/
Результат поиска


Мартьянова С. А. Юбилейные торжества в честь епископа Афанасия Ковровского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 160-161.
PDF
Мартьянова Светлана Анатольевна
Мартьянова Г. Ю. Динамика регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 122-132. DOI: 10.15382/sturIV201434.122-132
Статья отражает результаты сравнительного анализа параметров регуляции трудной жизненной ситуации субъектами различных уровней адаптации к ней. Раскрываются основные механизмы саморегуляции произвольной активности субъекта. Дифференцирована роль регуляторных параметров в процессе управления трудной жизненной ситуацией. Показано детерминирующее влияние личностных качеств и субъективной оценки ситуации на психологическую адаптацию субъекта к ней. Экспериментально подтверждено, что адаптация к трудной жизненной ситуации зависит от нарушения иерархии основных потребностей. Определено, что информационное рассогласование в системе осознанной саморегуляции коррелирует со способами достижения цели и выбора деятельности в трудной ситуации. Выявлены основные тенденции регулирования механизма образования психологической проблемы.
трудная жизненная ситуация, психологическая проблема, адаптация, саморегуляция, иерархия потребностей
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.
2. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М., 2003.
3. Мартьянова Г. Ю. Особенности регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 3 (28). С. 27–39.
4. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции активности человека // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 27–42.
5. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2. С. 24–39.
6. Мухрыгина О. И. Методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний: руководство по применению, стимульный материал, основная интерпретация. Самара, 2009.
7. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.
Мартьянова Галина Юрьевна
Мартьянова Г. Ю. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 97-105. DOI: 10.15382/sturIV201641.97-105
В статье анализируется содержание принципа ориентации на нормы и ценности клиента, утвержденного в практике психологического консультирования. Рассматриваются вопросы соотношения ценностей консультанта и клиента в процессе психологической помощи. Показано, что установки и смыслы специалиста оказываются приоритетными в большинстве профессиональных ситуаций и, прежде всего, при организации основных консультативных условий. Автор определяет необходимость достижения нейтральноценностной позиции психолога через ее связь с безоценочным отношением и вненаходимостью. Результатом проведенного исследования является методологическое и психотехническое обоснование принципа через интеграцию концептуальных ценностей теории консультирования и операций с ними в практическом плане.
психологическое консультирование, ценности, нейтральность позиции, безоценочное отношение, вненаходимость, психологическая проблема.
1. Василюк Ф. Е. Модель хронотопа психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. C. 26–49.
2. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67–76.
3. Колпачников В. В. Психотехническая система клиентоцентрированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80–92.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Красникова О. М. Христианские ценности в духовно-ориентированной психотерапии и консультировании // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3. С. 101–112.
6. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 26.
7. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
8. Минигалиева М. Р. Кросс-культурные аспекты социально-психологической помощи. Калуга, 2002.
9. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции активности человека // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 5–17.
10. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция: новое измерение в психиатрии и психологии. М., 2001. С. 42–60.
11. Орлов А. Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, ред. М., 1998. С. 172–173.
12. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2006. 368 с.
13. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. № 5. С. 12–15.
14. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.; М., 2002.
15. Юнг К.-Г. Структура и динамика психического. М., 2008.
16. Beutler L. 1979 “Values, beliefs, religion, and the persuasive influence of psychotherapy”, in Psychotherapy, 1979, vol. 16, pp. 432–440.
17. Schwehn J., Schau C.G. 1990 “Psychotherapy as a process of value stabilization”, in Counselling and Values, 1990, vol. 35, pp. 24–30.
18. Spinelli E. Practicing Existential Therapy, London, 2014.
Мартьянова Галина Юрьевна
Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. Семья как ресурс социально-адаптивного поведения подростков в период пандемии: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturIV202161.11-25
В статье приведены результаты пилотажного исследования психологического состояния подростков в период пандемии COVID-19. Анализируются данные общего эмоционального фона, субъективного ощущения социальной изолированности и склонности к девиантным формам поведения у испытуемых 12–15 лет. Авторы проверяют гипотезу о том, что в семьях, успешно совладающих с напряжением пандемии, у подростков показатели социально-психологической адаптации оптимальны. Для участия в исследовании были выбраны жители московского региона (родители и подростки). Этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения COVID-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. — январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений. Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками эмоционального и социального благополучия — неблагополучия. Для этого применялись: «Шкала субъективного ощущения одиночества» и российская версия методики PANAS. Учитывая мнение о том, что длительное влияние пандемии вызывает отклонения в поведении подростков, была проведена диагностика склонности к девиантному поведению. Показано, что в зависимости от степени удовлетворенности родителей способами совладания с трудностями пандемии, подростки характеризуются позитивными тенденциями адаптации: наличием положительных эмоциональных переживаний, актуализированной потребностью в общении, отсутствием сформированных моделей девиантного поведения. Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании. Полученные данные определяют возможность проведения последующего исследования о детерминации способов адаптации подростков к трудным ситуациям семейными факторами: экономическим и социокультурным статусами родителей, материальным положением семьи, ее полнотой, степенью реализации каждого члена семьи, спецификой супружеского совладания и другими.
адаптация, совладание, подростки, семья, пандемия, самоизоляция, девиантное поведение
  1. Бонкало Т. И., Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Шмелева С. В. Диадические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. C. 35–50. doi:10.17759/sps.2020110303.
  2. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31–40. doi:10.17759/pse.2020250603.
  3. Егоров И. В., Конышева Н. М., Бадулина О. И., Зверева М. В., Горбаткина И. М., Романенко Н. Л., Муртазина Н. А., Бочарникова М. А., Прохорова А. В., Семенюк Н. М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования // Начальная школа. 2012. № 3. С. 43–71.
  4. Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропо-психологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829–833. doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070.
  5. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 121–128. doi:10.34216/2073-1426-2020- 26-3-121-128.
  6. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М., 2009.
  7. Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in Spanish adolescent // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2020. Vol. 17. № 19. P. 7327. URL: https ://doi.org/10.3390/ij erph1719732727.
  8. Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. Vol. 12. P. 79–81. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tra0000672.
  9. Garcia de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. Children’s anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children’s anxiety questionnaire and the numerical rating scale // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. № 16. P. 5757. URL: https://doi.org/10.3390/ij erph17165757.
  10. Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychological Medicine. 2021. Vol. 52. № 1. P. 1–9. URL: https://doi.org/10.1017/S0033291720005358
  11. Janssen L. H. C., Kullberg M-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L., et al. Does the COVID-19 pandemic impact parents’ and adolescents’ well-being? An EMAstudy on daily affect and parenting // PLoS ONE. 2020. № 15 (10). e0240962. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0240962.
  12. Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. № 221. P. 264–266. URL: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2020.03.013.
  13. Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study // PLoS ONE. 2019. № 14 (3). e0213700. URL: https ://doi.org/10.1371/journal.pone.0213700. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7829493/ — CR21
  14. Saurabh K., Ranjan S. Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to COVID-19 pandemic // Indian J. Pediatr. 2020. Vol. 87. № 7. P. 532–536.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Мартьянова Галина Юрьевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1;
Должность: доцент Института педагогики и психологии образования;
ORCID: 0000-0003-4841-5355;
Электронный адрес: g.martyanova@mail.ru.