Результат поиска
Ссылка на статью:
Максимович К. А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: Из опыта работы над проектом
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2007.
Вып. 1 (17). С. 27-44.
Аннотация
В статье излагаются задачи и предварительные итоги научного проекта ПСТГУ, целью которого является комментированный перевод на современный русский язык церковных новелл византийских императоров V-X вв., прежде всего Феодосия II (408-450), св. Юстиниана I (527-565) и Льва VI Мудрого (886-912). Необходимость такого перевода диктуется значением императорского церковного законодательства как важного и почти не изученного источника по истории Церкви и канонического права. В качестве иллюстрации приводится полный комментированный перевод важнейшей VI новеллы Юстиниа на I, в которой впервые формулируется концепция «симфонии» Церкви и государства.
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на статью:
Максимович К. А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527 - 565 гг.) "О различных церковных вопросах" (перевод и комментарий)
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2007.
Вып. 3 (19). С. 22-54.
Аннотация
Работа представляет собой комментированный перевод Юстиниановой новеллы CXXIII, в которой систематически рассматриваются вопросы поставления в священство и церковно-административного управления. Важность данной новеллы определяется не только ее большим объемом и разнообразием тематики, но и оказанным ею существенным влиянием как на византийское право («Собрание 87 глав» Иоанна Схоластика, Василики, «Эпитома» Афанасия Эмесского, Номоканон XIV титулов), так и на славянскую церковно-юридическую традицию (славянские переводы «Собрания 87 глав» и Номоканона XIV титулов в составе «Пандектов» Никона Черногорца). Перевод на русский язык и комментарий новеллы предпринимаются впервые и носят во многом экспериментальный характер.
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на рецензию:
Максимович К. А. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2007.
Вып. 3 (19). С. 153-156. — Рец. на кн.: Творения митрополита Никифора. / Изд. подг. С. М. Полянским, Н. М. Громов, С. М. Полянский, общ. ред. М.: Наука, 2006. 501 с.
Ссылка на статью:
Максимович К. А. Законодательство императора Юстиниана I о монашестве (часть 1): новеллы V и LXXIX
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2007.
Вып. 4 (20). С. 38-51.
Аннотация
Публикация содержит перевод двух новелл Юстиниана, устанавливающих порядок и юридические последствия пострижения в монашество. Новелла V определяет процедуру основания монастыря, правила приема в обитель (в том числе вопросы распоряжения имуществом при пострижении), некоторые особенности внутреннего распорядка и наказания для нарушителей монашеских обетов и дисциплины. Новелла LXXIX распространяет на монахов принципы и процедуру епископского суда (episcopalis audientia) — важнейшего института независимой церковной юрисдикции. Перевод снабжен историко-правовым и филологическим комментарием.
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на рецензию:
Сильвестрова Е. В., Максимович К. А. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2008.
Вып. 1 (21). С. 133-139. — Рец. на кн.: Избранные новеллы Юстиниана / В. А. Сметанин, ввод. ст., пер., комм. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. 340 с.
Ссылка на статью:
Максимович К. А. "Малая книга" Никона Черногорца (XI в.) - новый источник по истории Восточной Церкви
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2008.
Вып. 4 (24). С. 26-37.
Аннотация
Ключевые слова
В статье дается предварительное описание неизданного источника по истории Антиохийской Церкви — "Малой книги" (MIKPON BIBΛION) Никона Черногорца (ок. 1025 – после 1100 гг.). Никон Черногорец (по имени Черной Горы — монашеского центра под Антиохией) известен как виднейший византийский канонист XI в., оставивший после себя крупные сочинения аскетического и церковно-канонического содержания, до сих пор не изданные в полном объеме. Значение "Малой книги" состоит в подробной разработке церковно-правовых вопросов, прежде всего проблемы церковной икономии. В начале статьи подробно излагается история жизни и творческий путь Никона, даются краткие сведения о его сочинениях "Истолкования заповедей Господних" (так называемые "Пандекты") и "Тактикон". Вторая половина работы посвящена подробному тематическому анализу "Малой книги" с указанием всех использованных источников, многие из которых до сих пор не были известны науке. Работа написана в рамках подготовки первого издания "Малой книги".
Никон Черноргорец, "Малая книга", Антиохийский патриархат, каноническое право, икономия
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на статью:
Максимович К. А. Личность и "космос" в поэзии Григория Богослова
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2009.
Вып. 3 (27). С. 7-12.
Аннотация
Ключевые слова
Статья знакомит с поэтическим творчеством одного из виднейших отцов христианской Церкви и, возможно, самого плодовитого поэта своего времени —свт. Григория Богослова. Рассматривается центральный мотив его лирики —противопоставление мира (космоса) и личности. В статье делается вывод, что Григорий частично воспринял античные представления о личности как маске, личине, однако центральным мотивом в лирике Григория является взгляд на личность как на непостижимую загадку. Также предпринимается попытка поставить новый, христианский взгляд на личность в концептуальную связь с троичным богословием свт. Григория.
личность, мир, «я», «диалог с самим собой» (soliloquium), Григорий Богослов, ранневизантийская поэзия.
Максимович Кирилл Александрович
Ссылка на рецензию:
Максимович К. А. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2010.
Вып. 2 (30). С. 101-105. — Рец. на кн.: The Cambridge History of the Byzantine Empire (c. 500–1492) / J. Shepard, ed. Cambridge University Press, 2008. 1207 p.
Ссылка на рецензию:
Максимович К. А. [Рецензия]
// Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия.
2014.
Вып. 5 (55). С. 149-156. — Рец. на кн.: Захаров Г. Е. Рецензия на монографию: Demacopoulos G. E. The Invention of Peter: Apostolic Discourse and Papal Authority in Late Antiquity. Philadelphia, 2013
Ссылка на статью:
Гуреев Е. М. Поклонные кресты Русского Севера XVI -XVII: обзор отечественной историографии
// Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви.
2018.
Вып. 81. С. 11-23.
DOI: 10.15382/sturII201881.11-23
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Данная статья ставит перед собой задачу осветить ключевые работы отечественной историографии, посвященные исследованию такого типа памятников, как северные кресты XVI–XVII вв.
В ней рассматриваются труды ученых начиная с первой половины — середины XIX в., времени, когда зарождается ставрография, вплоть до современности. Следуя логике развития ставрографии, в статье отмечается появление во второй половине XIX в. исследований, посвященных поклонным и закладным крестам, находящимся на Севере России, в Новгороде. Северное направление в историографии получает развитие в начале XX в., когда появляется ряд работ, вписывающих данный тип памятников в культурный контекст севернорусских земель, за счет сопоставления крестов и ряда иных ритуальных объектов. В конце XX — начале XXI в. появился достаточно большой, по сравнению с прошлыми периодами, массив исследований, рассматривающих северные кресты с разных точек зрения. Авторы анализируют трансформацию внешнего облика северных крестов и храмовых комплексов через исследование изменения и соединения традиционных народных практик с христианскими. Еще один вопрос — определение места креста в сакральной топографии Русского Севера. Также появился ряд работ, посвященных уникальным памятникам. Внимание исследователей стали привлекать памятники не только XVIII и XIX вв., но и более ранние ставросы, хотя работу с ними затрудняет тот факт, что они сохранились в намного меньшем количестве, нежели более поздние кресты.
Историография, ставрография, кресты Новгорода, кресты Пскова, поморские кресты, Беломорье, поморы, Север, традиционная культура, православная культура
- Археологический сборник. Л., СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1959–2014.
- Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975.
- Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского. М., 1966.
- Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV веков. М., 1980.
- Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской. М., 1964.
- Две заметки о каменных крестах на Северо-Западе России. I. О каменных крестах Тесовской волости. II. Еще раз о каменных крестах «в круге» // Ладога и Ладожская земля в эпоху Средневековья. СПб., 2015. URL: http://www.ladogamuseum.ru/litera/panchenko/pub413/ (дата обращения: 28.11.2016).
- Дмитриева С. И. Мезенские кресты // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1984. Л., 1986. С. 461–466.
- Залесская В. Н. Связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X–XI веках // Восточное Средиземноморье и Кавказ. IV–XVI вв. Л., 1988. С. 93–98.
- Иоанн Кронштадтский, св. О кресте Христовом: в обличение мнимых старообрядцев. М., 2005.
- Лазарев В. Н., Мнева Н. Е. Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в. (Людогощенский крест) // Сообщения Института истории искусств. М., 1954. № 4–5. С. 145–166.
- Левина Т. В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере // Древнерусская скульптура. Вып. 1. М., 1991. С. 245–261.
- Мильчик М. И. Обетные кресты Мезени // Декоративное искусство СССР. 1974. № 2. С. 50.
- Мусин А. К вопросу о перспективах изучения русской церковной культуры в российской археологии // Археологические вести. 1993. № 2. С. 145–153.
- Мусин А. Проблемы возрождения церковной археологии: предмет, метод, цель // Церковная археология: Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 20–24 ноября 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 1. С. 17.
- Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея: Каталог. Загорск, 1960.
- Нумизматический сборник ГИМ. М., 1977–2012.
- Овсянников О. В. Каменные кресты Архангельского Поморья // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии: Сб. статей к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 171–172.
- Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII — начала XX в.: Функция и семантика // Семантика и культура. Архангельск, 1989. С. 60–77.
- Овсяников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 73–76.
- Овсянников О. В., Ясинский М. О деревянных крестах Русского Севера // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995. С. 26–74.
- Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 51–53.
- Орфинский В. П. Некрокультовые сооружения Российского Севера в контексте христианско-языческого синкретизма // Народное зодчество. Петрозаводск, 1998. С. 60–61.
- Панченко В. Б. Каменные кресты Ижорского плато: Каталог // STRATUM plus. Культурная антропология и археология. 2005–2009. № 5. С. 420–438.
- Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург; Архангельск; Ярославль, 2013.
- Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV–XVI вв. М., 1979.
- Порфиридов Н. Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры. Каменный крест из Боровичей // Древнерусское искусство XV — начала XVI в. М., 1963. С. 184–195.
- Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV веков. М., 1978.
- Рындина А. В. Прикладное искусство и пластика // Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV–XVI вв. М., 1979. С. 478–617.
- Святославский А. В. Белокаменный крест с надписью в интерьере палат Аверкия Кириллова // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005. С. 336–404.
- Сказание о явлении Честнаго и Животворящаго Креста Господня и Чудотворца Николая. Ярославль, 1882.
- Соленикова Е. В. Закладные кресты в архитектуре Северо-Запада России. СПб., 1996.
- Стерлигова И. А. Крест из Херсонского музея и русские меднолитые киотные кресты XII–XIV вв. // Древнерусская скульптура. Вып. II. Ч. 1. М., 1993. С. 4–19.
- Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003. C. 157–164.
- Суслова Е. Д. Церковь и причт в Карелии раннего Нового времени: анализ информации массового характера // Границы в пространстве прошлого: социальные, идейные, культурные аспекты. Тверь, 2006. C. 117.
- Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.
- Фризин Н. Н. Деревянные надгробия Русского Севера: некоторые варианты развития пространственной структуры // Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 199–236.
- Черных A. В. Символы православия в топографии русской деревни // Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 293–297.
- Яшкина В. Б. Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX–XX вв. // Канун. Вып. 4. СПб., 1998. С. 353–354.
Гуреев Егор Максимович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-0353-7877;
Электронный адрес: egor_gureev@mail.ru.
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0003-0353-7877;
Электронный адрес: egor_gureev@mail.ru.