Результат поиска
Ссылка на статью:
Маркова Н. А. Протопресвитер Владимир Семенович Марков. Материалы к биографии
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2009.
Вып. 3 (32). С. 18-36.
Аннотация
Ключевые слова
В работе представлены биографические заметки об одном из наиболее авторитетных церковных деятелей конца XIX — начала XX вв., настоятеле Большого Успенского Собора в Кремле и Храма Христа Спасителя — протопресвитере Владимире Семеновиче Маркове.
протопресвитер В. Марков, храм Христа Спасителя, миссионерство
Маркова Наталия Александровна
Ссылка на статью:
Никитская Е. А., Маркова С. В. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 3 (22). С. 89-94.
Аннотация
Ключевые слова
В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной школе. Определяя специфику ценностных ориентаций подростков, авторы особое внимание уделяют специфике работы с семьями учащихся и работе родительского клуба как одного из направлений деятельности педагога-психолога.
ценностные ориентации подростков, девиантное поведение, подростковый возраст, принципы деятельности психологической службы специальной школы, семья, психолого-педагогические занятия с родителями, родительский клуб
Никитская Екатерина Александровна
Маркова Светлана Викторовна
Маркова Светлана Викторовна
Ссылка на статью:
Марко Р. Евсевий о Константине и Никейском соборе: намерения и умолчания
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2013.
Вып. 3 (47). С. 18-29.
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Статья посвящена проблеме одних из самых главных источников по истории ранней Церкви вплоть до I Вселенского собора — «Церковной истории» и «Жизни василевса Константина», написанных Евсевием Памфилом. Автор показывает, что тексты памятников содержат крайне мало сведений о богословских диспутах, которые, как известно, велись на заседаниях I Вселенского собора, и, с другой стороны, пестрят данными о прениях по поводу даты празднования Пасхи. Таким образом, арианские споры, о которых пишут другие ранние авторы, остаются неосвещенными Евсевием. Исследователи интерпретируют подобный феномен нарочитым умолчанием Евсевия, вызванным тем обстоятельством, что сам он относился к партии, симпатизирующей еретику Арию. В статье предпринята попытка опровергнуть это предположение и предложить другое объяснение такого состояния памятников: автор демонстрирует особое отношение Евсевия ко всем церковным мероприятиям, организованным императором Константином. Эти мероприятия описаны Евсевием в таком формате, который всецело исключает богословские диспуты. Автор приходит к выводу о том, что Евсевий, как и император Константин, специально избегал доктринальных споров, считая их неважными и незначительными вопросами, которые должны решаться узким кругом интеллектуалов. Главную же задачу епископов Евсевий видел в охранении церковного мира и единства.
Евсевий Кесарийский, Константин Великий, I Вселенский собор, поместный собор, Арий, Афанасий Великий, арианство, триадология, дата празднования Пасхи, александрийская кафедра, епископ в Церкви
1. Alikin V. A. The Earliest History of the Christian Gathering. Origin, Development and Content of the Christian Gathering in the First to Third Centuries. Leiden, 2010.
2. Allace Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. London, 1960.
3. Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Cambridge, 1993.
4. Cristofoli R. Costantino e l’Oratio ad sanctorum coetum. Napoli, 2005.
5. Dainese D. 2012. Bonamente G., Lenski N., Lizzi R., (eds.). Costantino prima e dopo Costantino. Constantine before and after Constantine. Bari, 2012, pp. 405–417.
6. De Navascues P. Pablo de Samosata y sus adversarios. Estudio historico-teologico del cristanismo antioqueno en el siglo III. Rome, 2004.
7. Di Berardino A. 1992. Bonamente G., Fusco F. (eds.). Costantino il Grande, dall’antichita all’umanesimo. Macerata, 1992. P. 362–384.
8. Drake H. A. Constantine and the bishops. The politics of intolerance. Baltimore, 2000.
9. Fischer J. A., Lumpe A. Die Synoden von den Anfangen bis zum Vorabend des Nicaenums. Paderborn, 1997.
10. Girardet K. M. 1974. Appellatio. Ein Kapitel kirchlicher Rechtsgeschichte in den Kanones desvierten Jahrhunderts. Historia, vol. 23. pp. 98–127.
11. Kaser M. Das romische Zivilprozessrecht. Munchen, 1966.
12. Lyman J. R. Christology and cosmology. Models of divine activity in Origen, Eusebius and Athanasius. Oxford, 1993.
13. Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Eglise d’Egypte au IVe siecle (328–373). Rome, 1996.
14. Millar F. 1971. Paul of Samosata, Zenobia and Aurelian: The Church, Local Culture and Political Allegiance in Thirdcentury Syria. Journal of Roman Studies, vol. 61, pp. 1–17.
15. Mommsen T. De collegiis et sodaliciis Romanorum, accredit inscriptio lanuvina. Kiel, 1842.
16. Perrone L. 1992. L’enigma di Paolo di Samosata. Dogma, chiesa e societa nella Siria del III secolo: prospettive di un vent’ennio di studi. Cristianesimo nella Storia, vol. 33, pp. 253–327.
17. Perry J. S. The Roman collegia: the modern evolution of an ancient concept. Leiden, 2006.
18. Pietras H. 2001. Le ragioni della convocazione del Concilio Niceno da parte di Costantino il Grande. Gregorianum, vol. 82, pp. 5–35.
19. Pietras H. 2008. Lettera di Costantino alla Chiesa di Alessandria e Lettera del sinodo di Nicea agli Egiziani (325): i falsi sconosciuti da Atanasio? Gregorianum, vol. 89, pp. 727–739.
20. Robertson J. Christ as mediator. A study of the theologies of Eusebius of Caesarea, Marcellus of Ancyra and Athanasius of Alexandria. Oxford, 2007.
21. Strutwolf H. Die Trinitatstheologie und Christologie des Euseb von Caesarea. Eine dogmengeschichtliche Untersuchung seiner Platonismusrezeption und Wirkungsgeschichte. Gottingen, 1999.
22. Waltzing J. P. Etude historique sur les corporations professionnelles chez les Romains, depuis les origines jusqu’a la chute de l’Empire d’Occident. Louvain, 1895–1900.
23. Weckwerth A. Ablauf, Organisation und Selbstverstandnis westlicher antiker Synoden im Spiegel ihrer Akten. Munster, 2010.
2. Allace Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. London, 1960.
3. Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Cambridge, 1993.
4. Cristofoli R. Costantino e l’Oratio ad sanctorum coetum. Napoli, 2005.
5. Dainese D. 2012. Bonamente G., Lenski N., Lizzi R., (eds.). Costantino prima e dopo Costantino. Constantine before and after Constantine. Bari, 2012, pp. 405–417.
6. De Navascues P. Pablo de Samosata y sus adversarios. Estudio historico-teologico del cristanismo antioqueno en el siglo III. Rome, 2004.
7. Di Berardino A. 1992. Bonamente G., Fusco F. (eds.). Costantino il Grande, dall’antichita all’umanesimo. Macerata, 1992. P. 362–384.
8. Drake H. A. Constantine and the bishops. The politics of intolerance. Baltimore, 2000.
9. Fischer J. A., Lumpe A. Die Synoden von den Anfangen bis zum Vorabend des Nicaenums. Paderborn, 1997.
10. Girardet K. M. 1974. Appellatio. Ein Kapitel kirchlicher Rechtsgeschichte in den Kanones desvierten Jahrhunderts. Historia, vol. 23. pp. 98–127.
11. Kaser M. Das romische Zivilprozessrecht. Munchen, 1966.
12. Lyman J. R. Christology and cosmology. Models of divine activity in Origen, Eusebius and Athanasius. Oxford, 1993.
13. Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Eglise d’Egypte au IVe siecle (328–373). Rome, 1996.
14. Millar F. 1971. Paul of Samosata, Zenobia and Aurelian: The Church, Local Culture and Political Allegiance in Thirdcentury Syria. Journal of Roman Studies, vol. 61, pp. 1–17.
15. Mommsen T. De collegiis et sodaliciis Romanorum, accredit inscriptio lanuvina. Kiel, 1842.
16. Perrone L. 1992. L’enigma di Paolo di Samosata. Dogma, chiesa e societa nella Siria del III secolo: prospettive di un vent’ennio di studi. Cristianesimo nella Storia, vol. 33, pp. 253–327.
17. Perry J. S. The Roman collegia: the modern evolution of an ancient concept. Leiden, 2006.
18. Pietras H. 2001. Le ragioni della convocazione del Concilio Niceno da parte di Costantino il Grande. Gregorianum, vol. 82, pp. 5–35.
19. Pietras H. 2008. Lettera di Costantino alla Chiesa di Alessandria e Lettera del sinodo di Nicea agli Egiziani (325): i falsi sconosciuti da Atanasio? Gregorianum, vol. 89, pp. 727–739.
20. Robertson J. Christ as mediator. A study of the theologies of Eusebius of Caesarea, Marcellus of Ancyra and Athanasius of Alexandria. Oxford, 2007.
21. Strutwolf H. Die Trinitatstheologie und Christologie des Euseb von Caesarea. Eine dogmengeschichtliche Untersuchung seiner Platonismusrezeption und Wirkungsgeschichte. Gottingen, 1999.
22. Waltzing J. P. Etude historique sur les corporations professionnelles chez les Romains, depuis les origines jusqu’a la chute de l’Empire d’Occident. Louvain, 1895–1900.
23. Weckwerth A. Ablauf, Organisation und Selbstverstandnis westlicher antiker Synoden im Spiegel ihrer Akten. Munster, 2010.
Марко Рицци
Ссылка на статью:
Федорова А. М. Методологические проблемы исследования взаимосвязи креативности и синестезии в музыкально- исполнительской деятельности
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2015.
Вып. 4 (39). С. 149-158.
DOI: 10.15382/sturIV201539.149-158
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена проблеме изучения проявлений креативности личности во взаимосвязи с феноменом синестезийности в музыкально-исполнительской деятельности. В статье приводится критический анализ существующих подходов к определению понятия креативности и практическому исследованию данного феномена.
креативность, музыкально-исполнительская деятельность, синестезийность, системный подход, творчество
1. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, сост. М., 2004.
4. Бургин М. C., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008. С. 199–200.
7. Зайцева М. Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2014.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. С. 87.
9. Козлов В. В. Радость и печаль творчества // Человеческий фактор: Социальный психолог. Вып. № 2 (16). Ярославль, 2008. С. 7.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2010.
11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5–8.
13. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6–43.
14. Серкин В. П. Методы психосемантики. М., 2004.
15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб., 1998.
16. Федорова А. М. Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности // Психология и психотехника. 2014. № 12. С. 1335–1341.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, сост. М., 2004.
4. Бургин М. C., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008. С. 199–200.
7. Зайцева М. Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2014.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. С. 87.
9. Козлов В. В. Радость и печаль творчества // Человеческий фактор: Социальный психолог. Вып. № 2 (16). Ярославль, 2008. С. 7.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2010.
11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
12. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5–8.
13. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6–43.
14. Серкин В. П. Методы психосемантики. М., 2004.
15. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб., 1998.
16. Федорова А. М. Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности // Психология и психотехника. 2014. № 12. С. 1335–1341.
Федорова Александра Марковна
Ссылка на статью:
Маркова Е. А. О лирическом субъекте стихотворения "Влюбленный рассказывает о розе своего сердца"
// Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология.
2017.
Вып. 50. С. 26-35.
DOI: 10.15382/sturIII201750.26-35
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
В статье рассматривается лирический субъект поэзии У. Б. Йейтса на примере его стихотворения «Влюбленный рассказывает о розе своего сердца». Е. А. Маркова предлагает развернутый анализ этого произведения, позволяющий сделать вывод о характере связи между основными темами данного стихотворения — темами поэзии и любви. Автор статьи заключает, что поэтический идеал, к которому стремится лирический субъект, может быть достигнут лишь через любовь. В фокус внимания Марковой попадает ранняя лирика Йейтса в целом, развитие его эстетических взглядов и его биография.
поэзия, У. Б. Йейтс, ранняя поэзия Йейтса, поэтический идеал, герой, маска
Горбунов А. Н. Последний романтик. Поэзия У. Б. Йейтса. М., 2015. С. 79–80.
Кружков Г. М. У. Б. Йейтс: Исследования и переводы. М., 2008. С. 149–150.
Толмачёв В. М. Английская поэзия рубежа веков и творчество У. Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX — начала XX веков / Под ред. В. М. Толмачёва. М., 2014.
Bloom H. Yeats. Oxford, 1970. P. 125
Carlisle G. The Esoteric Codex: Rosicrucianism. Raleigh, 2015.
Ellmann R. Yeats: The Man and the Masks. L., 1987.
Larrissy E. Introduction // The First Yeats. Poems by W. B. Yeats / Ed. by E. Larrissy Manchester, 2011.
Mahaffey V. States of Desire: Wilde, Yeats, Joyce, and the Irish Experiment. Oxford, 1998.
Putzel S. Reconstructing Yeats: The Secret Rose and The Wind Among the Reeds. Dublin, 1986.
Ross D. Critical Companion to William Butler Yeats. N. Y., 2009.
Sarkar S. K. W. B. Yeats. Poetry and Plays. New Delhi, 2002.
Кружков Г. М. У. Б. Йейтс: Исследования и переводы. М., 2008. С. 149–150.
Толмачёв В. М. Английская поэзия рубежа веков и творчество У. Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX — начала XX веков / Под ред. В. М. Толмачёва. М., 2014.
Bloom H. Yeats. Oxford, 1970. P. 125
Carlisle G. The Esoteric Codex: Rosicrucianism. Raleigh, 2015.
Ellmann R. Yeats: The Man and the Masks. L., 1987.
Larrissy E. Introduction // The First Yeats. Poems by W. B. Yeats / Ed. by E. Larrissy Manchester, 2011.
Mahaffey V. States of Desire: Wilde, Yeats, Joyce, and the Irish Experiment. Oxford, 1998.
Putzel S. Reconstructing Yeats: The Secret Rose and The Wind Among the Reeds. Dublin, 1986.
Ross D. Critical Companion to William Butler Yeats. N. Y., 2009.
Sarkar S. K. W. B. Yeats. Poetry and Plays. New Delhi, 2002.
Маркова Екатерина Александровна
Ссылка на статью:
Никитская Е. А., Маркова С. В. Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2018.
Вып. 50. С. 102-113.
DOI: 10.15382/sturIV201850.102-113
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Благодарности
В статье приводятся результаты исследования степени удовлетворенности работой, а также признаков профессионального выгорания учителей, работающих с детьми с эмоциональными и поведенческими девиациями в нескольких образовательных учреждениях города Москвы. Для оценки степени удовлетворенности работой и выраженности симптомов профессионального выгорания использовалась анкетная форма. 65 учителей (51%) работают в классах для подростков с поведенческими и эмоциональными девиациями, 63 учителя (49%) работают в обычных учебных классах. Исследование базировалось на первоначальном предположении о том, что у учителей, работающих с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, будет наблюдаться пониженная степень удовлетворенности работой и более высокая степень выраженности симптомов выгорания. В исследовании зафиксировано, что учителя, работающие с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, чаще констатируют неудовлетворенность своей работой, чем учителя, работающие в обычных учебных классах. Кроме того, обнаружены значительные различия в выраженности симптомов в каждой фазе выгорания. Анализ ряда зарубежных и отечественных источников, содержащих базовые положения изучаемой проблематики, лег в теоретическую основу статьи, а также позволил выбрать наиболее адекватные методы получения искомой информации.
профессиональное выгорание, удовлетворенность работой, девиантное поведение, психологическое благополучие учителей, педагог, обучающиеся с девиантным поведением, эмпирическое исследование, профессиональная деятельность, эмоциональные отклонения, поведенческие отклонения, деформация личности
- Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. СПб., 2004. С. 12–13.
- Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.
- Розанова В. А. Психология управления: учеб. пособие. М., 2008.
- Alexopoulos E. C., Palatsidi V., Tigani X., Darviri C. Exploring stress levels, job satisfaction, and quality of life in a sample of police offi cers in Greece // Saf. Health Work. 2014. № 5. P. 210–215. DOI: 10.1016/j.shaw.2014.07.004
- Christen M., Iyer G., Soberman D. Job satisfaction, job performance, and eff ort: A reexamination using agency theory // J. Mark. 2006. Vol. 70. P. 137–150. DOI: 10.1509/jmkg.2006.70.1.137
- Cordes C. L., Dougherty T. W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: A comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18. P. 685–701.
- Ferguson K., Frost L., Hall D. Predicting teacher anxiety, depression, and job satisfaction // Journal Teach. Learn. 2012. Vol. 8. P. 27–42.
- Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159–165.
- Ge C., Fu J., Chang Y., Wang L. Factors associated with job satisfaction among Chinese community health workers: A cross-sectional study // BMC Public Health. 2011, 11. DOI: 10.1186/1471-2458-11-884
- Jennings P. A., Greenberg M. T. The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. P. 491–525.
- Kokkinos C. M., Davazoglou A. M. Special education teachers under stress: Evidence from a Greek national study // Educational Psychology. 2009. Vol. 29. P. 407–424.
- Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction // Dunnette M. D., ed. Handbook of Industrial and Educational Psychology. Chicago, 1976. P. 54.
- Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory: Third edition // Wood R. J., Zalaquett C. P., eds. Evaluating stress: A book of resources. 3. Lanham, 1997. P. 191.
- Maslach D., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 52. P. 397–422.
- Nojani M. I., Arjmandnia A. A., Afrooz G. A., Rajabi M. The study on relationship between organizational justice and job satisfaction in teachers working in general, special and gifted education systems // Procedia. Soc. Behav. Sci. 2012. Vol. 46. P. 2900–2905. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.586
- Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch M. J., Barber L. K. Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: The importance of teacher effi cacy beliefs and emotion regulation // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. P. 173–189.
Никитская Екатерина Александровна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя; Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12;
Должность: доцент кафедры педагогики УНК ПСД;
ORCID: 0000-0003-3187-6534;
Электронный адрес: katamax@yandex.ru.
Маркова Светлана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Психологический институт РАО в Москве; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9 корп. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3765-4070;
Электронный адрес: Clairmarkova@mail.ru.
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя; Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12;
Должность: доцент кафедры педагогики УНК ПСД;
ORCID: 0000-0003-3187-6534;
Электронный адрес: katamax@yandex.ru.
Маркова Светлана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Психологический институт РАО в Москве; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9 корп. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3765-4070;
Электронный адрес: Clairmarkova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №17-06-00796.