/
Результат поиска


Лавринович М. Б. Модернизация системы призрения в России: в поисках «достойных бедных» в Странноприимном доме графа Шереметева (1800-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 28-46. DOI: 10.15382/sturII201991.28-46
На рубеже XVIII и XIX веков в Россию начали проникать новые представления об организации помощи бедным, основанные на оценке уровня нуждаемости, с одной стороны, и морали потенциального получателя, с другой. Н. П. Шереметев и руководивший строительством Странноприимного дома и организацией системы помощи А.Ф. Малиновский в поисках образца обратили свое внимание на «систему Рамфорда» и связанную с ней практику отбора получателей пособий Гамбургским патриотическим обществом. В фокусе этих систем находились «новые бедные» – трудящиеся люди, чьих заработков не хватало на обеспечение себя и семьи. Их идеологи не считали бедность следствием личных моральных недостатков, как настаивали английские социальные реформаторы. Эти системы дополняли друг друга: Гамбургское общество предполагало оценку нуждаемости и индивидуальный подход к размеру помощи в каждом случае; Б. Томпсон Рамфорд обучал обитателей работного дома трудовым навыкам, а также кормил бедных на регулярной основе. Шереметев и Малиновский сразу отсекли «тунеядцев» и «бродяг», поскольку не собирались их «перевоспитывать», исключив, таким образом, помощь низшим городским слоям. Они отказались также от «румфордова супа», но не отказались от идеи отбора нуждающихся. Для назначения пособий, помимо объективных критериев (многодетность или болезнь), учитывалась многолетняя «беспорочная» служба, трудолюбие и «благопристойность». В результате среди потенциальных получателей помощи от Дома преобладало московское чиновничество и офицерство средних чинов, принадлежавшее к близкому самому Малиновскому кругу и имевшее рекомендации от известных ему респектабельных лиц, а критерием отбора нуждающихся стал социальный статус.
институты призрения, социальный статус, «достойные бедные», Странноприимный дом, Н. П. Шереметев, А. Ф. Малиновский, Б. Томпсон Рамфорд, Александр I, Гамбургское патриотическое общество
  1. Барлова Ю. Е. Бедность , нищенство и социальное призрение в общественно –политической мысли России XVIII–XIX вв. // Наука и школа. 2010. № 2. С. 118–121.
  2. Барлова Ю. Е. Картофель и суп в борьбе с бедностью: пропаганда «экономной кулинарии» в истории Англии нового времени // Британия: История, культура, образование: Сб. ст. международной научной конференции (13–14 сентября 2018 г.). Вып. 4 / науч. ред. А. Б. Соколов. Ярославль, 2018. С. 454–459.
  3. Барлова Ю. Е. «Надзор и прибыль». Общественное призрение и социальная помощь в теоретических конструктах Иеремии Бентама // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 33. М., 2010. С. 166–186.
  4. Бессонов П. Прасковья Ивановна, графиня Шереметева. М., 1872.
  5. Бодюс Ф. де, Сомов В. А. Амабаль де Бодюс, Monsieur «Le Spectateur du Nord», и его русские знакомства // XVIII век: Сб. 28 / отв. ред. Н. Д. Кочеткова. М.; СПб., 2015. С. 236–287.
  6. Виноградов А. И., Березовский С. Е. Странноприимный дом графа Шереметева в Москве, 1810–1910. М., 1910.
  7. Долгова С. Р. Алексей Федорович Малиновский // Обозрение Москвы. М., 1992. С. 176–234.
  8. Киселёв Н. П. Из истории русского розенкрейцерства. СПб., 2005.
  9. Козлова Н. В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.
  10. Лавринович М. Б. Как поссорились Николай Петрович и Алексей Федорович // Российская история. 2016. № 3. С. 91–110.
  11. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005.
  12. Cavallo S. Conceptions of Poverty and Poor Relief in Turin in the Second Half of the Eighteenth Century // Domestic Strategies: Work and Family in France and Italy, 1600-1800 / S. Woolf, ed. Cambridge; P., 1991. P. 148–199.
  13. Gorski P. S. The Disciplinary Revolution: Calvinism and the Rise of the State in Early Modern Europe. Сhicago, 2003.
  14. Hartley J. Alexander I. L., N.Y., 1994.
  15. Hartley J. Philanthropy in the Reign of Catherine the Great // Russia in the Age of Enlightenment.
  16. Essays for Isabel de Madariaga / R. Bartlett, J. Hartley, eds. L., 1990. P. 167–191.
  17. Lavrinovich M. B. A servant of two masters? The role of patronage and clientage in the career strategies of a Moscow offi cial in the late 18th and early 19th centuries // Cahiers du Monde Russe. 2018. Vol. 59. No. 1. P. 7–36.
  18. Lavrinovich M. Social Capital vs. Social Discipline: Sheremetev’s Almshouse and Its Residents in 1810–1811. URL: http://www.perspectivia.net/content/publikationen/vortraege-moskau/Lavrinovic_Seremetev-Armenhaus (дата обращения: 30.07.2019).
  19. Lindemann M. Patriots and Paupers: Hamburg, 1712–1830. N.Y.; Oxford, 1990.
  20. Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996.
  21. Martin А. М. Enlightened Metropolis: Constructing Imperial Moscow, 1762–1855. Oxford, 2014.
  22. Martin A. M. Sewage and the City: Filth, Smell, and Representations of Urban Life in Moscow, 1770–1880 // Russian Review. 2008. Vol. 67. № 2. Р. 243–274.
  23. Otto H. Kirchliche Armenpfl ege in Norddeutschen Städten zwischen Aufklärung und Erweckung // Pietismus und Neuzeit. Ein Jahrbuch zur Geschichte des neueren Protestantismus / Butterweck C. (Hg.). Bd. 25. Göttingen, 1999.
  24. Redlich F. Science and Charity: Count Rumford and His Followers // International Review of Social History. 1971. Vol. 16. № 2. Р. 184–216.
  25. Rosslyn W. Deeds, Not Words: The Origins of Women’s Philanthropy in the Russian Empire. Birmingham, 2007.
Лавринович Майя Борисовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная д. 21/4, стр. 3;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1071-1469;
Электронный адрес: mlavrinovich@hse.ru.
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 году.