/
Результат поиска


Марченко О. В. К истокам замысла «Истории русской философии» В.В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 105-113.
PDF
В статье «К истокам замысла «Истории русской философии» В.В. Зеньковского» О.В. Марченко рассматривает вопрос о генезисе этой фундаментальной историко-философской работы. По мнению автора, значимыми (хотя и не единственными) факторами явились создание в 1910 г. религиозно-философской группы «Путь» и выход 1-го номера международного журнала «Логос», а также полемика 1910 г. о специфике и путях развития русской философии, в которой приняли участие, с одной стороны, В.Ф. Эрн («Путь»), с другой — философы круга журнала «Логос» (Б.В. Яковенко, СИ. Гессен, ФА. Степун) и С.Л. Франк. Отголоски полемики присутствуют на страницах замечательной работы Зеньковского, но главной причиной написания «Истории русской философии», подчёркивает автор статьи, явилась сама русская философия, наличие которой во всём своеобразии и значимости её черт к середине XX века было совершенно очевидно.
Марченко Олег Викторович
Марченко О. В. Творчество Григория Сковороды в размышлениях Дмитрия Чижевского: некоторые замечания // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 33-43.
PDF
В статье рассматривается ряд установок, сложившихся в изучении жизни и творчества выдающегося украинского слависта Д. И. Чижевского (1894–977). Специально анализируются российский и украинский контексты в рамках которых складывалось изучение Чижевским творчества известного философа XVIII века Г. С. Сковороды. На этом фоне намечается собственная специальная задача Чижевского —прочитать Сковороду, во-первых, в контексте украинской культуры, как представителя позднего украинского барокко и украинского предромантика, а во-вторых, рассмотреть его взгляды в контексте культуры общеевропейской.
Чижевский, Сковорода, Эрн, Сумцов, оригинальная русская философия, русская религиозная философия, украинская философия, позднее украинское барокко, предромантизм, русский религиозный ренессанс, религиозно-философская группа «Путь».
Марченко Олег Викторович
Марченко А. Н. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) – участник движения за отмену «приходской реформы» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 48-62.
PDF
Статья посвящена церковно-общественной деятельности архиепископа Пермского и Соликамского Леонида (Полякова), управлявшего Пермской епархией в 1964–1966 гг. Последовавшая в октябре 1964 г. отставка Н. С. Хрущева и связанное с этим событием прекращение «хрущевских гонений» на Церковь пробудили надежду епископата, духовенства и мирян на скорую перемену религиозного курса. Однако ожидаемое потепление церковно-государственных отношений не принесло реальных перемен во внутренней жизни церковных общин, уклад жизни которых оставался неизменным после проведения в жизнь в 1961 г. «приходской реформы». Согласно «реформе», духовенство было отстранено от финансово-хозяйственной жизни приходов и реального управления ими. Дискриминационное положение духовенства и диктат гражданской власти над церковными учреждениями побудили архиепископа Леонида принять активное участие в движении за отмену «приходской реформы».
церковно-государственные отношения, «хрущевские гонения», Пермская епархия, «приходская реформа» 1961 г.
Марченко Алексей Николаевич, протоиерей
Марченко А. Н. Отношение игумена Серафима (Кузнецова) к обновленческому расколу по материалам переписки из Иерусалима с тихоновским духовенством Пермской епархии 1927-1931 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 99-107. DOI: 10.15382/sturII201563.99-107
Обновленческое раскольническое движение, возникшее в Русской Церкви в 1920-е гг., неожиданно получило поддержку Восточных Патриархатов – Константинопольского и Иерусалимского. Преследуя свои политические и экономические интересы, Восточные Патриархи установили отношения с обновленческим «Священным Синодом», тем самым поставив каноническую Российскую Православную Церковь в двусмысленное положение. Московская Патриархия всеми способами стремилась предотвратить дальнейшие авантюры обновленцев на уровне межцерковных контактов. Предпринимались попытки убедить Восточных Патриархов в незаконности обновленческой иерархии и пагубности всех форм общения с ними. С этой целью священники из окружения епископа Пермского Павлина (Крошечкина) вступили в опасную переписку с бывшим настоятелем Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии игуменом Серафимом (Кузнецовым). Покинув Россию вместе с остатками армии адмирала А. В. Колчака, отец Серафим в 1921 г. доставил во Святую Землю останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и инокини Варвары Яковлевой. Получив личное покровительство Иерусалимского патриарха Дамиана, русский игумен остался в Иерусалиме и проживал в греческом монастыре Св. Апостолов в Малой Галилее. Переписка длилась несколько лет (с 1927 по 1931 г.), но не имела существенных результатов. Игумен Серафим, изучив присланные из России документы, принял сторону тихоновского духовенства и осудил деятельность обновленцев. Однако, несмотря на свой высокий авторитет во Святой Земле, он был не в состоянии повлиять на внешнюю политику Иерусалимского патриарха Дамиана, который по-прежнему продолжал контакты с обновленцами.
Российская Православная Церковь, Московская Патриархия, Восточные Патриархи, обновленческое движение, Священный Синод, епископ, священники, переписка, Иерусалим, политика.
Марченко Алексей Николаевич, протоиерей
Марченко А. Н. Вооруженная защита святыни как форма церковного сопротивления советской власти на примере штурма подворья Белогорского монастыря Пермской епархии в феврале 1918 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 108-119. DOI: 10.15382/sturII202097.108-119
Статья посвящена формам сопротивления верующих, имевшим место в период проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., среди которых особое место занимают массовые крестные ходы и вооруженные столкновения с частями Красной гвардии. Отмечается необходимость отхода от сложившегося в церковном сознании стереотипа безответности акций большевистского произвола и вооруженного насилия. Сопротивление духовенства и мирян в вооруженной форме носило локальный характер и приводило к жертвам не только со стороны верующих, но и со стороны представителей советской власти. В качестве примера рассматривается попытка реквизиции имущества подворья Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в г. Перми, переросшая в вооруженную схватку между защитниками подворья и отрядами Красной гвардии в феврале 1918 г. Выявлено особое значение в возникновении этого инцидента личной позиции епархиального архиерея Пермской епархии Преосвященного Андроника (Никольского), призывавшего духовенство и мирян защищать храмы, монастыри и церковное имущество любой ценой. События штурма Белогорского подворья, приведшего к гибели бойцов Красной гвардии, прихожан и членов белогорского братства, реставрированы автором в целостное повествование на основе различных по своему характеру, содержательной ценности и степени достоверности источников: материалов советской и белогвардейской печати, воспоминаний участников штурма подворья. Вопрос об оправданности с нравственно-канонической точки зрения экстремальных форм церковного сопротивления является дискуссионным и требует разрешения в современной церковной науке.
Белогорский монастырь, подворье, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», советская власть, Пермская епархия
  1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917−1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8. С. 40–54.
  2. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Тверь, 1996. Кн. 2.
  3. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3: Протоколы Священного собора. М., 2014.
  4. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М., 2005.
  5. Леонов С. В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57).
  6. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений (1917−1922). Пермь, 2004.
  7. Цыпин В., прот. История Русской Церкви ХХ век. М., 2006.
  8. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ в. М., 2010.
  9. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
  10. Curtiss J. C. The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950. Boston, 1953 (reprinted in 1965).
Марченко Алексей Николаевич, протоиерей
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация,115035, г. Москва, ул. Пятницкая, 4/2с1;
Должность: зав. отделом докторантуры;
ORCID: 0000-0001-9700-8073;
Электронный адрес: prot.marchenko@yandex.ru.