/
Результат поиска


Мамлина А. Б. Особенности изображения ада в миниатюре рукописи It. 2017 из Национальной библиотеки Франции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 9-27. DOI: 10.15382/sturV202245.9-27
Манускрипт «Ада» с комментарием павийского гуманиста Гуинифорте Барциццы был создан в 40-е годы XV века для герцога Милана, Филиппо Марии Висконти, и украшен миниатюрами, которые приписываются художнику, вошедшему в исследования под именем «мастер Светония». Предполагается, что изначально рукопись содержала порядка 115 миниатюр, из которых до нас дошли лишь 72, но кодекс, разделенный между двумя библиотеками (It. 2017, Национальная библиотека Франции, и MS 76, Коммунальная библиотека Имолы) и несколькими частными коллекциями, остается одним из самых богато иллюстрированных экземпляров «Божественной комедии» позднего Средневековья. Иллюстрации отличает архаичность, ориентация на старые образцы, такие как миниатюры рукописей Strozziano 152 (Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция) или MS. Holkham misc. 48 (Бодлианская библиотека, Оксфорд), в то время как напряженный реализм миниатюры позволяет отнести ее к примерам нового подхода в визуальной интерпретации «Божественной комедии». Мастер Светония топографически, анатомически и психологически аккуратно передает детали повествования, в соответствии с намерением позволить читателю стать соучастником различных эмоций, переживаемых героем «Божественной комедии». Для каждой из песен приводится порядка трех-четырех миниатюр, причем Данте и Вергилий, как правило, изображаются лишь единожды в каждом изображении. Таким образом, физическое путешествие выходит на первый план, растягивается во времени и пространстве, позволяя проследить его ход и саму топографию ада в мельчайших подробностях. Исследователи отмечают, что невероятная выразительность портретов Данте на страницах висконтиевского манускрипта – позы, жесты, мимика поэта, а также «клиническая» точность, с которой переданы, к примеру, страдания грешников, вызывают скорее ужас, чем сострадание. В рамках статьи рассматриваются некоторые миниатюры парижского кодекса, анализируются особенности изображения ада в интерпретации мастера Светония и их связь с традицией иллюстрирования «Божественной комедии» и с визуальной культурой Висконти в целом.
миниатюра, визуальная культура, искусство позднего Средневековья, ломбардское искусство, культурная политика, Висконти, мастер Светония, ад
  1. Avril F. Dix siècles d'enluminure italienne (VIe–XVIe siècles). P.: Bibliothèque nationale, 1984.
  2. Dionisotti C. Dante nel Quattrocento // Atti del Congresso internazionale di Studi danteschi. Firenze: G.C. Sansoni Editore, 1965. P. 333–378.
  3. Illuminated manuscripts of the Divine Comedy / ed. by Brieger P., Meiss M., Singleton C. S. Princeton: Princeton Univ. Press, 1969. Vol. I.
  4. Lo Inferno della Commedia di D. A. col commento di Guiniforto delli Bargigi, tratto da due manoscritti inediti del secolo decimo quinto, con introduzione e note dell'avvocato Giuseppe Zaccheroni. Marsiglia; Firenze: L. Mossy–G. Molini,1838.
  5. Mátyus N. Sul commento di Giovanni da Serravalle alla Commedia // Verbum — Analecta Neolatina. 2002. 4(1). P. 23–42.
  6. Pächt O. La miniatura medievale. Un’introduzione. Torino: Bollati Boringhieri, 1987.
  7. Pellegrin E. La bibliothèque des Visconti et des Sforza ducs de Milan, au XVe siècle. P.: Le service des publications du C.N.R.S, 1955.
  8. Ponchia С. Frammenti dell’Aldilà. Immagini nella Divina Commedia nell’Italia settentrionale del Trecento. Tesi di dottorato. Università di Padova. 2014. Vol. I.
  9. Ruggiero F. Per il testo del Commento di Guiniforte Barzizza all'Inferno // Rivista di studi danteschi. 2019. XIX. P. 274–350.
  10. Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia. Milano: U. Hoepli, 1912.
  11. Une Illustration de “l'Enfer” de Dante. 71 miniatures du XVe siècle. Reproduction en phototypie et description par C. Morel. P.: Librairie universitaire H. Walter, 1896.
  12. Volpi M. Guiniforte Barzizza, Commento all’‘Inferno’ (1438): edizione del canto VI // Le diciture della storia. Testi e studi off erti ad Angelo Stella dagli allievi. Roma: Salerno Editrice, 2018. P. 49–68.
  13. Zaggia M. Appunti sulla cultura letteraria in volgare a Milano nell’età di Filippo Maria Visconti // Giornale storico della letteratura italiana. 1993. CLXX. P. 161–219, 321–382.
Мамлина Александра Борисовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: НИУ ВШЭ;
ORCID: 0000-0003-1738-5624;
Электронный адрес: amamlina@gmail.com.