/
Результат поиска


Логинова Ю. А. Адъективные и именные варианты прилагательного божий в современном русском языке // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 4 (30). С. 26-40.
PDF
В статье рассматривается функционирование адъективных и именных форм прилагательного Божий в современном русском языке. Делаются обобщения о закономерностях употребления морфологических вариантов в зависимости от сферы функционирования текста. Выдвигается предположение, по какой причине прилагательное Божий, в отличие от остальных притяжательных прилагательных на -ий, имеет обширную, подтвержденную корпусными данными морфологическую вариативность в современном русском языке.
морфологическая вариативность, прилагательное, адъективные и именные формы прилагательного, корпусное исследование
Логинова Юлия Анатольевна
Логинова М. П. Основы образования в США и России: культурно-религиозный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 9-23. DOI: 10.15382/sturIV201954.9-23
Статья посвящена истории развития систем образования в США и России, а также связи процесса образования и воспитания с религией. Сравнение требований к процессу образования, сформировавшихся в двух культурах в результате исторического развития, позволяет автору говорить об отличительных особенностях национальных систем образования России и США. Рассматривая работы исследователей, изучавших вопросы связи культуры и религии, с одной стороны, и истории зарождения и развития национальных систем образования, с другой, автор обращается к двум коренным «культуроносным» религиям США и России: протестантизму и православию. В работе выделяются некоторые ключевые критерии протестантского и православного мировоззрений и ценностей, которые лежат в основе национальных особенностей педагогических традиций данных стран, а также приводится сравнительный анализ выделенных критериев. Среди таких критериев выбраны следующие: призвание человека, труд в жизни человека, отношение к результатам труда. Данные критерии имеют тесную связь с процессом образования и влияют на его содержание в зависимости от религиозной и культурной установки. Проведенное сравнение, а также лингвистический и этимологический анализ слов образование, education, to bring up, воспитывать дают возможность автору сделать вывод о глубоком различии смыслов, заложенных в данных понятиях. Цели и задачи, стоящие перед процессами образования в двух культурах, также имеют отличительные особенности, а иногда кардинальные расхождения, что ставит под вопрос целесообразность «слепого», некритического копирования основных черт из одной педагогической культуры в другую.
национальная система образования, история образования, образовательные (академические) ценности, протестантские ценности, православные ценности, образовательные традиции США, образовательные традиции России
  1. Беленчук Л. Н. Традиционализм в русской педагогике рубежа XIX–XX вв. (на примере творчества К. П. Победоносцева и о. Иоанна Кронштадтского) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 49–58.
  2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1900. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 кн. М., 2011. Кн. 2.
  6. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-suschnost-i-tsel-vospitaniya-v-kontekstepravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 20.11.2018).
  7. Дивногорцева С. Ю. Философско-историческое обоснование идеалов воспитания в трудах славянофилов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fi losofsko-istoricheskoe-obosnovanie-idealovvospitaniya-v-trudah-slavyanofilov (дата обращения: 20.11.2018).
  8. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Т. 2. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003.
  9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. СПб., 2007.
  10. Иларион (Алфеев), митр. Православие: В 2 т. Т. 1. М., 2012.
  11. Образ // Этимологический словарь русского языка. URL: https://vasmer.slovaronline.com/8628-OBRAZ (дата обращения: 21.11.2018).
  12. Осипов А. И. Встреча с духовенством. URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/a-i-osipovvstrecha-s-duhovenstvom-chast-1 (дата обращения: 21.11.2018).
  13. Осипов А. И. Что такое образование? (МПГУ, 17.05.2014) URL: https://alexey-osipov.ru/video/obrazovanie/chto-takoe-obrazovanie-mpgu-20140517/ (дата обращения: 21.11.2018).
  14. Пирогов Н. И. Избранные педагогические произведения. М., 2016.
  15. Преображенский В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Руси. СПб., 1887. URL: http://www.prlib.ru (дата обращения: 15.02.2015).
  16. Рапацевич Е. С. Золотая книга педагога. Минск, 2010.
  17. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  18. Barrow C. W. Universities and the Capitalist State. Corporate Liberalism and the Reconstruction of American Higher Education, 1894–1928. Madison, 1990.
  19. Bok D. Universities and the Future of America. Durham and London, 1990.
  20. Cooke M. L. Academic and Industrial Effi ciency. A Report to the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. Bulletin № 5. New York, 1910.
  21. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения:11.08.2016).
  22. Educate // Online etymology dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/educate (дата обращения: 15.02.2015).
  23. Education for All American Youth // Educational Policies Commission. Washington, 1944.
  24. Franklin B. Autobiography. Boston, 1993.
  25. Hillescheim J. W., Merrill G. D. Theory and Practice in the History of American Education. A Book of Readings. Pacifi c Palisades, California, 1971.
  26. Lucas C. J. American Higher Education. A History. New York, 2006.
  27. Rashdall H. Philosophy and Religion: Six Lecturers, Delivered in Cambridge. London, 1909.
  28. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. New York, 1938.
  29. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  30. The Purposes of Education in American Democracy // Educational Policies Commission. Washington, 1938.
  31. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore, 2004.
  32. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. URL: http://www.jstor.org/stable/367723 (дата обращения: 07.07.2016).
Логинова Марина Павловна
Место работы: Бейтс колледж; Льюистон, Мэн, США;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.
Логинова М. П. Философия американского образования: от истины до мнения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 22-36. DOI: 10.15382/sturIV202160.22-36
В статье рассматривается процесс становления американской системы образования с первых школ в Новом Свете до настоящего времени. Являясь неотъемлемой частью культуры любого общества, образование формирует духовный облик человека, его ценности и устремления. Автор анализирует некоторые особенности философии американского образования, его религиозные основы, берущие свое начало в христианской Европе. Создание в США учебных заведений в XVII–XVIII вв. носило прежде всего религиозный характер. Более того, именно образование американские просветители молодой республики считали краеугольным камнем зарождающейся культуры, поэтому колледжи, а позже университеты приняли на себя роль национальных духовных центров. Некоторые исследователи считали науку новой религией, а университет — новой церковью, обладающей способностью объединять людей на основе общих духовных ценностей. Если в первые американские колледжи XVII в. студенты приходили для познания истины, то в XIX в. в связи с развитием науки, появлением теории эволюции, а также техническими революциями неизменная и вневременная категория истины начинает замещаться изменяемыми и экспериментально доказанными научными истинами-фактами. В этот период обучения американские вузы ориентируются на выработку у учащихся умения рассуждать и доказывать свою точку зрения. Поэтому на следующем этапе развития национальной системы образования истины-факты начинают заменяться мнениями. В результате такого развития в учебных программах американских образовательных учреждений возникают курсы, отражающие сугубо утилитарные желания и интересы студентов-потребителей образовательной услуги: мнения становятся главным результатом образовательной деятельности, что ведет к «мельчанию» науки в целом и профанации знания как такового.
история американского высшего образования, философия образования, американские образовательные традиции, образовательные ценности, истина и истины, знания, мнения
  1. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  2. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2857/ОБРАЗОВАНИЕ (дата обращения: 01.05.2019).
  3. Ben-David J. American Higher Education. Directions Old and New. N. Y., 1972.
  4. Brubacher J. S. On the Philosophy of Higher Education. San Francisco, 1982.
  5. Butler N. M. The American as he is. N. Y., 1908.
  6. Counts G. S. Education and American Civilization. N. Y., 1952.
  7. Cubberley E. P. The History of Education: Educational Practice and Progress Considered as a Phase of the Development and Spread of Western Civilization. Boston; New York, 1920.
  8. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения: 07.05.2019).
  9. Finn C. E., Jr., Ravitch Diane, Roberts P. H. (eds). Challenges to the humanities. N. Y.; London, 1985.
  10. General Education in a Free Society. Report of the Harvard Committee. With an Introduction by James Bryant Conant. Cambridge, Massachusetts, 1945.
  11. Herbst J. From Crisis to Crisis. American College Government. 1636–1819. Cambridge, MA and London, England, 1982.
  12. Jordan D. S. The Voice of the Scholar. With Other Addresses on the Problems of Education. San Francisco, 1903.
  13. Lippman W. The University // New Republic. 1996. Vol. 154. P. 17–20.
  14. Pusey N. M. The Age of the Scholar; Observations on Education in a Troubled Decade. Cambridge, Mass., 1963.
  15. Reuben J. A. The Making of the Modern University. Intellectual Transformation and the Marginalization of Morality. Chicago and London, 1996.
  16. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. N. Y., 1938.
  17. Rudolph F. American College and University: A History, University of Georgia Press, 1991. URL: ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3039001 (дата обращения: 25.04.2019).
  18. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  19. Smith M. And Madly Teach. A Layman Looks at Public School Education. Chicago, Illinois, 1949.
  20. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore and London, 2004.
  21. Tocqueville A. De. Letters from America. Edited, translated, and with an introduction by Frederick Brown. New Haven; London, 2010.
  22. Touraine A. The Academic System in American Society. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1974.
  23. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. P. 409–424. History of Education Society. URL: http://www.jstor.org/stable/367723. (дата обращения: 07.07.2016) doi: 10.2307/367723.
  24. Zmirak J. (ed) Choosing the Right College: The Whole Truth about America's Top Schools. ISI Books, 2000. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3316191 (дата обращения: 03.11.2019).
  25. Zoch P. A. Doomed to Fail. The Built-in Defects of American Education. Chicago, 2004.
Логинова Марина Павловна
Место работы: Бейтс колледж; США, Мэн, г. Льюистон, улица Эндрю, 2, 04240;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.