/
Результат поиска


Лукашевич А. А. Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 83-104. DOI: 10.15382/sturV201414.83-104
В статье описываются два типа Согласников, древнерусских певческих руководств, которые содержат формулы путевого распева. Первый тип называется здесь христофоровским, другой — большаковским. Эти термины связаны с рукописями, в которых засвидетельствованы наиболее репрезентативные образцы этих руководств. Третий тип Согласников называется соловецким, он не описывается подробно. Для более точной характеристики двух типов Согласников в статье описывается явление формульных расхождений между путевыми и столповыми песнопениями. Формулы путевого распева основаны на мелодии и ритмическом рисунке соответствующих формул столпового распева. Если путевая формула в песнопении не является точным переводом на путь соответствующей столповой формулы, но основана на другой столповой формуле, мы называем это формульным расхождением. Два типа Согласников по-разному представляют формульные расхождения. Делается вывод о том, что христофоровский тип Согласников основан на практическом, а большаковский — на теоретическом принципе
путевой распев, путевой Согласник, казанский Согласник, путевая нотация, казанская нотация, мелодическая формула, попевка, кокизник
1. Беляев В. М. Раннее русское многоголосие. М., 1997.
2. Богомолова М. В. К проблеме расшифровки путевой нотации // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 89–106.
3. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере великой панихиды). Вып. II. Русское безлинейное многоголосие. М., 2005.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
5. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
6. Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Изд. 2-е. Рига, 2001.
7. Гусейнова З. М. «Путные тайны» азбуки Христофора // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. С. 51–71.
8. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.
9. Гусейнова З. М. Азбуки «казанского знамени» // Рукописные памятники. Вып. 5. СПб., 1999. С. 11–30.
10. Захарьина Н. Б. Строки песнопений Успению Богородицы в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Греко-русские певческие параллели. М.; СПб., 2008. С. 221–231.
11. Игнатьев А. А. Краткий обзор крюковых и нотолинейных певчих рукописей Соловецкой библиотеки. Приложение к Описанию Соловецких рукописей. Казань, 1910.
12. Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XV — середины XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 148–159.
13. Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1978. Л., 1979. С. 188–195.
14. Смоленский С. В. Снимки с певческих рукописей Соловецкой библиотеки. Приложение к неизданному описанию их С. В. Смоленского. М., 1899; немецкое переиздание: Stepan Vasil'evich Smolenskij . Palaographischer Atlas der altrussischen linienlosen Gesangsnotationen. München, 1976.
15. Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. СПб., 1901.
16. Хачаянц А. Г. Певческие рукописи XVI–XVIII веков в Зональной научной библиотеке им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. По материалам научных конференций «Бражниковские чтения» 2008–2009 годов. СПб., 2010. С. 174–180.
17. Христофор. Ключ знаменной. 1604 / публ., пер. М. В. Бражникова, Г. А. Никишова; предисл., комм., иссл. Г. А. Никишова. М., 1983 (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9).
18. Шиндин Б. А. Нотация певческой рукописи Соловецкого собрания № 752/690 // Проблемы истории русской и советской музыки. Вып. 34. М., 1977. С. 112–120.
19. Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1999.
Лукашевич Александр Андреевич
Лукашев А. А. Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 117-136. DOI: 10.15382/sturI202198.117-136
В соответствии с каноном персидской поэзии любая поэма-маснави начинается с вводной главы, посвященной божественному единству. Такие вводные главы называются «тавхид» и дают богатый материал для исследования того, как автор трактует ключевую доктрину ислама — единобожие (тавхид). Исторически возникновение таких глав обусловлено мусульманской традицией начинать любое дело со слов, открывающих коранический текст: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного». Главы тавхид можно считать развернутой версией этой формулы. Мадждуд Санаи является родоначальником суфийского философско-дидактического эпоса. На его творчество опирались более поздние классики суфийской литературы — Фарид ад-Дин Аттар, Джалал ад-Дин Руми и пр. Несмотря на роль, которую Санаи сыграл в развитии персидской суфийской поэзии, сохранилось не так много свидетельств, позволяющих реконструировать его биографию, зато его произведения позволяют многое узнать о мировоззрении классика. Основной акцент в данной статье сделан на разборе ключевых моментов главы, посвященной непосредственно теме единобожия — «О единстве Всевышнего Творца», открывающей поэму Санаи «Сад Истины и Закон пути». Статья демонстрирует специфику подхода Санаи к решению вопроса о божественном единстве. В отличие от других авторов, таких как, например, Махмуд Шабистари, Санаи, рассматривая вопрос о божественном единстве, делает акцент не на единстве божественной самости или сущности, а на единстве божественных действий. Для него единобожие заключается в том, чтобы считать Бога единственным истинным действователем, без которого ничто не может перейти от движения к покою и от покоя к движению. Такая трактовка божественного единства оказывает существенное влияние на статус мира в системе взглядов Санаи. В приложении к статье приводится первый подробно комментированный перевод на русский язык вводной главы к поэме Мадждуда Санаи «Сад Истины и Закон пути».
суфизм, Иран, Санаи, единобожие, тавхид, поэма, маснави, Сад Истины
  1. Абдо М. Трактат о единобожии. М.: Медина, 2021.
  2. Дроздов В. А. Мусульманский мистицизм: учеб. пособие. СПб., 2015.
  3. Ибн Араби. Избранное / пер. А. В. Смирнов. М., 2014.
  4. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
  5. История арабо-мусульманской философии: учебник и антология / ред. А. В. Смирнов. М., 2020.
  6. Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи. М., 2020.
  7. ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 1. Бейрут: Дар ал-вафа, 1983.
  8. Насыров И. Р. Об «этическом волюнтаризме» ашаризма как о «традиционной этике» ислама // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 84–105.
  9. ан-Насафи, Абу ал-Муʻин. Бахр ал-калам фи усул ад-дин. Амман: Дар ал-Фатх, 2014. С. 95–97.
  10. Нофал Ф. О. Категория «вера» в классической исламской теологии: Историко-философские очерки. Одесса: Феникс, 2016.
  11. Нофал Ф. О. Матуридизм: учеб. пособие (рукопись).
  12. Рейснер М. Л., Ардашникова А. Н. Персидская литература домонгольского времени (IX — начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика. М., 2019.
  13. Рейснер М. Л. «Утверждение единобожия» (тавхид) в персидской классической литературе: от религиозного концепта к поэтической теме // Вестник МГУ. 2010. № 4.
  14. Санаии, Абу ал-Маджд Мадждуд Ибн Адам. Хадикат ал-хакика ва шари‘ат ат-тарика/тасхих ва тахшийа Мударрис Рид̣ави. Тихран, 1374.
  15. Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. 5. М., 2016.
  16. Смирнов А. В. О формализации умозаключения в процессуальной логике // Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышле нию. М., 2021. С. 167‒215.
  17. Смирнов А. В. Сознание, язык, культура, смысл. М., 2015.
  18. Суждения Духа разума // Зороастрийские тексты. М., 1997.
  19. Шабистари М. Цветник тайны / персидский текст поэмы, пер., коммент. А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М., 2021.
  20. аш-Шахрастани, Абу ал-Фатх. Китаб ал-милал ва ан-нихал. Бейрут: Дар ал-маʻрифа, 1993.
  21. Fatemi S. N., Ashrafzadeh R., Badizadeh M. Nasser Khosrow and Sanai Poets of Bipolar or Multipolar? (Poetic awakening from dream to reality) // Propositos y representaciones. Lima, 2021. Vol. 9.
Лукашев Андрей Александрович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6328-9196;
Электронный адрес: andrew_l@inbox.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 21-011-44130 «Религиозно-мистические традиции суфиев, алавитов и исмаилитов (на примере работ Абу ал-Мадждуда Санаи, Макзуна ас-Синджари и Насира Хусрава)».