/
Результат поиска


Литвинова С. Н., Танвель И. В. Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIV201746.11-23
В статье рассматривается маркетинговый подход к разработке профиля образовательных программ высшей школы. Методологической основой исследования является международный алгоритм создания образовательных программ, в том числе опросов и фокус-групп. Представлены результаты маркетингового исследования. В исследовании участвовало 1092 учащихся старших классов средней школы в период с января по декабрь 2016 г. В соответствии с анализом тенденций социально-экономического развития и образовательных потребностей различных социальных групп были определены профили образовательных программ в гуманитарных науках. Предложена модель разработки образовательных программ по запросу работодателя в соответствии с федеральными программами для конкретной административной территории. Предложена организационная модель с использованием сетевых форм для внедрения условий для эффективного управления профессиональным руководством и учебной деятельностью. По результатам исследования, наиболее привлекательными программами высшего образования в гуманитарных науках сейчас являются «Международный маркетинг», «Мировая экономика», «Гражданское право», «Психология образования» и «Управление персоналом».
проектирование, профиль образовательной программы, маркетинговый подход, целевая аудитория, результаты исследования
  1. На пути к сопоставимости программ высшего образования: Информационный обзор / И. Дюкарев, Е. Караваева, А. Демчук, П. Бенейтоне, Х. Гонсалес, Р. Вагенар, ред. Бильбао, 2013.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. М., 2015.
  3. Щербакова А. С. Социальные технологии как эффективное средство управления образовательной системой вуза на основе маркетингового подхода: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2014.
Литвинова Светлана Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Зеленоградскоe отделениe Института делового администрирования ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.
Танвель Ирина Викторовна
Место работы: ЧУ ВО «ИГА»; Российская Федерация, 119261, г. Москва, Ленинский проспект, д. 80;
Должность: заместитель директора по дополнительному образованию;
Электронный адрес: tanveli@yandex.ru.
Литвинова И. Н., Редькина О. Ю. Общество и Православная Церковь в тыловой провинции периода Первой мировой войны (на материалах г. Царицына Саратовской губернии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 68-83. DOI: 10.15382/sturII201882.68-83
В статье анализируется проблема консолидации гражданского общества и Православной Церкви в крупном уездном центре Саратовской губернии в годы Первой мировой войны. Социокультурная и духовной жизнь досоветского периода истории Царицына (Волгограда) на фоне существующего научного интереса к событиям Сталинградской битвы остаются неисследованными. В частности, не рассматривались вопросы духовной составляющей провинциального общества Нижнего Поволжья в условиях Первой мировой войны, имеющие непосредственное отношение к актуальной проблеме научного направления «культура тыла». Цель работы — раскрыть содержание духовной и общественной деятельности Церкви как важного компонента социальной регуляции провинциального общества в годы мировой войны. Особое внимание в статье уделено вопросам взаимодействия духовенства и мирян по оказанию помощи семьям воинов, раненым, беженцам. Авторами статьи исследован и введен в научный оборот новый документальный материал по заявленной теме. Уточнены функции приходского попечительства, аспекты взаимодействия приходских советов и прихожан в организации лазаретов для раненых, приютов для сирот, в поддержке местных отделений благотворительных структур: Красного Креста, Елизаветинского и Татьянинского комитетов, Человеколюбивого общества. В ходе исследования применялся документальный анализ архивных источников и материалов печатных изданий методом сбора фактологических данных, содержащихся в документах, сами документы использовались в качестве главного источника информации. В работе использован цивилизационный подход к анализу социокультурных и духовных факторов, влиявших на жизнедеятельность провинциального общества в период великих испытаний, также использовались системный подход, дедуктивный и индуктивный методы исследования. Вывод работы — единство общества и Православной Церкви стало одной из важных социальных скреп тыловой провинции в годы тяжких испытаний Первой мировой войны.
Саратовская и Царицынская епархии, общество, патриотизм, общественное богослужение, пожертвования, помощь Церкви фронту и тылу, благотворительные комитеты
  1. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда 1589–1967. М., 1968.
  2. Горожанина М. Ю. Деятельность православной церкви в годы Первой мировой войны // Доклады Академии военных наук. 2006. № 5 (23). С. 255–264.
  3. Гринченко Я. С. Саратовское духовенство в политической борьбе начала ХХ века / Я. С. Гринченко, Г. П. Кибасова, О. Н. Савицкая. Волгоград, 2012.
  4. Иванов С., Супрун В. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. URL: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/voznesenskaya-cerkov/ (дата обращения: 03.05.2017).
  5. Карагодина О. А. Благотворительная деятельность в Царицыне в годы Первой мировой войны (по материалам периодической печати) // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 39. С. 246–252.
  6. Максимов Е. К. Саратовское Поволжье в годы Первой мировой войны / Е. К. Максимов, В. П. Тотфалушин. Саратов, 2007.
  7. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в годы Первой мировой войны // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2011. № 4. С. 61–75.
  8. Овсейко В. П. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии в годы Первой мировой войны // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 5 (141). С. 101–107.
  9. Семенова Е. Ю. Мировоззрение городского населения Поволжья в годы Первой мировой войны: социальный, экономический, политический аспекты: монография. Самара, 2012.
  10. Туманова А. С. Организация помощи фронту и жертвам войны как результат совместных усилий власти и гражданского общества в годы Первой мировой войны: институциональный и правовой аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 34–40.
  11. Туманова А. С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.). М., 2014.
Литвинова Ирина Николаевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Волгоградский государственный университет; Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100;
Должность: доцент кафедры социальной работы и педагогики;
ORCID: 0000-0002-0611-336X;
Электронный адрес: litvinova@volsu.ru.
Редькина Ольга Юрьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Волгоградский государственный университет; Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100;
Должность: профессор кафедры международных отношений, политологии и регионоведения;
ORCID: 0000-0002-8978-9575;
Электронный адрес: oured@volsu.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-13-34004 а(р) и Администрации Волгоградской области в рамках проекта «Гражданское общество Царицына в период Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917 гг.)».
Литвинова С. Н. Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 106-116. DOI: 10.15382/sturIV202056.106-116
Целью статьи является исследование феномена игровой детской субкультуры с учетом современной социокультурной ситуации развития дошкольника. В статье определены проблемные точки в теории и практике дошкольного образования с позиции применения игровых технологий. Уточнено понятие игровой детской субкультуры. С помощью метода анализа ранних детских воспоминаний и наблюдений за играми детей дошкольного возраста установлены характеристики игровой детской субкультуры. Представлены результаты рейтинга популярности детских мультфильмов, показана эмпирическая связь между содержанием детских игр и популярными мультипликационными сюжетами. Выявлено, что в игре современного дошкольника отражаются архетипичные и современные социокультурные игровые модели. Установлено, что игровая детская субкультура связана с потребностями детей независимо от времени. Определены факты продуктивной комбинаторики детей дошкольного возраста, которая выражается в интеграции разнородных ролей и сюжетных линий, что отражает потребность ребенка максимально реализовать собственные желания в ситуации «здесь и сейчас», комбинировать имеющиеся представления об окружающей действительности и создавать новые игровые ситуации. Результаты исследования феномена детской игровой субкультуры позволили автору сделать вывод о необходимости разработки игровых технологий, которые позволят ребенку погрузиться в пространство собственных игровых возможностей и развить комплекс значимых навыков будущего, таких как креативное мышление, коммуникативность, изобретательность, способность реагировать на изменения в игровой ситуации и другие.
игра, игровая детская субкультура, социокультурные условия развития дошкольника, типичные игровые модели, сюжетно-ролевая игра
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  2. Басенкова Л. В. Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений // Вестник ВГГУ. 2009. № 4. С. 96–98.
  3. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 187–207.
  4. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 87–91; № 4. С. 64–68.
  5. Литвинова С. Н. К проблеме содержания сюжетно-ролевых игр современных дошкольников // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Сборник тезисов международной научно-практической конференциям. МПГУ, 2007. С. 157–161.
  6. Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 1.
Литвинова Светлана Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.
Литвинова С. Н., Челышева Ю. В. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 99-112. DOI: 10.15382/sturIV202162.99-112
Современным трендом системы образования в мире является персонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду.Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов.Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.
цифровизация, цифровая трансформация дошкольного образования, цифровая грамотность воспитателя, цифровой детский сад, Smart City, экосистема, цифровые инструменты
  1. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22–30.
  2. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5–3 (55). С. 136–138.
  3. Веракса Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 19–26, 136–138.
  4. Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12–27.
  5. Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
Литвинова Светлана Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.
Челышева Юлия Вячеславовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7533-5938;
Электронный адрес: cherishevauv@mgpu.ru.