Результат поиска
Ссылка на статью:
Кряхтунов М. И. Ролевая диспозиция как одно из психологических оснований труда учителя
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2017.
Вып. 47. С. 130-134.
DOI: 10.15382/sturIV201747.130-134
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Статья посвящена анализу работы педагога с позиции теории ролей. В начале статьи изложена актуальность темы. После чего раскрывается смысл и содержание понятия «ролевая диспозиция», которая рассматривается как соотношение разных видов ролей в конкретной педагогической ситуации; показываются источники, условия и признаки (телесные, эмоциональные, мыслительные, поведенческие) формирования ролевой диспозиции. В статье изложено содержание разных видов ролей: соматических, психических, социальных, трансцендентных. Подробно описывается процесс изменения ролевой диспозиции педагога и его параметры: диагностика имеющейся ролевой диспозиции; определение степени комфортности актуальной роли; показатели для сохранения ролевой диспозиции; показатели для изменения ролевой диспозиции; осознавание происходящего («кто и что делает?», «что происходит со мной?»); определение развивающей роли («что выходит на первый план моего сознания?», «каково мое наиболее ясное побуждение?»); осуществление перехода; повторная диагностика ролевой диспозиции. В завершении раскрыто значение ролевой диспозиции педагога для учащихся.
роли, ролевая диспозиция, педагог, психология учителя, педагогический профессионализм, профессиональное развитие, педагогические роли, ролевая диагностика, развивающая роль, теория ролей
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М., 1994.
- Морено Я. Психодрама. М., 2001.
- Шутценбергер А. Психодрама. М., 2007.
Кряхтунов Михаил Ильич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 117535, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: проф. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В. А. Сластенина, факультета педагогики и психологии;
Электронный адрес: mkpole@yandex.ru.
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 117535, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: проф. кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В. А. Сластенина, факультета педагогики и психологии;
Электронный адрес: mkpole@yandex.ru.