/
Результат поиска


Лучкина О. А. Что читать любящей Мари: сюжетная игра с читательской адресацией в сборнике биографий «Юность знаменитых людей» Эжена Мюллера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 76-84. DOI: 10.15382/sturIV202163.76-84
Биография известного лица используется писателями и педагогами для демонстрации детям лучших качеств и поступков и задает социально-ролевые модели поведения. В статье рассматривается сборник биографий «Юность знаменитых людей» Эжена Мюллера с точки зрения гендерных стереотипов, анализируются типы героев нарративов, предлагаемых писателем в связи с задаваемой им читательской адресацией. Основная задача работы - установить, какой герой был предписан Э. Мюллером читателю-девочке, в чем своеобразие подбираемых для нее типов героев биограмм. К биографиям известных личностей Э. Мюллер обращается, пересказывая для детей истории жизни Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, Г. Галилея, Горация, Ж.-Б. Мольера, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Х. Колумба, Наполеона I Бонапарта, П.П. Рубенса, Э.М. Фальконе. В сборнике «Юность знаменитых людей» автор в течении нескольких вечеров рассказывает детям истории о героях, призванных воспитать человека с образцовым характером. Мюллер, используя сюжетную игру с читательской адресацией, предпринял попытку показать разные типы читателей-детей, которым соответствует определенный биографический материал. В издании 1897 г. (перевод В.Д. Владимирова) собрано сто десять биографических эпизодов, а в издании 1912 г. (перевод Н.С. Кутейникова) количество биографий увеличилось за счет дополнения русским материалом (Митрополит Платон, М.В. Ломоносов, М.С. Щепкин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.М. Карамзин, А.В. Суворов). В гендерном отношении среди биографических нарративов наблюдается неравномерность. Среди ста десяти биографий пять раскрывали образы женщин: Софи Жермен, Анна Лефевр, Вероника Малегуцци, Мария Аньези, Дельфина де Жирарден.
биография, детское чтение, «Юность знаменитых людей», Эжен Мюллер, читательская адресация, гендер, non-fiction, биограмма, биографический нарратив, биографическая история, карьерная биография
  1. Детство знаменитых людей. М., 1847.
  2. Лучкина О. А. «Искры Божьи»: отбор биографий в реестр для детского чтения (на материале педагогической критики детской литературы) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 141–153.
  3. Мещеркина Е. Ю. Введение // Биографический метод в социологии. История, методология и практика. М., 1994. С. 5–10.
  4. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1870.
  5. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1896.
  6. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1912.
  7. Попова Т. Н. Биоисториописание в контексте научных традиций: концепты и модели // Диалог со временем. 2015. № 53. С. 34–35.
Лучкина Ольга Александровна
Место работы: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8184-5309;
Электронный адрес: olyalukoie@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00381 «Педагогические концепции гендерной социализации в русской детской литературе».