/
Результат поиска


Малинов А. В. В. И. Ламанский и Ю. Ф. Самарин: к истории взаимоотношений // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 49-69. DOI: 10.15382/sturI202087.49-69
В статье рассматривается история отношений славянофилов, принадлежащих к двум разным поколениям: Юрия Федоровича Самарина (1819–1876) и Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914). Показаны истоки формирования славянофильских взглядов Ламанского и особенности его понимания славянофильства, а также его мнение о происхождении славянофильского учения. Показано, что вначале увлечение В. И. Ламанского славянофильством носило чисто книжный, кабинетный характер, однако последующее знакомство со славянскими народами, преподавание славистических дисциплин в Петербургском университете способствовали выработке самостоятельного цивилизационного учения. Отмечается, что Ламанский был крупнейшим представителем петербургского славянофильства, его можно отнести к ученому, или академическому, славянофильству. На основе публикаций, писем и дневников Ламанского прослеживается история его отношений с Ю. Ф. Самариным. Отмечается, что Самарин, в отличие от И. С. Аксакова, не стал связующим звеном между московскими и петербургскими славянофилами, последователями славянофильства разных поколений. Указывается различие в происхождении и роде занятий Ламанского и Самарина, но в то же время демонстрируются те идейные и тематические совпадения, которые можно зафиксировать у обоих ученых: интерес к инородческому вопросу (развитие неславянского населения на окраинах государства), расширенное понимание «униатства» в качестве исторического типа или даже синонима западничества, критика немецкой «стихии», склонность к практической деятельности, публицистическая направленность работ. Отмечается, что взгляды Ламанского получили более концептуальное выражение в рамках его политико-географического учения о трех цивилизационных мирах.
славянофильство, славистика, петербургское славянофильство, инородческий вопрос, поколение, Самарин, Ламанский
  1. Бадалян Д. А. Книга Ю. Ф. Самарина «Окраины России» и цензура // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2016. Т. 213. С. 60–69.
  2. В память Юрия Федорович Самарина. М.: Университетская типография (Катков), 1876.
  3. Гершензон М. О. Учение о природе сознания (Ю. Самарин, главы из книги «Исторические заметки») // Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. М.: Эксмо, 2003. С. 265–297.
  4. Гиренок Ф. И. Самарин: русские и окраины России // Философия хозяйства. 2014. № 3 (93). С. 197–203.
  5. Документы к истории славяноведения в России (1850–1912). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  6. Куприянов В. А. Ломоносоведение в творчестве В. И. Ламанского // Вече: Журнал русской философии и культуры. 2018. Вып. 30. С. 223–240.
  7. Куприянов В. А. Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А. С. Хомяков и В. И. Ламанский) // Соловьевские исследования. 2018. № 2 (58). С. 21–33.
  8. Ламанский В. И. [рецензия] Пыпин А. Н. История русской этнографии. Т. II. Общий обзор изучений народности и этнография великорусская. СПб., 1891. IV+428 стр. // Живая старина. 1890. Вып. II. С. 218–233.
  9. Ламанский В. И. Вступительное чтение Доцента Петербургского университета В. И. Ламанского. М.: Тип. Бахметьева, 1865.
  10. Ламанский В. И. Измаил Иванович Срезневский (1812–1880). М.: Синодальная типография, 1880.
  11. Ламанский В. И. Новейшие памятники древнечешского языка. Критические заметки о древнем и новом по истории славистики (памяти аббата Иосифа Добровского) // Журнал Министерства народного просвещения. 1879. Июль. Ч. CCIV. С. 1–33.
  12. Ламанский В. И. О распространении знаний в России // Современник: Литературный журнал. 1857. Т. LXIII. С. 1–46.
  13. Ламанский В. И. Открытый ответ генералу Кирееву // Известия Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества. 1888. № 4–5. С. 203–235.
  14. Ламанский В. И. Речь при вступлении в звание председательствующего в отделение этнографии — в заседании 29-го января 1865 г. // Известия Императорского Русского географического общества. 1865. Т. I. Отд. I. С. 152–156.
  15. Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-хромолитография А. Траншеля, 1892.
  16. Ламанский В. М. О том, что будто немецкой культуры нет, никогда не бывало и быть не может. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1884.
  17. Михайлова Е. Е. Смысловая значимость славянофильства в оценке К. Д. Кавелина // Философский полилог. Журнал Международного центра изучения русской философии. 2017. Вып. 2. С. 129–135.
  18. Пирожкова Т. Ф. «Страшная книга» Ю. Ф. Самарина («Окраины России» в восприятии современников) // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 3. С. 130–150.
  19. Письмо В. И. Ламанского К. С. Аксакову / публ. и коммент. А. В. Малинова // Вече: Журнал русской философии и культуры. 2009. Вып. 19. С. 172–176.
  20. Пыпин А. Н. Новые славянские исследования // Современник. 1860. Т. LXXX. С. Отд. III. С. 309–328.
  21. Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (РО ИРЛИ РАН).
  22. Серкова В. А. Пространство контекста в иронико-судьбических и иронико-исторических конструкциях и моделях истории // Метафизические исследования. 1997. № 2. С. 92–107.
  23. Скороходова С. И. К вопросу о философии религии Ю. Ф. Самарина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 1. С. 224–234.
  24. Скороходова С. И. «Письма из Риги» в историософии Ю. Ф. Самарина // Соловьевские исследования. 2011. Вып. 4 (32). С. 101–113.
  25. Скороходова С. И. Понятия «униатство» и «иезуитизм» в контексте историософии Ю. Ф. Самарина // Наука и школа. 2012. № 5. С. 174–179.
  26. Скороходова С. И. Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX — первой четверти XX века. М.: Прометей, 2013.
  27. Срезневский И. И. Разбор сочинения В. И. Ламанского «О Славянах в Малой Азии, Африке и в Испании» // Двадцать девятое присуждение учрежденных П. Н. Демидовым наград. 16 июня 1860 года. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1860. С. 125–130.
  28. Стенник Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII — начала XIX века. СПб.: Наука, 2004.
Малинов Алексей Валерьевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-1252-9193;
Электронный адрес: a.v.malinov@gmail.com.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ 20-011-00071).
Малинов А. В. В. И. Ламанский и истоки «русского византизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 67-87. DOI: 10.15382/sturI2022100.67-87
В статье рассматривается отношение крупнейшего отечественного слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914) к истории и культурному наследию Византии. Отмечается, что хотя в исследовательской литературе термином «византизм» характеризуют философско-историческое учение К. Н. Леонтьева, ряд положений, развитых в концепции К. Н. Леонтьева, были высказаны ранее В. И. Ламанским. Выдвигается предположение, что В. И. Ламанский оказал влияние на формирование взглядов К. Н. Леонтьева, в частности на Византию, как при личном знакомстве, так и своими публикациями. Показано развитие воззрений В. И. Ламанского на Византию, начиная с его первой монографии «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» и заканчивая последней, неоконченной книгой ученого «Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник». Указывается на близость учения В. И. Ламанского о различии возрастов народов и культур с органицистскими концепциями Н. Я. Данилевского и К. Н. Леон тьева. Рассматривается интерпретация В. И. Ламанским взаимных отношений славян и греков, отношений славян, прежде всего балканских, к Восточной римской империи. Отмечается, что основное влияние Византии было связано с развитием у славян государственных понятий и принятием православной веры. Особое значение православия состояло в признании прав национальных языков (разработка письменности, богослужение на родном языке), что давало возможность народам, принимающим новую веру, глубже усваивать христианское учение. Приводится мнение В. И. Ламанского о причинах падения Восточной римской империи: забвение универсального смысла христианства, эллинизация, распространение национализма. Раскрывается понимание В. И. Ламанским смысла империи — единого христианского царства, наследником которого в нынешних условиях является Россия. Делается вывод, что интерес к изучению Византии и поддержка византиноведческих исследований со стороны Ламанского был следствием разработки им собственного историософского учения о трех цивилизационных мирах (романо-германском, греко-славянском и азиатском).
византизм, Ламанский, Леонтьев, православие, империя, греки, славяне, Византия, исторический организм
  1. Бессчетнова Е. В. Владимир Соловьёв и Константин Леонтьев о бытии России: в предчувствии катастрофы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  2. Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века. М.: Индрик, 2008.
  3. Козловская Н. В., Сергеева Е. В. Философский термин «византизм» в трудах К. Н. Леонтьева и В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2016. № 3 (51). С. 26–33.
  4. Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.: Изд-во С.-Петербург. унта, 1991.
  5. Корольков А. А. Русская идея и общечеловеческая культура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 4. С. 127–133.
  6. Котельников В. А. Константин Леонтьев. СПб.: Наука, 2017.
  7. Кудряшев В. Н. К. Н. Леонтьев в русском национальном дискурсе второй половины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 100–107.
  8. Кунильская Д. С. Византизм К. Н. Леонтьева в контексте русских споров // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 3. С. 58–63.
  9. Ламанский В. И. Введение в славяноведение. [СПб., 1891].
  10. Ламанский В. И. Видные деятели Западно-Славянской образованности в XV, XVI и XVII веках: Историко-литературные и культурные очерки // Славянский сборник. СПб.: Изд. Петерб. отд. Славянского комитета, 1875. С. 413–584.
  11. Ламанский В. И. Исторические замечания к сочинению «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании». СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1859.
  12. Ламанский В. И. Лекции по славянским наречиям, читанные профессором С.-Петербургского университета В. И. Ламанским за 1880–81 акад. год. [СПб.:] Литография Гробовой.
  13. Ламанский В. И. Могущество турок османов в Европе // Исторический вестник. 1880. Т. II. С. 5–23.
  14. Ламанский В. И. Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях. СПб.: Тип. А. А. Краевского, 1865.
  15. Ламанский В. И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. СПб.: Тип. Майкова, 1871.
  16. Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. Критические заметки. Пг.: Сенатская тип., 1915.
  17. Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-литография А. Траншеля, 1892.
  18. Ламанский В. И. Чтения о славянской истории в Императорском С.-Петербургском университете. Ч. I: Изучение славянства и русское народное самосознание // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. Ч. CXXXIII. С. 116–153.
  19. Линькова Е. В. Византизм как основа российской государственности в историософской концепции Ф. И. Тютчева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2006. № 3. С. 177–182.
  20. Микерин А. А. Политическое наследие Византии в общественной мысли России XIX — нач. XX в. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1 (27). С. 125–131.
  21. Переписка двух славянофилов // Русская мысль. 1916. Кн. IX. С. 1–32.
  22. Савельева М. Ю. Соотношение мифологического и рационального в доктрине византизма // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2017. № 2. С. 54–64.
  23. Тяпин И. Н. Проблема исторического возраста России в концепции О. Шпенглера (в контексте влияния Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева) // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 37–45.
  24. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2012.
  25. Фетисенко О. Л. «Наследники Византии» в оценке друзей и недругов: Российская государственность как сквозная тема «восточных повестей» К. Н. Леонтьева // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 4. С. 250–259.
Малинов Алексей Валерьевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-1252-9193;
Электронный адрес: a.v.malinov@gmail.com.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №21-18-00153, Санкт-Петербургский государственный университет).