/
Результат поиска


Макарова А. Л. Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 19-32.
PDF
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности. В процессе данного исследования раскрывается сложная история создания памятника, в которой отразились неожиданные политические события, затрагивавшие и государственные интересы средневековой Грузии, и судьбы отдельных людей. Исторические подробности позволили поставить проблему передатировки основного объема храмовой росписи в Бетании. Новая датировка находит подтверждение данными иконографического и стилистического анализа.
Грузия, средние века, монументальная живопись, царица Тамара, Георгий III, бетания, ктиторы, иконография, князь Г. Г. Гагарин, Орбели
Макарова Анна Львовна
Макарова А. Л. Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и византийской живописи середины — 2-й половины XII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 25-39. DOI: 10.15382/sturV201622.25-39
Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.
Бетания, Орбели, Георгий III, комниновское искусство, фрески, основной объем, стиль, Атени, Мирожский собор, Полоцк.
1. Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
2. Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983.
3. Вирсаладзе Тинатин. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Вирсаладзе Тинатин: Избранные труды. Тбилиси, 2007. С. 145–225.
4. Лазараев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.
5. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. М., 2014.
6. Попова О. С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М., 2005.
7. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
8. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2010.
9. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
10. Сonstantinidi E. 1993–1994 “The Frescoes of the Church of the Holy Archangels of Zemo-Krikhi, Rača (Georgia) and Contemporary Monuments of Mani in Southern Greecе”, in Images from the Byzantine Periphery Studies in Iconography and Style, Athens, 1993–1994, pp. 181–192.
11. Zakharova A., Sverdlova S. 2015 “Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the Tenth to Eleventh Centuries”, in Zograf, Belgrade, 2015, vol. 39, pp. 11–25.
12. ქავთარია ნინო. წყაროსთავის ოთხთავი: ეროვნული მემკვიდრეობა // საპატრიარქოს უწყებანი. სექტემბერი, № 30 (558). თბ., 2010. გვ.19–20.
Макарова Анна Львовна
Ячменик В. А., Макарова А. В. «В Церкви должно воскреснуть пророчество»: фигура пророка в русской мысли рубежа XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 100. С. 45-64. DOI: 10.15382/sturI2022100.45-64
В статье предпринята попытка проследить развитие осмысления фигуры пророка в русской мысли конца XIX – начала XX столетия. Дается краткая характеристика общеевропейского контекста, в котором формируется понимание фигуры пророка как носителя индивидуального начала в религии, наиболее полно описанное М. Вебером. Поскольку в русской религиозной философии осмысление пророческой функции появляется раньше – в работах В. С. Соловьева, первая часть статьи посвящена анализу фигуры пророка в теократической концепции этого мыслителя. Отмечается частичное сходство воззрений Соловьева с идеями Вебера, характеризуются специфические особенности предложенной русским философом системы, где пророк рассматривался как звено «триады» наравне со священством и царством. Формулируются константные характеристики пророка в соловьевской системе: универсализм, внеинституциональность, творческая составляющая и функция нравственного контроля, а также ориентация в будущее. Вторая часть статьи посвящена рецепции идей Соловьева в наследии представителей русского богословия и религиозной философии начала XX столетия. Рассматриваются возникшие в рамках религиозно-философских собраний дискуссии об иерархии и интеллигенции как возможных носителях пророческого начала, характеризуются позиции по данному вопросу В. А. Тернавцева и Д. С. Мережковского. Прослеживается развитие идеи о пророке в контексте обсуждения проблемы авторитета в Церкви в академическом богословии М. М. Тареева, В. Троицкого, П. Флоренского, анализируется осмысление соловьевской триады С. Н. Булгаковым и А. В. Карташевым, а также критика взглядов последнего со стороны кружка Мережковского. Отмечается разница в подходах участников дискуссий, стремившихся рассматривать пророческое начало как интегрированное в церковное сообщество, либо чуждое Церкви и противопоставленное ее иерархии. В заключении подводится итог развитию осмысления фигуры пророка в русской традиции обозначенного периода, отмечаются параллели с поисками западных исследователей и обозначается общая для отечественных и зарубежных мыслителей начала XX века проблема различения священнического и пророческого начал в религии.
пророк, священник, власть, харизма, экклезиология, богословие
  1. Антоний (Храповицкий), митр. Ложный пророк // Волынские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 239–243.
  2. Антонов K. M. «Как возможна религия?»: философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков: в 2 ч. М.: ПСТГУ, 2020.
  3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 1916.
  4. Бессчетнова Е. В. Е. Н. Трубецкой и его спор о теократии с Вл. С. Соловьевым // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 84–96.
  5. Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: в 2 т. М., 1911.
  6. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917.
  7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / пер. с нем., предисл. О. В. Кильдюшова. СПб.: Владимир Даль, 2017.
  8. Вебер М. Хозяйство и общество: Очерки понимающей социологии: в 4 т. / пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Высшая школа экономики, 2016–2019.
  9. Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII — начала XX века / ред. Л. Манчестер, Д. А. Сдвижков. М.: НЛО, 2019.
  10. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
  11. Воронцов С. А. Священник в свете стилей мышления: иерархическая и должностная спецификации // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91. С. 32–54.
  12. Гайда Ф. А. Миссия «интеллигенции» в публицистике русского освободительного движения (1882–1909) // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 141–149.
  13. Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. Вып. 18. С. 57–68.
  14. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903) / ред. С. М. Половинкин. М.: Республика, 2005.
  15. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / пер. с нем. А. Петровский, П. Флоренский. М., 1906.
  16. Иванов В. Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
  17. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  18. Карташев А. В. Реформа, реформация и исполнение церкви. Пг., 1916.
  19. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111–129.
  20. Кондаков И. В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 176–186.
  21. Королева С. Б. Пророческая тема в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»: диалог с традицией и эпохой // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 206–225.
  22. Коутс Р. Миф о божественном правителе в «Царе и революции» (1907 г.) // Соловьевские исследования. 2017. № 4 (56). С. 72–84.
  23. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. СПб., 1908.
  24. Мережковский Д. С. Невоенный дневник, 1914–1916. Пг., 1917.
  25. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М.: Модест Колеров, 2008.
  26. Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41–60.
  27. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / ред. О. Т. Ермишин и др. М.: Русский путь, 2009.
  28. Самарина Т. С. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2018. Т. 2. № 2. С. 101–109.
  29. Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.
  30. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь / пер. с фр. Г. А. Рачинский. М., 1911.
  31. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 10 т. / ред. М. Соловьев, Э. Л. Радлов. СПб., 1911–1914.
  32. Тареев М. М. Основы христианства: в 5 т. Сергиев Посад, 1908–1910.
  33. Тареев М. М. Церковь и богословие // Богословский вестник. 1917. Т. 2. № 10/11/12. С. 316–331.
  34. Тихомиров Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1892.
  35. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  36. Флоренский П. А. Богословские труды: 1902–1909 / ред. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: ПСТГУ, 2018.
  37. Холопов И. Идеология церковной реформы. К., 1916.
  38. Хондзинский П., прот. Два Иуды // У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях: Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Институт Российской истории РАН, 2019. С. 445–456.
  39. Хондзинский П., прот. Поздние славянофилы и либеральное духовенство в начале ХХ в. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи: Материалы международной научной конференции. М.: ПСТГУ, 2018. С. 215—227.
  40. Эрн В. Ф. Борьба за Логос. М.: Правда, 1991.
  41. Adair-Toteff C. Max Weber’s charismatic prophets // History of the Human Sciences. 2014. Vol. 27. № 1. P. 3–20.
  42. Le Rider J. Modernité viennoise et crises de l’identité. P., 2000.
  43. Lyutko E., Chernyi A. Die Geistlichkeit in der Auff assung des Moskauer Metropoliten Filaret: Akzentwechsel in der russischen Theologie des Priestertums von der zweiten Hälfte des 19. bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts // Ostkirchliche Studien. 2020. B. 69. H. 2. S. 207–227.
  44. Max Weber’s ‘Religionssystematik’ / H. G. Kippenburg, M. Riesebrodt, ed. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  45. Rupp J. Message ecclesial de Solowiew. P.; Brussels, 1975.
  46. Teslya A. The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907–1909) // Russian Sociological Review. 2019. Vol. 18. № 2. P. 107–119.
Ячменик Вячеслав Александрович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-4624-5962;
Электронный адрес: yachmenik94@mail.ru.
Макарова Анна Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Макарова А. В. Приход как зеркало внутрицерковных разделений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 169-173. — Рец. на кн.: Беглов А. Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. Серия: Церковные реформы: Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период. М.: Индрик, 2021. 1048 с.
PDF
Макарова Анна Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.