/
Результат поиска


Куприянов Б. В. Первый опыт романтических чувств и отношений у советских подростков в пионерском лагере в 60–80-х гг. ХX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 82-94. DOI: 10.15382/sturIV201851.82-94
В тексте на основе результатов обследования около полутора сотен респондентов в возрасте 43–65 лет осуществляется социально-педагогическая реконструкция опыта романтических переживаний и дружбы советских школьников в пионерских лагерях в 60–80 гг. ХХ в.Анализ и интерпретация интервью лиц, отдыхавших в детстве в пионерских лагерях, позволяет утверждать, что романтические переживания и отношения четко дифференцируются респондентами и квалифицируются как «симпатия» (эмоция или чувство), «романтическая дружба мальчика и девочки» (взаимоотношения и взаимодействие в паре), влюбленность (взаимное чувство или без взаимности). В пионерском лагере могла происходить эволюция романтических переживаний и отношений (от взаимной симпатии к романтической дружбе, от романтической дружбы к влюбленности одного или обоих подростков). Ситуация, когда романтические чувства и эмоции были без взаимности, не всегда воспринималась подростками как негативная, нередко романтическое переживание было самодостаточным. Романтические чувства возникали у небольшой части подростков, а романтические отношения еще реже, наибольшая доля пионеров впервые испытывала романтические чувства в 14–16 лет. Симпатия, романтическая дружба и влюбленность могли связывать двух подростков, отдыхающих в пионерском лагере; девочку, отдыхающую в лагере, и мальчика из расположенного рядом с лагерем поселка (села); подростка, отдыхающего в пионерском лагере, и вожатого (вожатую). В проявлении романтических переживаний и в своих романтических отношениях подростки демонстрировали разные стратегии, различающиеся в настойчивости обрести взаимность. По длительности романтические чувства и отношения советских подростков в пионерских лагерях в массе своей были кратковременными — завершались окончанием лагерной смены, исключения встречались достаточно редко. Репертуар проявления романтических чувств и отношений включал общение во время парных медленных танцев; сидение рядом на мероприятиях; совместное участие в играх и развлечениях; переписка через лагерную игровую почту; уединенные встречи (прогулки). Романтические переживания и отношения не вербализировались подростками. В отношении пар, чьи отношения были известны в группе сверстников, окружающие создавали поддерживающее и оберегающее приватное пространство.
летний лагерь, история детства в СССР, дружба и влюбленность подростков, история внешкольной повседневности школьников, романтические отношения подростков, мемуары о детстве в СССР
  1. Бочавер К. А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
  2. Екимчик О. А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
  3. Кон И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. М., 1996.
  4. Малгатаева М. М. Психологическая и социальная сущность феномена симпатии // Исследования и разработки в перспективных научных областях. Новосибирск, 2017. С. 81–86.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.
  6. Нышпора М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия: на примере студенческой дружбы: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2017.
  7. Петрова А. А. Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тамбов, 2011.
  8. Пятилетова Л. В., Ростовцев А. К. Эротическая любовь и влюбленность как феномены человеческого бытия // Ф¢н-наука. 2012. т. 1. № 9 (12). С. 32–35.
  9. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  10. Розенова М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
  11. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  12. Шафигуллин И. Ф. Психология симпатии в формировании имиджа делового человека // Будущее науки-2017: Сб. науч. ст. 5-й Междунар. молодежн. науч. конф.: в 4 т. Т. 4. 2017. С. 270–272.
Куприянов Борис Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Автор выражает благодарность Ирине Дмитриевне Демаковой, которая поддержала идею антропологического исследования.Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а
Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60-80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41-56. DOI: 10.15382/sturIV202056.41-56
В статье для восстановления детско-взрослых конвенций в пионерских лагерях 60–80-х гг. ХХ в. были использованы: положения экономической теории конвенций, тезисы «modus vivendi» (временное соглашение), положения М. Фуко о «дискурсивных ансамблях», о спектре ролей участников отношений, о теоретической конструкции «дисциплинирование»; а также концепция устной истории.Исследование было призвано охарактеризовать процесс конвенционирования отношений ребенка со взрослыми в пионерском лагере на материалах современных воспоминаний о событиях второй половины ХХ в. В качестве основного метода исследования использовались структурированные интервью, проведенные в 2017–2019 гг. по всей территории России, респондентами выступали лица 1953–1973 гг. рождения, в итоге интерпретировались фрагменты 139 интервью.Для реконструкции детско-родительских конвенций анализировалась ситуация, когда поездка в пионерский лагерь была нежелательной для ребенка. В результате обработки материалов выявлены два вида конвенций (первичная и вторичная): первичная конвенция становилась результатом уступок ребенка со стороны родителей и могла сохраняться в период всей лагерной смены; вторичная конвенция актуализировалась в обстоятельствах неприемлемости для ребенка условий первичной конвенции. Конвенция детей с вожатыми в пионерском лагере исследовалась на материале детской шалости. Основываясь на результатах интервью, удалось оценить стратегии реагирования вожатых на детские шалости в контексте тактических результатов и возможных последствий, с позиции обеспечения безопасности ребенка, соблюдения вожатым трудовой дисциплины и должностных обязанностей как работника пионерского лагеря.
история советского детства, пионерский лагерь, детско-родительские отношения, отношения вожатых и детей, теория социальных конвенций
  1. Арапова П. И. Нарративное интервью как метод исследования внешкольной повседневности советских школьников // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 29–38.
  2. Грановская О. Л. Либеральные модели социальной конвенции // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. С. 107–115.
  3. Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности / пер. с англ. под общ. ред. Г. В. Каменской. М., 2003.
  4. Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х гг. М., 2018.
  5. Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М., 1984.
  6. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  7. Куприянов Б. В. Временные координаты воспитательной деятельности // Народное образование. 2009. № 8. С. 227–233.
  8. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI в. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  9. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  10. Лоскутова М. В. Устная история в Великобритании и США в 1990-х — начале 2000-х гг.: обзор основных тенденций и исследований, посвященных истории России и СССР // Устная история (oral history): Теория и практика: мат-лы Всерос. научн. семинара. Барнаул, 2007. С. 176.
  11. Ляшок А. С. К вопросу о конструировании «повседневности мальчиков» и «повседневности девочек» в пространстве школы 1980-х — первой половины 1990-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 119–124.
  12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». М., 2014.
  13. Нестерова А. А. Комсомольские и пионерские организации в условиях реформирования общего образования во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.: на материалах Тамбовской области: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2015.
  14. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2.
  15. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. История педагогики в современную эпоху // Педагогика. 2016. № 8. С. 104–113.
  16. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. № 1. С. 7–18.
  17. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  18. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  19. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение. М., 2014.
Куприянов Борис Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а. Выражаем благодарность И. Д. Демаковой и И. А. Колесниковой за поддержку идеи изучения детской шалости, коллегам А. В. Кудряшеву, Р. С. Лебедеву, И. Э. Смирновой за участие в разработке этой идеи.
Куприянов Б. В. Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 57-70. DOI: 10.15382/sturIV202161.57-70
В статье обосновывается допустимость рассмотрения в качестве воспитательного со-бытия ребенка и взрослого специфических обстоятельств детской шалости. В результате исследований 2017–2020 гг. обозначены грани детской шалости: как разновидности детско-взрослого диалога, скрытой трансакции, драматургического социального действия, культурной практики, разрушающей ограничения повседневности, формы самоутверждения и способа преодоления ограничений и давления, как воспитательное со-бытие ребенка и взрослого, экспериментально-поисковое поведение ребенка по определению границ допустимого, сигнал о наличии у дошкольника проблемы, несогласия с существующим порядком вещей. Определены состав участников, основные фазы и воспитательный потенциал детской шалости. В заключении делается вывод о том, что перспективы использования детской шалости в воспитании дошкольников связаны с разработкой методического протокола педагогически целесообразного реагирования для работников дошкольных образовательных организаций.
социально-педагогическая антропология детства, воспитание дошкольников, общение взрослых и детей, поведение ребенка, междисциплинарные исследования детства
  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатногтипа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М., 1983.
  3. Асмолов А. Г. Николай Поддьяков как Льюис Кэрролл нашего времени, или Психология неопределенности мира детства: Предисловие к книге «Развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты». URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/psychology/16084-nikolay_poddyakov_kak_lyuis_kerroll_nashego_vremeni__ili__psihologiya_neopredelyonnosti_mira_detstva (дата обращения: 27.03.2021).
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х — 1970-х гг. Калуга, 2002.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. М., 2017.
  6. Берштейн А. А. Педагогика на кончиках пальцев: введение в специальность. СПб., 2012.
  7. Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А. и соавт. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях: монография. М., 2017.
  8. Дугин И. М., Луговой А. А. О противоречиях процесса нравственного воспитания в федеральных государственных общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 43–50.
  9. Калугина З. И. От среднего класса — к креативному // ЭКО. 2007. № 10 (400). С. 93–105.
  10. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  11. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  12. Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60–80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41–56.
  13. Куприянов Б. В., Лебедев Р. С., Смирнова И. Э. Теоретическая идентификация детской шалости в рамках конструкта «девиантное поведение» // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. материалов II Международной научно-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 365–374.
  14. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Подобин А. Е. и соавт. Организация досуговых мероприятий: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Б. В. Куприянов, ред. М., 2014.
  15. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 2013.
  17. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
  18. Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010.
  19. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. для студентов вузов. М., 2001.
  20. Николаи Ф. В., Хазина А. В. История эмоций и «аффективный поворот»: проблемы диалога // Диалог со временем. 2015. № 50. С. 97–115.
  21. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. СПб.; М., 2013.
  22. Рожков М. И., Набатова М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду. Ярославль, 2006.
  23. Сiткар В. I. Психологічні особливості виникнення і прояву дитячих пустощів: автореф. дис. … канд. псих. наук. Київ, 1996.
  24. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30–38.
  25. Савенков А. И., Савенкова Т. Д. Диагностика базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 3 (87). С. 39–44.
  26. Сидоркин А. М. Я-для-Тебя: критика диалога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международ. научно-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 29–39.
  27. Смирнова И. Э. «Не пойду в “музыкалку!”»: проделки и шалости учащихся музыкальной школы второй половины XX в. // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. Симферополь, 2019. С. 199–207.
  28. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20–29.
  29. Inkeles A. National character: a psycho-social perspective. New Brunswick; London, 2015.
  30. Kupriyanov B. V. The Adrenaline Rush of Children’s Pranks // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60. P. 238–256.
Куприянов Борис Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, г. Москва, Столярный переулок, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Посвящается Бэлле Нисоновне Русиной заведующей детским садом № 242 г. Саратова. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890. Выражаем благодарность организаторам конференции по вопросам социального развития дошкольников и лично А. Ш. Шахмановой за возможность представить результаты исследований, коллегам Р. С. Лебедеву и И. Э. Смирновой принимавших участие в разработке проблемы. Отдельная признательность А. Г. Асмолову горячо поддержавшему идею изучения детской шалости.