/
Результат поиска


Куровская Ю. Г., Безрогов В. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 131-140. — Рец. на кн.: Naas Marcel. Didaktische Konstruktion des Kindes in Schweizer Kinderbibeln: Zürich, Bern, Luzern (1800–1850). Göttingen, 2012
PDF

Куровская Юлия Геннадьевна
Безрогов Виталий Григорьевич
Куровская Ю. Г., Безрогов В. Г. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 19-31. DOI: 10.15382/sturIV201536.19-31
В статье рассматриваются пособия 1520–1530-х гг. по обучению народному немецкому языку, автором которых является Валентин Икельзамер — немецкий педагог XVI в., основатель звукового метода обучения грамоте, заключающегося в выработке у учащихся умения выделять звуки из речи. В ходе когнитивно-лингвистического анализа содержания одной из наиболее известных и значимых книг автора — пособия по чтению «Истинный способ научиться читать в кратчайший срок» (Die rechte Weis auff s kürtzist lesen zu lernen, 1527) — раскрываются особенности восприятия понятия «обучение чтению» в педагогической культуре Германии того периода и репрезентации его в учебном процессе. Анализируется композиционная логика учебника, устанавливаются его лексикограмматические контуры, языковое своеобразие и структура в связи с отражением целей и задач пособия как такового. Авторы делают предварительные выводы о степени сформированности понятия «учебник».
букварь, грамматика, начальное обучение, фонетический метод, обучение немецкому языку, Валентин Икельзамер
1. Безрогов В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах и для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №1 (10). С. 14–29.
2. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
3. Eichler (Freyni) Birgit. 1995 “Valentin Ickelsamer und Hans Fabritius — sprachgeschichtliche Reminiszenz an zwei frühe Erfurter Schulmeister“, in Ehrhardt H., Sonntag E. (eds.) Historische Aspekte des Deutschunterrichts in Thüringen. Beiträge zur Geschichte des Deutschunterrichts, Frankfurt am Main, 1995, vol. 24, pp. 33–47.
4. Franck Jakob. 1881 “Ickelsamer, Valentin“, in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), Leipzig, 1881, vol. 13, p. 739.
5. Giesecke Michael. 1992 “Alphabetisierung als Kulturrevolution. Leben und Werk Valentin Ickelsamers (ca. 1500 — ca. 1547)“, in Sinnenwandel-Sprachwandel-Kulturwandel, Frankfurt, 1992, pp. 122–185.
6. Giesecke Michael. 1979 “Schriftspracherwerb und Erstlesedidaktik in der Zeit des ‘gemein teutsch’ — eine sprachhistorische Interpretation der Lehrbücher Valentin Ickelsamers“, in Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, 1979, vol. 11, pp. 48–72.
7. Klages Johanna. Die Lautiermethode, in: http://www.uni-leipzig.de/herder/projekte/alpha/frames/main5.2.htm (Date: 02.01.2014).
8. Klein Wolf Peter. 2010 “Die deutsche Sprache in der Gelehrsamkeit der frühen Neuzeit. Von der lingua barbarica zur HaubtSprache“, in Jaumann H. (ed.) Diskurse der Gelehrtenkultur in der Frühen Neuzeit: Ein Handbuch, Berlin; New York, 2010, pp. 465–516.
9. Lobenstein-Reichmann A. & Reichmann O. (Hrsg.) Frühneuhochdeutsch. Aufgaben und Probleme seiner linguistischen Beschreibung (Germanistische Linguistik 213–215), Hildesheim; Zürich; New York, 2011.
10. Looss Sigrid. 1991 “Der Rothenburger Schulmeister Valentin Ickelsamer“, in Zeitschrift für bayerische Kirchengeschichte, 1991, vol. 60, pp. 1–19.
11. Niederer Heinrich. 1974 “Ickelsamer, Valentin“, in Neue Deutsche Biographie (NDB), Berlin, 1974, vol. 10, p. 112.
12. Noll Heinrich. Der Typus des religiösen Grammatikers im 16. Jahrhundert, dargestellt an Valentin Ickelsamer, Marburg Uni, 1936.
13. Sigrid D. Die Aussprache des Fruhneuhochdeutschen nach Lesemeistern des 16. Painter Jahrhunderts, Frankfurt am Main, 1989.
14. Sigrid D. 1992 “The School Masters as a Source for the Pronunciation of Early New High Painter German”, in Rauch I., Carr G. F., Kyes R. L. (eds.) On Germanic Linguistics: Issues and Methods, Berlin; New York, 1992, pp. 233–244.
15. Rössing-Hager Monika. 1998 “Ickelsamer, Valentin“, in Killy W. (ed.) Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, Gütersloh; München, 1988–1991 (CD-ROM: Berlin 1998), vol. 6, p. 31.
16. Schnurrer Ludwig. 2002 “Valentin Ickelsamer (ca. 1500–1547), Laientheologe und Pädagoge“, in Fränkische Lebensbilder, Würzburg, 2002, vol. 19 (Reihe VII A), pp. 51–64.
17. Velten Hans Rudolf. 2012 “Frühe Lese- und Schreiblernbücher des 16. Jahrhunderts. Zu Valentin Ickelsamers Die rechte weis, aufs kürtzist lesen zu lernen (1527) und Teütsche Grammatica (1532?)“, in Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2012, vol. 17, pp. 31–48.
18. Vice Roy L. 1995 “Valentin Ickelsamer. Seine Wandlung vom Rebellen zum Quietisten“, in Die Linde, 1995, vol. 77, pp. 65–70, 73–80.
19. Winters Margaret E., Tissari Heli, Allan Kathryn. Historical Cognitive Linguistics, Berlin; New York, 2010.
20. Wozilka Jenny. 2002 “Lesenlernen im 16. Jahrhundert: Valentin Ickelsamer“, in Arnold Grömminger (ed.) Geschichte der Fibel, Frankfurt am Main, 2002, pp. 201–215.
Куровская Юлия Геннадьевна
Безрогов Виталий Григорьевич
Куровская Ю. Г. Герхард Михель: Даниэль Георг Морхоф — критик Коменского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 35-54. DOI: 10.15382/sturIV201850.35-54
Вниманию читателя предлагается рассмотрение вопросов, возникающих возле Яна Амоса Коменского и его трудов в период, имевший решающее значение для формирования педагогики Нового времени. Представлен ретроспективный взгляд, раскрывающий восприятие личности и идей Яна Амоса Коменского. Исследовательское внимание автора сосредоточено на сочинениях Даниэля Георга Морхофа (1639–1691), в которых была дана многосторонняя оценка деятельности Яна Амоса Коменского его младшим современником. Конструктивная критика Яна Амоса Коменского со стороны видного энциклопедиста, чья научная систематизация оказала большое влияние на содержание образования, учебные планы и пути его приобретения, сказывалась вплоть до конца XVIII в. Профессор Московского университета Иоганн Матиас Шаден (1731–1797) в своей речи, прозвучавшей 30 июня 1770 г. и в центре внимания которой находилась тема пользы воспитания и просвещения подданных науками и художествами, ссылался перед своей аудиторией на Даниэля Георга Морхофа. При этом он подчеркивал необходимость исправить, усовершенствовать и тем самым преобразить Orbis sensualium pictus Яна Амоса Комения. Публикуя работу Герхарда Михеля, редакция учитывает широко распространенную в настоящее время мифологизацию наследия Яна Амоса Коменского и потому открывает в журнале для дальнейшего обсуждения тему восприятия и прочтения педагогики Яна Амоса Коменского в разные исторические эпохи и в разных странах. Просим рассматривать данную аннотацию как приглашение к дискуссии.
педагогика, история педагогики, Даниэль Георг Морхоф, Ян Амос Коменский, наследие, пансофия, пампедия
  1. Ветушко-Калевич А. А. «Полигистор» Даниэла Морхофа о риторике // Филологическое наследие М. В. Ломоносова: коллективная монография / П. Е. Бухаркин, С. С. Волков, Е. М. Матвеев, отв. ред. СПб., 2013. С. 108–165.
  2. Aron R. Comenius als Pädagoge im Urteil seiner Zeitgenossen // Monatshefte der Comenius-Gesellschaft. Berlin, 1895. Bd. 4. S. 217–241.
  3. Aron R. Urteile über den Orbis pictus des Comenius // Pädagogische Zeitung. 1892. XXI. № 12.
  4. Comenius J. A. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Editio princeps. Tom 1 u. 2. Prag, 1966.
  5. Comenius J. A. Pampaedia: Lateinischer Text und deutsche Übersetzung. Nach der Handschrift hrsg. v. D. Tschiževskij in Gemeinschaft mit H. Geißler u. K. Schaller. 2. Aufl . Pädagogische Forschungen: Veröff entlichungen des Comenius-Instituts. Heidelberg, 1965. VII. 29.
  6. Dolch J. Lehrplan des Abendlandes: zweieinhalb Jahrtausende seiner Geschichte. 2. Aufl. Ratingen, 1965. S. 308.
  7. Hestermeyer W. Paedagogica Mathematica: idee einer universellen Mathematik als Grundlage der Menschenbildung in der Didaktik Erhard Weigels, zugleich ein Beitrag zur Geschichte des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. Paderborn, 1969.
  8. Kern M. Daniel Georg Morhof. Landau/Pfalz, 1928.
  9. Kvačala J. Die pädagogische Reform des Comenius in Deutschland bis zum Ausgange des XVII. Jahrhunderts. 2 Bde. Berlin, 1903/1904.
  10. Michel G. Daniel Georg Morhof — Eine Comenius-Kritik am Ausgang des 17. Jahrhunderts // Morhof G. Schulbuch und Curriculum. Comenius im 18. Jahrhundert / Hrsg. von K. Schaller.
  11. Veröff entlichung der Comenius-Forschungsstelle im Institut für Pädagogik der Ruhr-Universität Bochum. № 2. Ratingen, Kastellaun, Düsseldorf, 1973. S. 5–21.
  12. Morhof D. G. Daniel Georg Morhofens Unterricht von der Teutschen Sprache und Poesie. Text der zweiten Ausgabe. Lübeck und Franckfurt, 1700. Bad Homburg v.d. H.-Berlin-Zürich, 1969 (1. Aufl . 1682).
  13. Morhof D. G. De pura dictione latina liber. Hannover, 1725.
  14. Morhof D. G. Polyhistor literarius philosophicus et practicus / Maximam partem opus posthumum, accurate revisum... ex autoris annotationibus... auctum... duabusque praefationibus... praefi xis, quarum prior Morhofi i vitam et scripta Polyhist(oris) item historiam, et eruditorum de illis judicia exhibet, illustratum a Johanne Mollero. Editio secunda. Lubecae, 1714.
  15. Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert. 2. Aufl . Heidelberg, 1967 (первое изд. 1962).
  16. Schaller K. Johann Joachim Becher. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Pädagogik // Schaller K. Studien zur systematischen Pädagogik. 2. Aufl . Heidelberg, 1969. S. 7–37.
  17. Wiedemann C. Polyhistors Glück und Ende. Von Daniel Georg Morhof zum jungen Lessing // Festschrift Gottfried Weber zu seinem 70. Geburtstag. Hrsg.v. H. O. Burger und K.v. See. Bad Homburg, Berlin, Zürich, 1967. S. 215–235.
Куровская Юлия Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0001-7832-9402;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.
Перевод с немецкого и комментарии выполнены В.А. Брун-Цеховым при поддержке Фонда Галины Иванченко. Научная редакция перевода осуществлена Ю.Г. Куровской в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№27.8520.2017/БЧ). Выражаем благодарность В.Г. Безрогову, выступившему инициатором данной работы и на всем ее протяжении оказывавшему ей организационную и консультационную поддержку.
Куровская Ю. Г. История учебной литературы для начальной школы: к развитию научных идей Виталия Григорьевича Безрогова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 74-83. DOI: 10.15382/sturIV202058.74-83
В статье раскрыты основные стороны научного дара и творческого пути Виталия Григорьевича Безрогова. Представлены ключевые идеи его исследовательских изысканий — история учебной литературы для начальной школы в разные периоды развития культуры и образования. Среди основных направлений его научной деятельности в статье выделены следующие: изучение развития и специфики языковой картины мира, латентно изображенной в учебниках для начальной школы Германии в XVI–XVII вв., исследование особенностей урбанистического дискурса в учебной литературе для начальной школы России XX в. Описан концепт «Urbs» — «Город», изображенный в Orbis pictus Яна Амоса Коменского и сформированный его когнитивными признаками, которые в своем единстве отражают разные стороны урбанистического пространства. В Энциклопедии видимого мира Коменского город, пронизанный «духом геометрии», изящен в своей внутренней логике и строгости линий. Он подан ребенку как неотъемлемая составляющая мира человека, место его ментальной и физической силы и центр его жизненной энергии, среда его социализации и пространство его инкультурации; территория, где реализуются его природные и приобретаемые в городской жизни навыки и способности. Показана большая ценность научно-педагогического наследия Виталия Григорьевича Безрогова для современной педагогической науки и образования, представлены возможности развития идей ученого.
Виталий Григорьевич Безрогов, Comenius, история педагогики, научное наследие, начальное образование, языковая картина мира, урбанистический дискурс, ученик, учебник
  1. Безрогов В. Г. Die Un/Sichtbare Welt: рецепция Orbis Sensualium Pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 1. С. 220–284.
  2. Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11–30.
  3. Безрогов В. Г. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории первых переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2018. № 4. С. 29–59.
  4. Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653–1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7–8 июня 2017 г.) / С. М. Марчукова, ред. СПб., 2017. С. 105–117.
  5. Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / Р. С. Бозиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 171–175.
  6. Безрогов В. Г. Учебник среди историко-педагогических источников // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 246–252.
  7. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знаниями: сб. науч. тр. СПб., 2016. С. 217–224.
  8. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сб. науч. тр. СПб., 2016. C. 298–306.
  9. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Picturа et educatio в преддверии Коменского: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26–44.
  10. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.
  11. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.
  12. Numen. The Latin Lexicon. URL: https://latinlexicon.org/search_latin.php (дата обращения: 02.02.2020).
Куровская Юлия Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0001-7832-9402;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.