок. 1912. № 4. С. 251–260.
  23. Сорока В. Нат Пинкертон и детская литература // Русская школа. 1910. № 1. С. 38–63; № 2. С. 60–78.
  24. Циглер Т. Общая педагогика / Пер. с нем. С. Берса. СПб., [1908].
  25. Шенбах А. Чтение и образование / Пер. с 4-го нем. изд. Ю. А. Говсеева. Киев, 1902.
  26. Яновская Э. В. Дом свободного ребенка // Вестник воспитания. 1913. Ноябрь. № 8. С. 60–61.
  27. Schneider G. H. Der Menschliche Wille vom Standpunkte der neuere Entwickelungstheorien (des «Darvinismus»). Berlin,1882. гл. Х.
Маслинская Светлана Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.
Маслинская С. Г. Зообеллетристика начала ХХ века: авангард и педагогика // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 136-150. DOI: 10.15382/sturIV202057.136-150
Естественно-научное знание для детей транслировалось не только в учебной книге, но и в художественной литературе. Зоологическая беллетристика постоянно находилась в зоне педагогического внимания, которое формировалось как под влиянием эволюции собственно методической мысли о методах и содержании естественно-научного образования, так и в определенной степени от меняющихся идеологических, и даже политических, ориентиров и доминант.В начале ХХ в. в России зообеллетристика была представлена в основном переводной литературой и в меньшей степени произведениями отечественных авторов. Педагоги, оценивавшие этот тематический вид детской литературы, исходили из требований снижения антропоморфизма и увеличения наглядности. Эти требования согласовывались с развитием на тот момент в отечественной методике естествознания биологического направления. В наибольшей степени этому запросу отвечало творчество В. Бианки. В то же время новаторство В. Бианки состояло и в создании новой нарративной структуры повествования о животных: монтажная организация композиции «Лесной газеты». Разножанровые произведения составили единую книгу, в которой фрагменты природного мира приобрели цельность. Последняя создавалась по принципу контрастного монтажа, который до В. Бианки в детской беллетристике не использовался. Кадрирование изображаемого в «Лесной газете» пейзажа и монтажные приемы конструирования его связности позволяют рассматривать ее в ряду авангардистских литературных экспериментов.
зоологическая беллетристика, Виталий Бианки, «Лесная газета», критика детской литературы, преподавание естествознания, антропоморфизм, монтаж
  1. Алексеева А. Словом и кистью (Чарушин Е. «Волчишко и другие») // Детская и юношеская литература. 1933. № 9. С. 18–19.
  2. Аржанов С. Естествознание, эстетика и этика // Педагогический сборник. 1916. № 12. С. 539–553.
  3. Безрогов В. Г. Визуальные образы детства в учебниках по чтению: возможности семантико-педагогического подхода // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2012. С. 190–197.
  4. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Picturа et educatio в преддверии Коменского: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26–44.
  5. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х гг. // Букварь — это молот. Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. Сборник научных трудов и материалов. Российская академия образования, Научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Институт теории и истории педагогики, Российский государственный гуманитарный университет / Т. С. Маркарова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011. С. 125–132.
  6. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 59–71.
  7. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
  8. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Роль визуального в моделировании учебной книги: традиции и новации современной педагогики // Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей: научное издание / А. В. Головинов, Д. С. Петров, отв. ред. Алейск; Барнаул, 2011. С. 65–70 и др.
  9. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott…»: или Бог и природа в немецких и русских учебниках // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  10. Бекетов А. Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. Ч. 120. [№ 12]. С. 207.
  11. Гроденский Г. Бианки Виталий Валентинович // Бианки В. Собрание сочинений: в 4 т. Л., 1972. Т. 1. С. 5–18.
  12. Касаткина Н. Предел допустимости антропоморфизма в детской книжке // Книга детям. 1928. № 2. С. 4–6.
  13. Кондаков Вад. Детские книги Виталия Бианки // На третьем фронте. 1924. № 1 (4). С. 82.
  14. Кукулин И. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М., 2015.
  15. Лебедев В. Виталий Бианки // Литературная газета. 1934. 10 мая. С. 2.
  16. Погодин А. Следует ли давать детям Брэма? // Педагогический листок. 1906. № 6. С. 351–357.
  17. Полянский И. И. Значение естествоведения как общеобразовательного предмета // Педагогический сборник. 1916. № 8. С. 89–105.
  18. Прушицкая Р. Пределы антропоморфизма в детской книжке // Книга детям. 1928. № 3. С. 4–5.
  19. Райков Б. Е. О русском биологическом направлении // Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960. С. 380–394.
  20. Саввин Н. А. Детская литература и журналистика в 1914 г. // Педагогический листок. 1914. № 8. С. 606–633.
  21. Саввин Н. А. Очерки детской литературы. Зоологическая беллетристика // Педагогическая мысль. 1921. № 9–12. С. 1–11.
  22. Сергеева Е. Бианки В. Рассказы об охоте // Детская и юношеская литература. 1933. № 3. С. 5–7.
  23. Ушакин С. Аэроплан вместо крестика, или Как работать глазу // Детские чтения. 2019. № 16 (2). С. 8–25.
  24. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.
  25. Чертова С. Ю. Рецензии о книгах для детей дошкольного и школьного возраста // На третьем фронте. 1924. № 1 (4). С. 77–82.
  26. Штейнберг Е. Лес и его обитатели (Бианки В. «Лесная газета») // Детская и юношеская литература. 1934. № 4. С. 7–9.
  27. Штейнберг Е. Творческий путь Виталия Бианки // Детская и юношеская литература. 1933. № 10. С. 1–4.
  28. Яхонтов А. А. Свежая струя в нашей детской зообеллетристике (О книжках Виталия Бианки) // Книга детям. 1929. № 4–5. С. 47–52.
Маслинская Светлана Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.